Елена Горбунова
Воспитание трудолюбия, послушания посредством сказки
ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, ПОСЛУШАНИЯ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ
Со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности.
Публикация «Воспитание трудолюбия, послушания посредством сказки» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
У ребенка с помощью сказки вы сможете воспитать :
• Волю — сложное и многогранное качество личности.
• Веру в себя — умение противостоять неудачам.
• Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
• Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
• Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
• Обязательность — умение держать слово.
• Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.
• Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.
• Доброту и честность.
Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
В сказке важные для детей понятия даны образно и поэтому хорошо усваиваются, причём на подсознательном уровне. Сказка заранее готовит ребёнка к сложным ситуациям, в которых он может оказаться, подсказывает пути решения сложных житейских задач. Через сказку ребенок познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, отваге и трусости, о дружбе и предательстве. Именно сказки доступно и просто объясняют малышу, что хорошо, а что плохо, прививают моральные и социальные ценности. Сказка формирует характер, воспитывает душу.
Традиционно в русских народных сказках счастье выстрадано героями, заработано нелегким трудом. Горе и лишения, людская несправедливость, изнуряющий труд - постоянные спутники народных любимцев. Так, в сказке «Крошечка-Хаврошечка» рассказывается о тяжелой сиротской доле, о том, что «есть на земле люди хорошие, есть н похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает. Какую ни даст работу мачеха - все девушка выполнит. Трудилась Хаврошечка от зари до зари. А мачехе все мало, всем она не довольна, куском хлеба попрекает. Была у Хаврошечки заступница - Коровушка, да сгубила ее мачеха. Только и после смерти заступница не оставила девушку. Из косточек коровы выросли чудесные яблоки. Угостила сиротка доброго молодца яблочком, а тот на ней и женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать».
Народная педагогика раскрывала роль труда в воспитании. Она ставила целью воспитания подготовку не просто трудолюбивого человека, а глубоко нравственной личности. Поэтому воспитание трудолюбия в русских сказках тесно связано с развитием у ребенка таких нравственных качеств, как доброта, сопереживание, ответственность за порученное дело.
Так, в народной сказке «Гуси-лебеди» прослеживаются три параллели - ответственность, послушание, трудолюбие. Качества, на первый взгляд, совершенно разные, но, соединяясь, они формируют нравственность: как бы тебе не было плохо, умей слышать другого. Способность услышать голос, просящий о помощи, наличие таких качеств, как совестливость, честность, сочувствие, сострадание - все это говорило о богатстве души, человеческом достоинстве, чести. Именно в этом, по строгой оценке народа, состояла воспитательная ценность сказки,
Одной из главных задач трудового воспитания было предупреждение лени, тунеядства. Бесчисленны народные вариации сказок о лени и трудолюбии. Их ценность заключается в неповторимости, оригинальности решения воспитательных задач. Поистине неисчерпаема мудрость народа-труженика, утверждавшего высшую ценность и красоту человека - трудолюбие.
Русская сказка - художественное творение, в котором нашла отражение тысячелетняя история народа. Сказка - это яркое проявление национального искусства, которое вышло из раздумий рассказчиков над основами людского бытия. Значимость сказки как средства трудового воспитания бесспорна.
Большинство родителей сталкиваются с капризами: ребенок не хочет ложиться спать, убирать игрушки, чистить зубы, купаться, есть и вовремя уходить с площадки. Такие проблемы знакомы каждой маме. Уговоры, нотации и просьбы не приносят результата, мама чувствует себя бессильной, сдается и срывается на крик. Чем провоцирует новый виток капризов и истерик.
Слушая историю или сказку, ребенок отождествляет себя с героем. Сказка помогает ребенку почувствовать, что он не одинок, что другие дети тоже могут испытывать такие же эмоции, попадая в подобные ситуации. Это успокаивает ребенка: оказывается, он не один такой упрямый и непослушный, другие дети тоже порой не ладят с родителями.
Детское “не хочу!” - это попытка отстоять свои границы. Небольшое сопротивление маминым словам со временем может перерасти в истерики по любому поводу. И если мама потакает и соглашается на все - ребенок теряется от вседозволенности. Но слишком строгий, авторитарный подход, также не приносит желаемого результата: истерики и капризы усиливаются, ребенок становится неуправляемым.
Задача сказкотерапии - дать ребенку модель правильного поведения без давления и нравоучений. Когда мы говорим ребенку: “нельзя убегать от мамы” - для него это просто набор слов. У детей примерно с двух лет активно развивается образное мышление, так что в этом возрасте уже можно потихоньку подключать метафоры и истории.
Сказка помогает мягко донести ребенку нужную информацию, и на примере главного героя показывает, что бывает, если не слушаться маму и делать по-своему.
СКАЗКА ПРО НЕПОСЛУШНОЕ СОЛНЫШКО.
В этой сказке мы знакомимся с мальчиком по имени Солнышко, который очень любил играть, но совершенно не хотел вовремя ложиться спать. Однажды Солнышко заупрямился и решил совсем не ложиться. Он играл столько, сколько ему хотелось. А на следующий день увидел, к каким грустным последствиям это привело.
Сказка про непослушное Солнышко полезна всем детям, которые не хотят ложиться спать и спорят с родителями. В ней затрагивается тема дружбы, непослушания и ответственности за свои поступки. История о плохом самочувствии Солнышка после нарушения режима сна также поможет ребенку сделать правильные выводы.
СКАЗКА ПРО НЕПОСЛУШКУ
Это история про маленькую девочку, которая совсем-совсем не слушалась родителей и делала все наоборот. И так вредничала Непослушка, так обижала маму с папой, что те ушли от нее жить в лес. На радостях девочка так заигралась, что не заметила, как муравьи утащили весь ее обед в свой муравейник. Непослушка не растерялась и пообедала конфетами, после чего у нее сильно заболел живот. К счастью, мама и папа очень сильно любили свою дочку, и вернулись домой, чтобы вылечить ее животик. А Непослушка все-все поняла, и с тех пор всегда слушалась родителей.
История про Непослушку содержит несколько посылов. В первую очередь, сказка учит быть послушным и не расстраивать взрослых, но речь не о манипуляции “будь хорошим, иначе маме будет плохо”. Идея в том, что взрослые расстраиваются, когда ребенок осознанно грубит, обзывается и дерется. И здесь отлично показана логика, какой результат можно получить, поступая так или иначе.
Второй образовательный момент сказки - это режим и качество питания. Автор делает акцент на том, что кушать нужно вовремя, а если обедать только конфетами - заболит живот.
И третий аспект дает ребенку чувство безопасности: как бы он не вредничал, как бы плохо не вел себя - родители принимают его, он все равно желанный и любимый ребенок. Малыш знает, что мама и папа всегда рядом, и придут на помощь, что бы ни случилось.
Через сказку ребенок получает опыт и положительные способы изменения:
• «50 исцеляющих сказок от 33 капризов» автор И. Маниченко (2-7 лет). В этой книге собраны не простые сказки и рассказы, где со своим капризом борется персонаж, похожий на вашего ребенка. Это позволяет детям отзеркалить свое поведение. Одна сказка лечит только один каприз. Целебный эффект сказок не сравним ни с чем, ведь они помогают избавиться от любых капризов. В этой книге решаются следующие проблемы: «Не засыпает»; «Плохо ест»; «Рождение второго ребенка»; «Не любит одеваться»; «Не хочет ходить в садик»; «Отбирает чужие игрушки»; «Ведет себя агрессивно»; «Не хочет ходить на горшок».
• Практическое руководство для родителей непослушных детей - автор Р. К. Хазиева «Сказка про Павлика и Доброго Волшебного Зайца», «Аринины сказки», «Удивительные слова», «Сказка о том, как Вася пытался поступить в школу».
• Ирина Гурина «Методичка для родителей». Здесь собраны интересные и поучительные стихи, сказки, рифмовки для самых маленьких и на все случаи жизни. Решают проблемы с капризами, отлучения от соски, приучение к горшку, чистку зубов, правила безопасности и поведение для детей.
Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, как утверждает И. В. Дубровина, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности,
Список литературы
1. Зимина И. Н. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. //Дошкольное воспитание. - 2005.- №5.
2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии. - М. : Речь, 2006
3. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. / Под ред. С. А. Козловой. - М. : Издательский центр «Академия», 2002
4. Русские народные сказки А. Н. Афанасьева. - М. : Терра, Книговек, 2019. - 604 с.
5. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой : для работы с детьми дошкольного возраста. - Харьков: Фолио, 1997