Семенова Наталья
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через народные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 54»
Консультация
«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через народные игры»
составила:
музыкальный руководитель
Семенова Н. Г.
Глазов, 2022 г.
Публикация «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через народные игры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребенком общечеловеческих ценностей культурных социальных, моральных, лежащих в основе разных цивилизаций и не чуждых другим народам.
Толерантность - это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда - многомерны и, следовательно, взгляды на этот мир различны и не могут, и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.
По отношению к детям дошкольного возраста, толерантность рассматривается как интегративное качество личности, обусловливающая желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от национальности; способность к восприятию многообразия мира, проявляющееся в терпимом, принимающем, уважительном, понимающем отношении к культуре иных национальностей.
Толерантность, являясь интегративным личностным образованием, не возникает на пустом месте, и не является врожденным. Толерантность подвергается развитию, стимулированию и коррекции. Дошкольный возраст - это период, когда закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Межнациональное воспитание, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.
Формирование толерантных отношений – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течении всей жизни. В связи с этим воспитание детей дошкольного возраста в духе дружбы, согласия и миролюбия определяется как одно из ведущих направлений в современном образовательном пространстве.
В современных условиях образование становится одним из наиболее эффективных средств формирования новых отношений и норм поведения, и в частности формирования толерантного сознания и поведения. В процессе поиска новых средств формирования у дошкольников толерантных отношений предпочтение отдается тем, которые:
во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру,
во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности,
в-третьих, интересны детям,
в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.
Таким средством воспитания является народная игра.
Народная игра -это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества. Народные игры отражают культуру и менталитет нации, поэтому претерпевают существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических, и прочих процессов.
Она, как и любая другая игра, имеет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, как своего народа, так и других национальностей. Народная игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции : семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми. Радость общения во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально-положительная основа для развития гражданско-патриотических чувств. Дети разных национальностей, посещая детский сад, повседневно общаются, играют, вносят в свою деятельность элементы национальной культуры.
В народных играх есть все : и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры.
Народные игры можно разделить на несколько типов:
• игры, отражающие отношения человека и Природы
• игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков
• игры по религиозно-культовым мотивам
• игры на находчивость, быстроту и координацию
• игры на силу и ловкость
• военные игры
Народные игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их подготовленностью. Народную игру лучше разучивать как отдельный вид деятельности. Если имеются слова, потешки, песни к игре то их можно разучивать на занятиях по ознакомлению художественной литературой, на музыкальных занятиях. Игры соревновательного характера и народные подвижные игры разучиваются на физкультурном занятии, а затем закрепляются на прогулке и повседневной жизни.
Воспитание толерантности, в настоящее время стало актуальной проблемой как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны, проблемой на мировом уровне. Толерантность - это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе повседневно общаются и воспитываются дети разных национальностей. Педагоги с детьми читают сказки, рисуют, играют в разные игры, внося в свою деятельность элементы национальной культуры.
Чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, мы предлагаем использовать подвижные игры народов мира :
- в образовательной деятельности;
- во время досугов и развлечений;
- в самостоятельной игровой деятельности;
- театрализованной деятельности.