Зоя Суюндукова
Работа по самообразованию. Воспитание толерантности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание толерантности в детском саду.
Воспитатель МБДОУ ЦРР Д/С № 2 «Оленёнок»
Суюндукова Зулихан Аликовна
Одним из гарантов общественной стабильности в современном обществе является толерантность. Образовательные учреждения как очаги современной культуры, выполняя важную просветительскую, гражданскую функцию, должны выступать проповедниками идей толерантности.
Публикация «Работа по самообразованию, Воспитание толерантности в детском саду» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» декабрь 2017
Актуальность темы формирования толерантного сознания – бесспорна, особенно по отношению к детям. Воспитывая толерантность, педагоги обеспечивают более мирное и продуктивное будущее страны и всего мира.
Цель воспитания толерантности - формирование в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Расхождение между реальным и вербальным поведением у детей, неосознанность проявления толерантного отношения их к окружающим говорят о важности систематической работы по преодолению разрыва между знаниями и опорой на них в ситуациях эмоционального переживания.
Актуальность проблемы толерантности также связана с тем, что в образовании отсутствует научно обоснованное дополнение к типовой программе приобщения детей дошкольного возраста к жизни в условиях полиэтнического общества, учитывающее знакомство детей с людьми других народов. Ведь индивидуальный опыт взаимодействия ребенка с окружающими является исключительно важным, так как служит основой личных убеждений и взглядов.
Актуальность темы толерантности обостряется в связи с тем, что современная общественная ситуация требует переосмысления этой проблемы, так как наиболее острые политические, финансовые и экономические вопросы любой страны всегда затрагивают национальные интересы того или иного народа, а отсутствие культуры межнационального общения неизменно приводит к обострению межличностных конфликтов. Именно поэтому назрела необходимость воспитания в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Воспитание толерантности является важнейшей стороной нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате чего эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. В этом случае он действует ради соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми, а не ради, например, получения одобрения.
С этой точки зрения разработанная нами программа воспитания толерантности основывается на положении о трехкомпонентной структуре нравственности и включает в себя:
- когнитивный компонент (полиэтническое сознание) - знания и представления о культуре народов совместного проживания и осознание себя субъектом полиэтнического общества;
- эмоциональный компонент (нравственные чувства) - чувства, которые возникают в процессе межнационального общения;
- поведенческий компонент (нравственная направленность поведения) - реальное поведение ребенка, которое может соответствовать нормам межнационального поведения, а может и противоречить им.
Знание не всегда принимается ребенком на эмоциональном уровне и не всегда реализуется им в поведении. Поэтому педагогам и родителям необходимо не только дать знания и представления о принятых в обществе нормах и правилах, но и способствовать их принятию, одобрению со стороны ребенка и как следствие - их реализации в повседневных поступках ребенка.
Наше исследование позволило увидеть необходимость совершенствования воспитательной работы на дошкольном этапе непрерывного образования в сфере межличностных отношений детей разных национальностей в ДОУ с полиэтническим составом.
Мы теоретически и экспериментально доказали, что разработанная модель взаимодействия детей разных национальностей подтвердила целесообразность приобщения детей к культуре народа. Проведенная нами работа позволила сделать рекомендации для создания условий по воспитанию толерантности старших дошкольников.
1. Нужно обеспечить педагогические условия в организации предметно-игровой среды, для чего надо активизировать эмоционально и информационно насыщенные формы работы с родителями, повышающие их педагогическую культуру и этнографическую грамотность.
2. Для воспитания толерантного поведения необходимо использовать традиционные средства этнопедагогики в эмоциональном сближении детей разных этносов.
3. Необходимо побуждать детей к проявлению любви и доброты по отношению к родным и близким, к сверстникам, ко всем людям независимо от их национальной принадлежности.
4. Важно разъяснять все непонятное в культуре иного народа для профилактики отчуждения между детьми на национальной почве.
5. Необходимо создать в педагогических коллективах здоровую нравственно-психологическую атмосферу доверия, доброты и терпимости к инокультурным ценностям.
Таким образом, основным результатом воспитания толерантности у детей дошкольного возраста должно стать формирование базовых элементов межнационального поведения в рамках приоритетов нравственности. Для этого необходимы знания о моральных нормах (принципах и правилах, а, во-вторых, собственное эмоциональное отношение к этим нормам. Учитывая, что эмоциональная регуляция поведения и деятельности является ведущей в дошкольном возрасте, именно социальные эмоции играют важнейшую роль в воспитании культуры межнационального общения.
Предлагаем вашему вниманию игру:
Игры
ПРИВЕТСТВИЯ
Продолжительность: 15-20 мин.
Цели:
- разрядить обстановку;
- сломать стереотипные формы поведения;
- повеселиться;
- познакомиться с приветствиями в разных культурах;
- сплотить ребят.
Ход занятия:
Участники получают карточки с приветствиями из разных стран
- сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
- потереться носами (Новая Зеландия);
- пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
- крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
- показать язык (Тибет);
- очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
- помахать рукой;
- обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).
Участники разбредаются по комнате и приветствуют друг друга способом, указанным на карточке.
Обсуждение
- понравилась ли вам игра?
- попробуйте догадаться, из каких стран происходят ваши приветствия;
- было ли трудно здороваться каким-то способом?
- показались ли какие-то из приветствий смешными?
- как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?
- какую роль играют приветствия в нашей жизни?