Евгения Соловьева
Воспитание связной речи у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Под связной речью понимается развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединённых одной темой и составляющих единое смысловое целоеВладение связной речью – это уже более высокий этап речевого развития, который начинается у ребёнка после 3,5 – 4 лет, то есть уже после того, как им будут полноценно пройдены предыдущие этапы становления речи, а именно:
- овладение правильным звукопроизношением и звукослоговой структурой слов;
- овладение достаточным словарным запасом;
Публикация «Воспитание связной речи у детей» размещена в разделах
- овладение навыком грамматически правильного построения отдельных предложений.
Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического развития малыша. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребёнку общественного опыта, управления его деятельностью. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы – восприятие, мышление, память. Существует две основные разновидности связной речи – диалогическая и монологическая, каждая из которых имеет свои особенности.
Диалогическая связная речь.
Диалог является наиболее простым видом связной речи. Он представляет собой самый распространённый и естественно возникший способ живого и непосредственного общения между двумя людьми. Главная особенность диалога состоит в том, что каждый из его участников то говорит сам, то слушает своего собеседника. При этом само содержание диалога определяется не только первоначальным замыслом каждого из его участников, но и характером реплик обоих собеседником.
Сформированная диалогическая речь обычно протекает в виде беседы двух людей, в процессе которой чередуются высказывания обоих собеседников или один из них задаёт вопросы, а другой на них отвечает. Чаще всего диалог даже взрослых людей происходит в ситуации, когда многое можно выразить или дополнить мимикой и жестами, а значит, даже не вполне точно сформулированная мысль будет понятна собеседнику. Поэтому для диалога характерны разного рода сокращения и даже нарушение грамматических норм. Кроме того, в диалоге чаще всего используются широко распространённые слова и привычные сочетания этих слов, что значительно облегчает процесс общения.
Монологическая связная речь.
Монологическая речь (от слова «моно» - один) является самым сложным видом связной речи. Монолог – речь одного человека, обращённая к одному или нескольким слушателям. Она представляет собой непрерывное и довольно продолжительное по времени логически построенное высказывание. Содержание монологической речи определяется самим говорящим и исходит только из его внутреннего замысла. В отличие от диалога монолог не прерывается слушателями и не поддерживается их репликами, поэтому говорящему труднее, чем в диалог, понять отношение слушателей к содержанию его речи.
Монолог служит для целенаправленной передачи информации. Поэтому здесь необходимо предварительное составление программы высказывания, тщательный отбор наиболее выразительных и точных слов и полное грамматическое оформление предложений.
Устная монологическая речь допускает некоторую неполноту высказывания, а также ограниченное использование мимики и жеста, что приближает её к диалогу.
Письменная монологическая речь должна быть безукоризненной как в выборе лексических средств, так и в полноте и правильности её грамматического оформления. При несоблюдении этих условий даже обычное письмо может быть понято и истолковано неправильно, не говоря уже о разного рода деловых и художественных текстов.
Полноценной монологической речью (в отличие от диалогической) и правилами её построения дети овладевают лишь на определённом этапе своего речевого развития и только в процессе их специального обучения.
В применении к дошкольному и школьному детству основными видами монологической речи являются пересказ и самостоятельный рассказ, причём внутри последнего в зависимости от целевого назначения выделяют описание, повествование и рассуждение.
Характерной особенностью ребёнка является потребность в речевом общении, а также накоплении впечатлений, происходящих в предметной деятельности. Возрастающий интерес ребёнка к предметам, их свойствами и действиями с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но обратиться и получить необходимую помощь он может, только овладевая речевым общением. Это и является главным стимулом к усвоению речи. В играх с малышом учите его правильно называть окружающие предметы ( в основном это предметы домашнего обихода: одежда, мебель, посуда, игрушки, понимать и выполнять несложные задания; составлять из нескольких слов несложные фразы.
Для развития активной речи ребёнка нужно создавать такие ситуации, при которых он вынужден обращаться с речью к взрослым. Например, попросите малыша принести какой-то предмет, но для этого он должен сначала попросить его у папы или спросить у бабушки, где он лежит (эти задания следует давать не раннее чем с полутора лет).
Уже на раннем этапе формирования словарного запаса очень важно заботиться о том, чтобы смысловое значение всех употребляемых ребёнком слов было ему понятно, то есть чтобы за этими словами обязательно «скрывались» вполне определённое предметы, признаки, действия. Это и будет началом работы над правильным и чётким усвоением смыслового значения слов, что исключительно важно. После накопления ребёнком некоторого словарного запаса нужно начинать постепенно приводить усвоенные им слова в определённую систему, чтобы этот запас слов не оказался хаотичным и недостаточно осмысленным и обобщённым, то есть не пригодным к свободной ориентировке в нём. Для лучшего понимания основного направления этой работы обратимся к той наиболее общей систематизации слов, которая принята в русском языке.
Непонимание или недостаточное полное понимание детьми связной речи может быть вызвано непониманием именно её связности (то есть связи между отдельными частями рассказа и самой логики его построения) – причины этого непонимания могут лежать гораздо глубже и уходить своими корнями в незавершённость более ранних этапов речевого развития.
Прежде всего, эти причины могут заключаться в бедности словарного запаса ребёнка и неточности понимания им смыслового значения многих слов. Ведь даже в простых по содержанию рассказах могут встречаться такие слова, которые ребёнок слышит впервые, что затрудняет понимание им всего рассказа в целом. Нередко и смысл уже известных ребёнку слов понимает неправильно.
В общении с ребёнком необходимо учитывать уровень его речевого развития, использовать простые и короткие фразы, употреблять слова, доступные и понятные малышу. Но в то же время старайтесь разнообразить свою речь, используйте эпитеты, сравнения, синонимы (слова близкие по значению).
Дети с большим удовольствием слушают сказки, рассказы (небольшие по объёму и несложные по содержанию). Одни и те же произведения им можно читать и рассказать по нескольку раз, интерес от этого к ним, как правило, не снижается. После того как книга прочитана, поговорите с ребёнком о ёё персонажах, об их характерах, задайте ему несколько вопросов, попросите рассказать содержание.
Детские книги должны находиться в доступном для малыша месте, чтобы он мог самостоятельно пользоваться ими (рассматривать иллюстрации, рассказывать их содержание мишке, кукле). Приучайте ребёнка бережно относиться к книгам. Если они порваны, «полечите» их.
Родители должны обращать внимание не только на обогащение словаря, развитие разговорной речи и её грамматической правильности, но также и на звуковую сторону речи. Для успешного усвоения звуковой стороны речи необходимо приучать ребёнка слушать речь окружающих, сравнивать свою речь с речью взрослых, контролировать свою речь. Ребенок, который замечает недостатки в произношении, будет стараться их исправлять.
Пользуясь речью и зная многие слова, ребенок еще долгое время не осознает слова как слова, что-то обозначающие, но существующие отдельно как системы символов. Например, многие младшие дошкольники и дети среднего дошкольного возраста на просьбу назвать и пересчитать, сколько слов в предложении, называют только существительные, как бы не замечая глаголов, прилагательных и других частей речи. С понятием "слово" они нередко идентифицируют целое предложение, что, по-видимому, свидетельствует о том, что слово для них - целая мысль. Если иметь в виду, что для многих детей раннего и дошкольного возраста в одном слове действительно часто выражено то, что взрослый человек с развитой речью обычно передает в целом предложении, а иногда и при помощи нескольких связанных предложений, то становится понятной такая особенность суждений детей данного возраста.
Таким образом, связная речь имеет свои законы построения, отличающиеся от правил построения отдельных предложений. Поэтому если даже ребёнок и умеет грамматически правильно строить предложения, то это ещё не означает, что он может так же грамотно построить и свой связный рассказ. Умение же хорошо рассказывать – это не столько «природный дар», сколько сознательно приобретённый навык, формирование которого необходимо начать ещё в дошкольном возрасте. Овладение полноценной связной речью очень важно ещё и потому, что именно в ней проявляются богатство или бедность словарного запаса ребёнка, состояние его звукопроизношения и владение или невладение им грамматическими нормами родного языка. Более того, по состоянию связной речи ребёнка можно судить даже об уровне его умственного развития, поскольку именно в связной речи выражается его умение (или неумение) правильно осмыслить явления окружающей жизни и логично и последовательно о них рассказать.
Литература:
А. И. Максаков. Развитие правильной речи ребёнка в семье. – Пособие для родителей и воспитателей. – Издательство Москва – Синтез Москва 2013г.
Л. Г. Парамонова. Воспитание связной речи у детей. Методическое пособие. - (Серия «Методический кабинет»). – СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство – Пресс», 2012г.
Л. Г. Парамонова. Развитие словарного запаса у детей. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2012г.
Г. М. Лямина. Развитие речи детей раннего возраста. - М. : Айрис- Дидактика, 2013г.
В. А. Петрова. Занятия по развитию речи с детьми до трёх лет. – Изд. : 3-е. – М. : Просвещение,2013г.