Габитова Елена Валерьевна
Воспитание осознанного отношения к моральным нормам у детей старшего дошкольного возраста. Методы и приемы
▼ Скачать + Заказать документы
Мораль определяется в философии как «общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достаточной и счастливой жизни».
Мораль представляет собой «систему норм и ценностей, которые, в конечном счете, ориентируют человека на благо других людей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но также, чтобы эти действия были совершены намеренно.
Публикация «Воспитание осознанного отношения к моральным нормам у детей старшего дошкольного возраста, Методы и приемы» размещена в разделах
«Мораль как социальное явление порождается необходимостью согласования поведения каждого отдельного человека с интересами других людей и общества».
Такие определения философов обосновывают роль морали как теоретической основы нравственного воспитания. Мы всегда находимся среди людей. «Но готовы ли мы, хотим ли и умеем вести себя со всеми окружающими нас людьми так, чтобы и сами, и они чувствовали взаимное удовлетворение общением?»
Как ответить на этот вопрос? Как оценивать свое поведение и поступки других людей? На что надо ориентироваться, чтобы жить в согласии с обществом? О. Г. Дробницкий, как бы отвечая на эти вопросы, пишет о том, что в обществе «возникает нужда в создании особых норм, систем предписаний и ограничений, понуждений и запретов, а также социальных санкций, призванных согласовать массовое поведение с общественными потребностями».
Таким средством являются нормы морали, то есть объективные требования к поведению людей в обществе, выражающие необходимость соотнесения личных и общественных интересов в возникающих конкретных ситуациях, опирающиеся на силу и авторитет общественного мнения, но обращающиеся к нравственному сознанию личности. В этих требованиях проявляется императивность (повелительность) и одновременно направленность на осознание личностью их сущности и правомерности. Моральные нормы отражают также исторический опыт поколений, дошедший до нас в виде обычаев, традиций, заповедей. До настоящего времени среди людей живет древняя заповедь, получившая название «золотое правило нравственности» : «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. (Не) Поступай по отношению к другому, как ты не желаешь, чтобы он поступал по отношению к тебе».
Моральные нормы осуществляются практически и воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений.
Ведущее место в формировании всесторонне развитой личности занимает нравственное развитие ребенка. В возрасте с 5 до 6 лет в наибольшей степени формируются благополучные требования для нравственного развития детей. В данный период обогащаются и преобразуются этапы взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, устанавливается коллективная со сверстниками деятельность. Дошкольник сосредоточенно приглядывается к миру взрослых, начинает акцентировать в нем взаимоотношения в обществе. Ребенок узнает мир человеческих отношений, раскрывает приемы, по которым создается взаимосвязь людей, то есть нормы поведения. Когда дошкольник желает стать взрослым, он подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. Дошкольник способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии, только тогда, когда русские цивилизаторы А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен анализировали нравственное воспитание как обязательный критерий для гармоничного формирования личности.
Нынешние педагоги и психологи уделяют немалый интерес к положениям нравственного воспитания. Исследования О. С. Богдановой, Л. Р. Болотиной, М. А. Бесовой, В. В. Поповой, Л. И. Романовой обнаружили, что результативность нравственного воспитания в целом зависит от правильного основания коллективной деятельности детей, от умения сочетать ее с приемами убеждения, накопления конкретного морального опыта. В своих работах ученые акцентируют внимание на важности воспитания нравственных чувств ребенка, формирования нравственных отношений. Дети этого возраста используют в речи слова, которые обозначают нравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадный, честный, ябеда и пр., но связывают их с конкретной ситуацией из личного опыта, что объясняется конкретной красочностью детского мышления.
Если ребенок отчетливо замечает последствия соблюдения или нарушения нормы, то он без труда может понять ее сущность и отнести к себе. Если норма конкретна, и она близка к собственному опыту ребенка, то она легче им осознается.
Дети старшего дошкольного возраста понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона действий героев пробуждает резкое несогласие и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.
В 5-6 лет дошкольники переходят от естественной нравственности к осознанной. Для детей нравственная норма устанавливается как регулятор отношений между людьми. Ребенок 5–6 лет понимает, что норму нужно не нарушать для того, чтобы совместная работа была успешной. Необходимость во внешнем наблюдении за выполнением нормы со стороны взрослого исчезает. Поступок ребенка делается нравственным даже тогда, когда отсутствует взрослый и в случае, если ребенок убежден в безнаказанности своего поступка и не видит пользы для себя.
Из этого следует что, формирование моральных взглядов и оценок обязательно, но недостаточно для нравственного развития. Необходимо организовать условия, когда норма морали приступит исправлять настоящее поведение ребенка, а именно определить связь посреди нравственного сознания и нравственного поведения. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и исполняет провоцирующую смыслообразующую роль. Тогда осознание ребенка перемещается с результата на процесс выполнения нормы, и он подобает норме ради нее самой, потому что не может сделать по-другому. А выполнение правила выступает эмоциональной поддержкой для дошкольника.
В области формирования нравственного поведения важное место занимает пример взрослого. «Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей», выделял В. А. Сухомлинский. Положительный пример родителей содействует тому, что ребенок легко и неназойливо готовится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только объявляется, но не поддерживается взрослым, никогда не начнет проявляться в поведении ребенка. Больше того, ребенок поймет, что нравственные нормы можно свободно нарушать, исполнять необязательно.
Мною, в старшей группе, используются нормы поведения, такие как:
Нормы и правила поведения за столом (скажи спасибо, пожалуйста, приятного аппетита, сидеть прямо, локти на стол не ставить, не набивать рот едой, не разговаривать, попросить передать блюдо, правильно использовать столовые приборы);
Нормы и правила поведения в общественных местах (не сори, не разбрасывай, уступи место, поздоровайся, не балуйся, не кричи, не бегай, не груби, скажи до свидания, не трогай руками);
Нормы и правила поведения по отношению к людям ( взрослые и дети: не жадничай, не груби, поблагодари, помоги, уважай, не дерись, дружно играй, не обижай, веди себя хорошо, не опаздывай, будь вежливым, добрым).
Виды деятельности, способствующие формированию умения соблюдать нормы морального поведения у детей старшей группы :
Виды деятельности:
Формы работы с детьми:
Игровая: настольная игра «Добро или зло»
игровое упражнение «Только хорошее»
дидактические игры «Оцени поступок», «Коробочка добрых поступков»
Коммуникативная: беседа «Как вести себя за столом»
беседа «Хорошие – плохие поступки», рассматривание картинок «Общественные места»
беседа «С чего начинается утро или слово «Здравствуй», педагогические ситуации
Познавательно-исследовательская: просмотр мультфильмов «Король Лев», «Мама для Мамонтенка»
ситуации-иллюстрации «Как мальчики бабушке помогли», «Волшебные слова во всем помогают», «Правду легче сказать»
Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение потешки «Пошёл котик на торжок», «Кисонька – Мурысонька»,
чтение сказок «Дюймовочка», «Гуси-Лебеди», «Айболит», «Снежная Королева»
чтение рассказа В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Изобразительная: выставка рисунков на тему «Хорошо или плохо»
рассматривание картин «Как вести себя со сверстниками и взрослыми», «Животные-наши
Конструирование: коллаж на тему «Можно-нельзя-надо»
Музыкальная: театрализация сказки «Репка»
Двигательная: Игровые упражнения. В ходе игровой деятельности первоначально была проведена настольная игра «Добро или зло». В процессе ее дети определяли по внешнему признаку, поведению, характеру сказочных персонажей, добрый он или злой.
При проведении игрового упражнения «Только хорошее», у детей развивается творческого мышления и воображения.
При помощи дидактической игры «Оцени поступок» формируется у детей умение оценивать поступки героев сказок, давать собственное описание поступка, выражать личное отношение, развивать устную речь, обогащать общественный опыт детей.
Во время дидактической игры «Коробочка добрых поступков». Формируется у детей умение оценивать свои поступки и поступки своих сверстников, формируются нравственные качества (доброту, отзывчивость и т. п., развивается уверенность в себе, «способствует усвоению норм морального поведения.
В ходе коммуникативной деятельности «Как вести себя за столом»-беседы, формируется столовый этикет, дети учатся употреблять слова (спасибо, пожалуйста).
Беседа «Хорошие – плохие поступки»-направлена на расширение представлений детей о доброжелательном отношении к окружающим людям; на формирование представлений о правилах поведения в общественном транспорте.
Беседа «С чего начинается утро или слово «Здравствуй»-формируется умение здороваться или прощаться.
В ходе познавательно-исследовательской деятельности,просмотр мультфильмов «Король Лев» и «Мама для Мамонтенка» -дети учатся ценить дружбу и овладеваютРомашка», «Ручеек»
другими важными для развития индивидуальности качествами.
Иллюстрации «Как мальчики бабушке помогли», «Волшебные слова во всем помогают», «Правду легче сказать». С помощью игрушек, либо героев настольного или пальчикового театра разыгрываются ситуации, которые отражают те стороны жизни, в которых ребенку необходимо было сориентироваться и обрести представление о правильном поведении.
Потешки: «Пошёл котик на торжок», «Кисонька – Мурысонька» - у дошкольников воспитывается отрицательное отношение к жадности.
Сказки «Дюймовочка», «Гуси-Лебеди», «Айболит», «Снежная Королева» -учат ребят отличать добро от зла. отличать добро от зла.
Театрализация сказки «Репка» -формируется у ребят доброжелательное отношение к окружающим, к сверстникам; расширяли представления о дружбе, сплоченности.
Игровые упражнения «Ромашка» и «Ручеек»- формируют доброжелательные отношения между сверстниками.
Важным условием для реализации задач формирования знаний и представлений дошкольников о нормах и правилах морального поведения является организация в детском саду предметно-развивающей среды. Среда позволяет формировать у дошкольников поведенческий компонент, а именно создавать условия для применения представлений в разных видах деятельности и в поведении.
Также включить книжные издания для детей по воспитанию норм и правил морального поведения.
Использовать конкретные игровые ситуации, которые необходимо разыграть, используя знания об умениях соблюдать правила и нормы поведения.
Все это поможет научить дош норм и правил морального поведения в деятельности. кольников реализовывать знания и способы выполнения