Краюшкина Светлана
Воспитание основ экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родной природой
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание основ экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родной природой
Из опыта работы воспитателя МАДОУ №188
Краюшкиной Светланы Сергеевны
«Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться».
Леонардо да Винчи
Природа-удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребёнка- дошкольника трудно переоценить. И поэтому в настоя
Публикация «Воспитание основ экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родной природой» размещена в разделах
щее время одной из приоритетных педагогических проблем является
формирование основ экологической культуры детей с дошкольного возрас-
та. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы фор-
мирования личности, а процесс воспитания направлен на приобще-
ние ребенка к общечеловеческим ценностям.
Дети - наше будущее.
И я, как педагог, задумываюсь о проблеме экологического воспитания подраста-ю
ющего поколения. И четко понимаю, что положительных результатов можно добиться при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания, которая в свою очередь будет обеспечена созданием определенной системы в работе.
Но проводя педагогическую диагностику, из наблюдений и бесед с детьми, я сделала вывод, что у детей имеется обширный запас знаний и представлений о различных климатических зонах земного шара, но недостаточные сведения о флоре и фауне Дальневосточного края, не сформировано экологическое мировоззрение бережного отношения к природным богатствам родного края.
Это нацелило меня на совершенствование системы экологического образования моих воспитанников.
Для реализации цели поставила задачи:
- способствовать расширению и углублению представлений
старших дошкольников о природе,
- развивать познавательный интерес к животному и растительному
миру Дальнего Востока,
- помочь детям освоить навыки и умения посильной деятельности
по уходу за растениями, животными, птицами и отдельные способы
охраны природы,
- воспитывать желание участвовать в природоохранных мероприятиях :
посадке деревьев, цветов, уборке территории, подкормке птиц, оказании помощи попавшим в беду живым существам.
Спрогнозировала результаты своей деятельности с детьми:
у детей должны быть сформированы представления о многообразии растительного и животного мира Дальнего Востока, их взаимосвязь и взаимодействие в сообществах (экосистемах) к роли че
ловека в мире природы, ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, к своему здоровью и здоровью окружающих, гуманное отношение ко всему живому (друг к другу, старшим людям, растениям, животным и т. д. ,стремление создавать благоприятные условия для живых
существ, выполнять правила поведения в природе.
С этой целью поближе познакомилась с программами и методическими пособиями по экологическому образованию дошкольников : С. Н. Николаевой- «Юный эколог»; Н. Н. Кондратьевой – «Мы»; Н. Н. Леоновой- «Мир природы родной страны»; А. Е. Тихоновой- «Твой родной край» и др.
Сделала подборку литературы о нашем крае.
Разработки ХГПУ под редакцией А. Е. Тихоновой «Люби родную землю», рекомендации экологического центра «Касатка» под редакцией В. Т. Тагировой.
Пополнила подборку наглядного материала: обновила план экологической
тропы, сделала подборку презентаций, наборов иллюстративного материала по темам : «Животные», «Птицы», «Растения» нашего края. Вместе с
детьми составили Красную книгу редких, исчезающих видов птиц, животных, растений.
Детскую библиотеку пополнила произведениями дальневосточных авторов: Д. Нагишкина, В. Сысоева, Н. Наволочкина, П. Комарова и других авторов.
Разработала и изготовила дидактические игры:
«Узнай растение по силуэту», «О чем говорят эти знаки» - о правилах
поведения в природе, «С какой ветки эти детки», «Березовая елка» - выделять неподходящие части растений, «Кто где живет» - о приспособлении животных к среде обитания, «Летает, прыгает, ползает», «У кого какой дом» - об экосистемах.
А также экологические таблицы : «Кто как размножается», «Пищевые связи», «Что дает человеку природа».
Совместно с творческой группой ДОУ составила план экологической тропы, проходящей по территории ДОУ, где собраны уникальные виды растений нашего региона, есть уголок леса, сада, цветники.
Последние два года наш уголок природы в группе пополнился новыми видами растений, коллекцией экспонатов причудливых корней, наростов с деревьев, набором минералов, поделками детей из природного материала, необходимым инвентарем по уходу за живыми объектами.
Большое внимание уделяю процессу экспериментирования, опытов с
водой, почвой, воздухом.
В группе постоянно функционирует полочка книг о природе нашего края, где находится литература для самостоятельного изучения и рассматривания: «Жизнь дерева», «Жизнь моря», «Чудона ладони», атлас «Люби и знай свой край», «Птицы Уссурийской тайги», «Рыбы Амура» и т. д.
В центре детского внимания всегда находится карта Хабаровского края и города, России и Мира с условными значками и символами, обозначающими заповедные места, жизнь растений и животных в разных уголках России.
В процессе наблюдений и практической деятельности детей два раза в год провожу педагогическую диагностику, выясняя уровень знаний и представлений о объектах природы, развитие эмоциональной отзывчивости, и познавательного интереса к природе нашего края.
Диагностика показывает стабильную динамику увеличения объема знаний и представлений детей о окружающем мире природы родного края, России.
Самый сложный момент в формировании экологической культуры -это развитие у ребенка эмоционально-чувственной сферы: умение видеть в природе красоту и неповторимость, сочувствовать, сопереживать, бережно относиться к объектам природы.
Для развития эмоциональной отзывчивости у детей я использую
различные презентации, виртуальные экскурсии, экологические игры : «Паутина жизни», «Я не люблю.». Психогимнастику «Веселый и грустный» (цветок, бабочка, жучок и т. д.)
Для проведения работы в системе, составила перспективный план, где отразила следующие темы: «Живая природа», «Неживая природа», «Человек и природа», «Особенности нашего края и города», «Коренные народы Приамурья, их культура и отношение к природе».
Работу по воспитанию основ экологической культуры начинаю с самого
близкого, понятного и доступного детям - наблюдений за растениями и обитателями живого уголка, зимнего сада, участка.
В совместной деятельности ребята учатся поливать растения, рыхлить почву, делать несложные посадки растений, ухаживать и наблюдать за ними.
Выращиваем в коробочках овес и угощаем любимых питомцев. Во время наблюдений обращаем внимание на внешние признаки особенности растений особенности поведения, настроение животных. Воспитываю детей быть
внимательными, заботливыми, хвалю самостоятельные проявления
доброго отношения к объектам природы.
Познакомив детей с планом экологической тропинки, которая находится рядом с календарем погоды, обращаю особое внимание на условные обозна-
чения объектов природы, учу отыскивать их в окружающем пространстве.
Сначала рассматриваем растение вблизи, отмечая его особенности (цвет коры, толщину ствола, форму листьев, а затем, удаляясь, отмечаем красоту, особенности изгибов веток, чем оно выделяется среди других растений.
Уделяю внимание сенсорному развитию: учу потрогать, погладить,
понюхать, одновременно обогащаю речь детей эпитетами, сравнениями, образными выражениями. Наблюдение сопровождаю художественным
словом, загадками, фольклором.
Особенные впечатления о богатствах нашего края оставляют у детей
прогулки и экскурсии в сквер, краеведческий музей, к реке Амур и т. д.
Посетив краеведческий музей, дети познакомились с растениями Хабаровского края: елями, кедром, пихтой и др., научились по разрезу пней определять возраст дерева.
Готовясь к дальним прогулкам, я беседую с ребятами о правилах поведения в природе, читаю фенологические рассказы с допущенными ошибками, задаю вопросы, заставляющие детей задумываться об отношении к окружающему миру: «Почему это произошло», «Как можно помочь», «А как бы ты поступил».
Большое внимание уделяю элементам трудовой деятельности детей в природе : участие в уборке территории, посадке и поливе растений, борьбе с
сорняками, очистке грядок от сухих стеблей, укрывании многолетников. Свои впечатления от наблюдений дети отражают в работах по изобразительной деятельности - рисовании, лепке, художественному конструированию. Составляем коллективные панно: «Летите, голуби, летите», «Лебеди перед отлетом» - способом оригами, «Осенний лес» - приемом обрывания, «Не губите весенние первоцветы» - аппликация из ткани, «Овощная фантазия»-поделки из овощей и др.
Свою любовь к природе мои воспитанники с большим желанием и интересом отражают и в прикладном творчестве, делая коллективные работы такие как: «Снегири на ветке», «Картинка о лете», «С кем дружит гриб» и др.
Большую роль в создании яркого образа дальневосточной природы отвожу музыке. Совместно с музыкальным руководителем сделала подборку репертуара о природе. Музыкальный сборник «Природа и музыка», где собраны произведения Чайковского, Свиридова, Вивальди, постоянно использую в работе с детьми, что помогает развитию творческого воображения, эмоций, умению слышать и понимать мир природы.
Образовательную деятельность по воспитанию основ экологической культуры дошкольников провожу через разные формы игровой деятельности : игр - путешествий, викторин, клубов знатоков, мини-спектаклей, разбора игровых ситуаций, виртуальных и очных экскурсий. При этом использую презентации, кроссворды, карты, планы, схемы и т. д.
По многим темам составляем с детьми экологические книжки, плака-
ты в защиту природы.
Воспитание любви к природе нашего края сочетаю с изучением крае
ведения, истории коренных народов приамурья, их самобытной куль
турой.
Работу по экологическому образованию провожу в тесном контакте с родителями. Рубрика «Окно в природу» систематически проходит через
родительский уголок, где размещаю интересные и познавательные статьи по данной проблеме, различные занимательные игры для использования в домашних условиях, рекомендации по самостоятельному изучению вместе с детьми и др.
Тема экологии всегда с интересом и оживлённо проходит на родительских собраниях, совместных с родителями экскурсиях, развлечениях и др.
Родители активно помогают в приобретении саженцев деревьев, кустар-
ников, цветов, с большим удовольствием делятся урожаем овощей, фруктов, ягод, выращенных вместе с детьми на дачных участках.
Приносят овес для выращивания зеленого корма в холодное время года для
наших питомцев зимнего сада.
Особенно активное участие родители принимают в оформлении совместных выставок творческих работ таких как «Что нам осень подарила», «Чудеса с грядки», «Зимние фантазии» и др.
Возвращаясь из отпусков, приносят дары моря-различные ракушки, кораллы
Я убеждена, что воспитание любви к природе родного края возможно только при условии непрерывного экологического образования во всех видах детской деятельности и положительного примера со стороны взрослых.
Доброжелательные отношения моих ребят друг к другу, забот-
ливое отношение к обитателям живого уголка в зимнем саду, открытость, потребность поделиться впечатлениями об увиденном, прочитанном, дает мне право думать, что проделанная мною работа способст-
вует формированию у детей экологической культуры, правильному
мировоззрению, исключающему потребительское отношение к при-
роде. Воспитывая у детей гуманное отношение к природе, я форми-
рую у них представление о здоровом образе жизни, единстве челове
ка и природы.
Уверена, что мои воспитанники всегда будут гуманно относиться ко всему живому: сверстникам, взрослым, пожилым людям, растениям и животным. Стремиться создавать благоприятные условия для живых существ, помнить и выполнять правила поведения в природе, приумножать богатства родного края, красоту которого воспел поэт-дальневосточник П. Комаров
Небеса с колдовскими закатами
И тайги вековечный покой,
И Амур с берегами покатыми,
И вечерний туман над рекой.
И любая березка знакома нам
Только крикнешь - на все голоса
Птичьим щебетом, свистом и гомоном
В тот же миг отзовутся леса.
Я бы ветры вдохнул твои с жаждою
Я бы выпил ручьи до глотка
Я тропинку бы выходил каждую,-
Да моя сторона велика.