Приложение МААМ

Воспитание основ экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родной природой

Краюшкина Светлана
Воспитание основ экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родной природой
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание основ экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родной природой

Из опыта работы воспитателя МАДОУ №188

Краюшкиной Светланы Сергеевны

«Природа так обо всем позаботилась,

что повсюду ты находишь, чему учиться».

Леонардо да Винчи

Природа-удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребёнка- дошкольника трудно переоценить. И поэтому в настоя

Публикация «Воспитание основ экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родной природой» размещена в разделах

щее время одной из приоритетных педагогических проблем является

формирование основ экологической культуры детей с дошкольного возрас-

та. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы фор-

мирования личности, а процесс воспитания направлен на приобще-

ние ребенка к общечеловеческим ценностям.

Дети - наше будущее.

И я, как педагог, задумываюсь о проблеме экологического воспитания подраста-ю

ющего поколения. И четко понимаю, что положительных результатов можно добиться при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания, которая в свою очередь будет обеспечена созданием определенной системы в работе.

Но проводя педагогическую диагностику, из наблюдений и бесед с детьми, я сделала вывод, что у детей имеется обширный запас знаний и представлений о различных климатических зонах земного шара, но недостаточные сведения о флоре и фауне Дальневосточного края, не сформировано экологическое мировоззрение бережного отношения к природным богатствам родного края.

Это нацелило меня на совершенствование системы экологического образования моих воспитанников.

Для реализации цели поставила задачи:

- способствовать расширению и углублению представлений

старших дошкольников о природе,

- развивать познавательный интерес к животному и растительному

миру Дальнего Востока,

- помочь детям освоить навыки и умения посильной деятельности

по уходу за растениями, животными, птицами и отдельные способы

охраны природы,

- воспитывать желание участвовать в природоохранных мероприятиях :

посадке деревьев, цветов, уборке территории, подкормке птиц, оказании помощи попавшим в беду живым существам.

Спрогнозировала результаты своей деятельности с детьми:

у детей должны быть сформированы представления о многообразии растительного и животного мира Дальнего Востока, их взаимосвязь и взаимодействие в сообществах (экосистемах) к роли че

ловека в мире природы, ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, к своему здоровью и здоровью окружающих, гуманное отношение ко всему живому (друг к другу, старшим людям, растениям, животным и т. д. ,стремление создавать благоприятные условия для живых

существ, выполнять правила поведения в природе.

С этой целью поближе познакомилась с программами и методическими пособиями по экологическому образованию дошкольников : С. Н. Николаевой- «Юный эколог»; Н. Н. Кондратьевой – «Мы»; Н. Н. Леоновой- «Мир природы родной страны»; А. Е. Тихоновой- «Твой родной край» и др.

Сделала подборку литературы о нашем крае.

Разработки ХГПУ под редакцией А. Е. Тихоновой «Люби родную землю», рекомендации экологического центра «Касатка» под редакцией В. Т. Тагировой.

Пополнила подборку наглядного материала: обновила план экологической

тропы, сделала подборку презентаций, наборов иллюстративного материала по темам : «Животные», «Птицы», «Растения» нашего края. Вместе с

детьми составили Красную книгу редких, исчезающих видов птиц, животных, растений.

Детскую библиотеку пополнила произведениями дальневосточных авторов: Д. Нагишкина, В. Сысоева, Н. Наволочкина, П. Комарова и других авторов.

Разработала и изготовила дидактические игры:

«Узнай растение по силуэту», «О чем говорят эти знаки» - о правилах

поведения в природе, «С какой ветки эти детки», «Березовая елка» - выделять неподходящие части растений, «Кто где живет» - о приспособлении животных к среде обитания, «Летает, прыгает, ползает», «У кого какой дом» - об экосистемах.

А также экологические таблицы : «Кто как размножается», «Пищевые связи», «Что дает человеку природа».

Совместно с творческой группой ДОУ составила план экологической тропы, проходящей по территории ДОУ, где собраны уникальные виды растений нашего региона, есть уголок леса, сада, цветники.

Последние два года наш уголок природы в группе пополнился новыми видами растений, коллекцией экспонатов причудливых корней, наростов с деревьев, набором минералов, поделками детей из природного материала, необходимым инвентарем по уходу за живыми объектами.

Большое внимание уделяю процессу экспериментирования, опытов с

водой, почвой, воздухом.

В группе постоянно функционирует полочка книг о природе нашего края, где находится литература для самостоятельного изучения и рассматривания: «Жизнь дерева», «Жизнь моря», «Чудона ладони», атлас «Люби и знай свой край», «Птицы Уссурийской тайги», «Рыбы Амура» и т. д.

В центре детского внимания всегда находится карта Хабаровского края и города, России и Мира с условными значками и символами, обозначающими заповедные места, жизнь растений и животных в разных уголках России.

В процессе наблюдений и практической деятельности детей два раза в год провожу педагогическую диагностику, выясняя уровень знаний и представлений о объектах природы, развитие эмоциональной отзывчивости, и познавательного интереса к природе нашего края.

Диагностика показывает стабильную динамику увеличения объема знаний и представлений детей о окружающем мире природы родного края, России.

Самый сложный момент в формировании экологической культуры -это развитие у ребенка эмоционально-чувственной сферы: умение видеть в природе красоту и неповторимость, сочувствовать, сопереживать, бережно относиться к объектам природы.

Для развития эмоциональной отзывчивости у детей я использую

различные презентации, виртуальные экскурсии, экологические игры : «Паутина жизни», «Я не люблю.». Психогимнастику «Веселый и грустный» (цветок, бабочка, жучок и т. д.)

Для проведения работы в системе, составила перспективный план, где отразила следующие темы: «Живая природа», «Неживая природа», «Человек и природа», «Особенности нашего края и города», «Коренные народы Приамурья, их культура и отношение к природе».

Работу по воспитанию основ экологической культуры начинаю с самого

близкого, понятного и доступного детям - наблюдений за растениями и обитателями живого уголка, зимнего сада, участка.

В совместной деятельности ребята учатся поливать растения, рыхлить почву, делать несложные посадки растений, ухаживать и наблюдать за ними.

Выращиваем в коробочках овес и угощаем любимых питомцев. Во время наблюдений обращаем внимание на внешние признаки особенности растений особенности поведения, настроение животных. Воспитываю детей быть

внимательными, заботливыми, хвалю самостоятельные проявления

доброго отношения к объектам природы.

Познакомив детей с планом экологической тропинки, которая находится рядом с календарем погоды, обращаю особое внимание на условные обозна-

чения объектов природы, учу отыскивать их в окружающем пространстве.

Сначала рассматриваем растение вблизи, отмечая его особенности (цвет коры, толщину ствола, форму листьев, а затем, удаляясь, отмечаем красоту, особенности изгибов веток, чем оно выделяется среди других растений.

Уделяю внимание сенсорному развитию: учу потрогать, погладить,

понюхать, одновременно обогащаю речь детей эпитетами, сравнениями, образными выражениями. Наблюдение сопровождаю художественным

словом, загадками, фольклором.

Особенные впечатления о богатствах нашего края оставляют у детей

прогулки и экскурсии в сквер, краеведческий музей, к реке Амур и т. д.

Посетив краеведческий музей, дети познакомились с растениями Хабаровского края: елями, кедром, пихтой и др., научились по разрезу пней определять возраст дерева.

Готовясь к дальним прогулкам, я беседую с ребятами о правилах поведения в природе, читаю фенологические рассказы с допущенными ошибками, задаю вопросы, заставляющие детей задумываться об отношении к окружающему миру: «Почему это произошло», «Как можно помочь», «А как бы ты поступил».

Большое внимание уделяю элементам трудовой деятельности детей в природе : участие в уборке территории, посадке и поливе растений, борьбе с

сорняками, очистке грядок от сухих стеблей, укрывании многолетников. Свои впечатления от наблюдений дети отражают в работах по изобразительной деятельности - рисовании, лепке, художественному конструированию. Составляем коллективные панно: «Летите, голуби, летите», «Лебеди перед отлетом» - способом оригами, «Осенний лес» - приемом обрывания, «Не губите весенние первоцветы» - аппликация из ткани, «Овощная фантазия»-поделки из овощей и др.

Свою любовь к природе мои воспитанники с большим желанием и интересом отражают и в прикладном творчестве, делая коллективные работы такие как: «Снегири на ветке», «Картинка о лете», «С кем дружит гриб» и др.

Большую роль в создании яркого образа дальневосточной природы отвожу музыке. Совместно с музыкальным руководителем сделала подборку репертуара о природе. Музыкальный сборник «Природа и музыка», где собраны произведения Чайковского, Свиридова, Вивальди, постоянно использую в работе с детьми, что помогает развитию творческого воображения, эмоций, умению слышать и понимать мир природы.

Образовательную деятельность по воспитанию основ экологической культуры дошкольников провожу через разные формы игровой деятельности : игр - путешествий, викторин, клубов знатоков, мини-спектаклей, разбора игровых ситуаций, виртуальных и очных экскурсий. При этом использую презентации, кроссворды, карты, планы, схемы и т. д.

По многим темам составляем с детьми экологические книжки, плака-

ты в защиту природы.

Воспитание любви к природе нашего края сочетаю с изучением крае

ведения, истории коренных народов приамурья, их самобытной куль

турой.

Работу по экологическому образованию провожу в тесном контакте с родителями. Рубрика «Окно в природу» систематически проходит через

родительский уголок, где размещаю интересные и познавательные статьи по данной проблеме, различные занимательные игры для использования в домашних условиях, рекомендации по самостоятельному изучению вместе с детьми и др.

Тема экологии всегда с интересом и оживлённо проходит на родительских собраниях, совместных с родителями экскурсиях, развлечениях и др.

Родители активно помогают в приобретении саженцев деревьев, кустар-

ников, цветов, с большим удовольствием делятся урожаем овощей, фруктов, ягод, выращенных вместе с детьми на дачных участках.

Приносят овес для выращивания зеленого корма в холодное время года для

наших питомцев зимнего сада.

Особенно активное участие родители принимают в оформлении совместных выставок творческих работ таких как «Что нам осень подарила», «Чудеса с грядки», «Зимние фантазии» и др.

Возвращаясь из отпусков, приносят дары моря-различные ракушки, кораллы

Я убеждена, что воспитание любви к природе родного края возможно только при условии непрерывного экологического образования во всех видах детской деятельности и положительного примера со стороны взрослых.

Доброжелательные отношения моих ребят друг к другу, забот-

ливое отношение к обитателям живого уголка в зимнем саду, открытость, потребность поделиться впечатлениями об увиденном, прочитанном, дает мне право думать, что проделанная мною работа способст-

вует формированию у детей экологической культуры, правильному

мировоззрению, исключающему потребительское отношение к при-

роде. Воспитывая у детей гуманное отношение к природе, я форми-

рую у них представление о здоровом образе жизни, единстве челове

ка и природы.

Уверена, что мои воспитанники всегда будут гуманно относиться ко всему живому: сверстникам, взрослым, пожилым людям, растениям и животным. Стремиться создавать благоприятные условия для живых существ, помнить и выполнять правила поведения в природе, приумножать богатства родного края, красоту которого воспел поэт-дальневосточник П. Комаров

Небеса с колдовскими закатами

И тайги вековечный покой,

И Амур с берегами покатыми,

И вечерний туман над рекой.

И любая березка знакома нам

Только крикнешь - на все голоса

Птичьим щебетом, свистом и гомоном

В тот же миг отзовутся леса.

Я бы ветры вдохнул твои с жаждою

Я бы выпил ручьи до глотка

Я тропинку бы выходил каждую,-

Да моя сторона велика.

Публикации по теме:

Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и домаВоспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома В современном мире воспитание экологического.

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Личная концепция по проблеме «Воспитание экологической культуры у дошкольников» АЛГОРИТМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА. [/h3] 1. Обоснование проблемы:В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания.

Презентация «Воспитание экологической культуры дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию: "Воспитание экологической культуры дошкольников", в которой делюсь своим опытом,.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миромВоспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Острота современных экологических.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание основ экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родной природой
Опубликовано: 24 февраля 2023 в 13:44
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание основ экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родной природой» (включая файлы) размещена пользователем Краюшкина Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД