Галина Любезных
Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством двигательной активности и спорта
▼ Скачать + Заказать документы
Человек — высший продукт земной природы.
Но для того чтобы наслаждаться сокровищами природы,
человек должен быть здоровым, сильным и умным.
И. П. Павлов
Воспитать дошкольника, а затем и школьника, в наши годы – это очень большая, сложная и важная задача всего общества. Все то, что вложится в хрупкие души наших малышей сейчас, будет идти с ними по жизни. Насколько мы знаем, на Руси всегда приветствовалось милосердие, совестливость, добродетельность, доброжелательность и люди, которые могли бы придти на помощь в трудную минуту.
Публикация «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством двигательной активности и спорта» размещена в разделах
Какое же решение необходимо принять для нравственно воспитанного ребенка? На наш взгляд, это решение можно найти в занятиях физкультурой и спортом. Спорт воспитывает целеустремленность, развивает дисциплинированность. У детей проявляется активность и стойкость, решительность, настойчивость и упорство в достижении цели. Формируется умение взаимодействовать с людьми, взаимовыручка и сострадание.
Мы часто задаем себе вопрос, что же главное в воспитании нашего ребенка? И не задумываясь, сами отвечаем, что он должен быть прежде всего здоровым. Здоровых детей легче воспитывать, они легче и быстрее запоминают и пользуются необходимыми знаниями и навыками. Здоровье – самое главное богатство в формирования становления и развития личности, раскрытия и развития природных способностей.
Наша главная цель, занимаясь с малышами физической культурой — положительное влияние на все жизненно важные функции организма растущего человека. Детский организм, не такой пассивный, как взрослый.
Дошкольники, подвижны и активны, им очень нужно двигаться. Эту энергию необходимо направлять по правильному пути. В нашем детском саду физической культуре уделяется очень большое внимание. Ведь в этот период жизни она так необходима. Сейчас, то есть весь дошкольный возраст, закладываются все стороны его здоровья и физические, и психические.
С детьми мы проводим занятия физкультурой (3 раза в неделю, двигательные паузы, спортивный кружок «Школа мяча», спортивные соревнования и развлечения, различные виды гимнастик (утренняя, бодрящая, физкультурные минутки, подвижные и спортивные игры, эстафеты, самостоятельная двигательная деятельность.
Повышается устойчивость к различным заболеваниям, повышается иммунитет и защитные силы организма. Мы, воспитатели, не ставим перед детьми цель сделать из них чемпионов, мы не ждем от наших дошколят каких-то особых достижений. Прежде всего, мы хотим, чтобы наши воспитанники, выросли достойными людьми своего отечества. Человек, который физически развит, он крепкий, сильный, здоровый, добрый и трудолюбивый. Этот человек, не задумываясь, придет на помощь к тем, кому она нужна, и свою силу будет использовать только на добрые поступки.
Мы устраиваем в детском саду совместно с родителями спортивные праздники («Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «День физкультурника», «Большие гонки», «Летние олимпийские игры», которые способствуют формированию здорового образа жизни у детей и их родителей, содействуют возникновению чувства радости и удовольствия от совместно-выполняемых упражнений.
Традиционными в нашем ДОУ стали спортивные развлечения : «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!», «Играем с мячом», «Зимние забавы», «Сильные, ловкие, смелые» и т. д. Совместные мероприятия воспитывают чувство ответственности, взаимовыручки, удовлетворения от участия в коллективной деятельности, способствуют развитию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, волевых и нравственных качеств
Путей и средств нравственного воспитания дошкольников много. Одним из главных является приобщение детей к русским народным традициям. Русская народная игра – это школа воспитания, которая формирует высокую нравственность. Одни русские народные подвижные игры («Кошки и мышки», «Салки», «Уголки», «Липкие пеньки») развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу, спососбствуют развитию сообразительности, быстроты реакции, укреплению здоровья ребенка, приучают детей быть честными и правдивыми. Другие народные подвижные игры («Третий лишний», «Бабочки, лягушки, цапли», «Горелки», «Два Мороза», «Колечко» и др.) учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу, помогают выработать нужные моральные качества всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Воспитательное значение русских народных подвижных игр усиливается их коллективным характером. Дети объединяются на основе своих переживаний, интересов.
Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.
Такая работа позволяет нам закрепить и обобщить знания и умения наших детей. А они, в свою очередь, объединяются общими чувствами и переживаниями. Ребята понимают, что они одна команда, «болеют» друг за друга, учатся управлять своим поведением.
Мы стараемся воспитывать у детей нравственные качества, создавая такие ситуации, чтобы дети, выполняя упражнений физического характера, могли преодолевать трудности, развивать взаимовыручку, выносливость и терпение. Делаем все, чтобы нашим детям было интересно и весело. Используем музыкальное сопровождение, одеваем в соответствующие костюмы малышей и одеваемся сами. Для развития чувства патриотизма у дошкольников, мы проводим спортивно-патриотическую игру «Зарница». В процессе игры, на разных станциях («Порази танк», «Разведчики» и др., совершенствуются бег, ловкость, глазомер, развиваются выносливость и смекалка, воспитываются организованность, дух соперничества. Для спортивной игры мы подбираем такие физические нагрузки, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей. Выполняя упражнения разумной смелости, воспитываем у ребят решительность, уверенность в своих силах. Такие игры и занятия, развивают симпатию к русскому воину и вызывают желание подражать ему
В процессе мониторинга и бесед, нами выявлено, что у детей развиты волевые качества (настойчивость, выдержка, смелость, решительность и др.). Дети способны сопереживать товарищу, у них развита взаимовыручка и взаимопомощь.
Нравственное воспитание – процесс длительный и противоречивый. И выходит он далеко за пределы дошкольного возраста. Всю жизнь ребёнка следует организовывать, как цепь непрерывных упражнений в нравственных нормах.
Таким образом, наша работа дает возможность сформировать у детей модель выпускника, то есть здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
Список литературы:
1. Журнал «Инструктор по физкультуре» № 2.-2012; № 5, № 8. — 2015. Литвинова Т. И.
2. «Русские народные подвижные игры», М., 1986 г.
3. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения; Детство-Пресс — Москва, 2007. — 416 c.