МААМ-картинки

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников в процессе знакомства с художественными произведениями

Ботаенкова Елена
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников в процессе знакомства с художественными произведениями
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема нравственного воспитания дошкольников остается одной из ведущих и одновременно сложных в современной теории и практике образования. Неблагополучие духовно-нравственной сферы общества XXI века, возрастание значимости личностных ценностей над общественными, возрастание потребительского отношения к окружающему миру; культ денег, способствующий проявлению самых аморальных человеческих поступков; размывание в сознании человека извечных нравственных категорий во многом обуславливает сложность перехода моральных требований и принципов во внутренний план поведения дошкольников, формирования нравственных поступков.

Публикация «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников в процессе знакомства с художественными произведениями» размещена в разделах

В теории нравственного воспитания детей дошкольного возраста накоплен большой методический и практический материал, описаны различные педагогические средства, использование которых позволяет решать разнообразные задачи нравственного развития и воспитания детей. Между тем проблема воспитания нравственных чувств у старших дошкольников в процессе знакомства с художественными произведениями изучена не достаточно, не в полной мере определены эффективные пути и методы решения этой проблемы.

Сензитивным периодом для формирования нравственных качеств и развития нравственных чувств является дошкольный возраст, так как именно в этот период для детей характерны такие особенности, как эмоциональная отзывчивость, сопереживательность, высокая чувствительность.

Именно в дошкольном возрасте должна начинаться систематическая работа, содержание которой направлено на воспитание у детей моральных чувств, на приобщение их к духовно-нравственным ценностям, на формирование навыков нравственного поведения.

Важным средством нравственного воспитания, которое наиболее полно соответствует возрастным особенностям дошкольников, является детская художественная литература, обладающая широким познавательным, эстетическим и нравственным потенциалом.

Детская литература отличается художественным своеобразием своих произведений, которые ориентированы на читателя юного возраста.

С. В. Блотская выделяет следующие отличительные черты детской литературы: во-первых, содержание произведений для детей полностью соответствует познавательным интересам и возрастным возможностям дошкольника; во-вторых, через диалог героев с ребенком-читателем реализуются художественные и познавательные задачи произведения.

Знакомство с художественным произведением позволяет формировать у дошкольника художественный вкус, определенные представления о нравственных качествах человека; расширить его жизненный кругозор. Поступки и переживания героев произведения находят отклик в душе юного читателя, способствуют формированию у него норм общественного поведения.

Художественная литература оказывает неоценимое влияние на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста. Она приобщает дошкольников к окружающему миру, учит общению со сверстниками и взрослыми, воспитывает в душе ребенка добрые чувства, побуждает совершать нравственные поступки, формирует эстетический вкус и чувственное отношение к окружающей действительности. Сопереживание героям книги, которое испытывает дошкольник при ее чтении, способствует формированию у ребенка умения замечать настроение и чувства окружающих людей, порождает у него стремление проявлять заботу и участие, оказывать помощь окружающим.

Воспитательная функция является ведущей функцией детской художественной литературы. Она позволяет ребенку не только окунуться в удивительный мир художественного произведения, пережить вместе с героями происходящие события, стать их непосредственным участником, но и способствует тому, что дошкольник познает окружающий мир, получает богатый положительный эмоциональный опыт; чувства и переживания ребенка при чтении книги обогащаются.

Знакомство с художественной литературой начинается в период раннего детства с небольших по объему произведений : песенок, потешек, прибауток, сказок, которые оказывают эффективное влияние на нравственное развитие дошкольника, способствует обогащению его эмоций.

Чтение книги способствует накоплению у ребенка опыта читательских переживаний, формирует предпочтения дошкольника в выборе книги.

К старшему дошкольному возрасту формируются такие нравственные понятия, как «плохой поступок» и «хороший поступок». В этот период возникает и получает свое дальнейшее развитие умения оценивать героя произведения и его поступки. Ребенок не только сопереживает героям, но и способен дать оценку их поступкам с точки зрения нравственных норм и правил поведения и аргументировать свое мнение. Осмыслению мотивов поведения героя способствуют действия дошкольника в воображаемом плане, которые приводят к тому, что отношение ребенка к персонажу книги отделяется от морально-нравственной оценки его поступков.

Народные сказки по своему нравственному содержанию близки для понимания детям. Дошкольники в процессе чтения сказок осознанно выбирают позицию положительных персонажей, встают на их сторону, очень резко осуждают поступки отрицательных героев книги.

Слушание литературного произведения позволяет ребенку погрузиться в воображаемый мир книги, занять позицию внутри него. У дошкольника появляются любимые герои, которым он стремится подражать. Он бурно переживает события, описываемые в произведении, что способствует обогащению личного опыта ребенка. Ребенок, осуществляя внутреннее действие в воображаемом плане, идентифицирует себя с тем или иным героем, с его нравственной позицией.

Любой литературный герой ассоциируется у дошкольника с определенной характеристикой, поэтому, даже нарушив нравственную норму поведения, ему очень трудно соотнести себя с отрицательным персонажем.

После прочтения литературного произведения воспитатель уделяет внимание беседе по его содержанию, делая акцент на нравственных качествах героев. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен различать некоторые литературные жанры и понимать их своеобразие; осознавать ведущую идею художественного произведения, находить выразительные средства языка; вступать в активное обсуждение содержания художественного произведения.

В ходе беседы педагог формирует у дошкольников умение находить основную мысль произведения, давать полные и развернутые ответы на вопросы по содержанию произведения.

Важную роль в процессе нравственного развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы играет выбор книги для чтения. Отбор книги педагог должен осуществлять с учетом следующих критериев: идейной направленности произведения, его высокого художественного уровня, литературной ценности; доступности содержания книги, соответствие возрастным особенностям детей, занимательность сюжета, простоты и ясности композиции художественного произведения; реализации конкретных педагогических задач.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования выделяются следующие основные задачи знакомства дошкольников с художественным произведением :

развитие речи ребенка, которое осуществляется в процессе его знакомства с разно жанровыми произведениями;

художественно-эстетическое развитие, которое направлено на формирование у дошкольников всестороннего восприятия произведения различных направлений; на развитие нравственных качеств личности ребенка.

На основе выше обозначенных задач выделяют следующие критерии отбора произведений детской художественной литературы :

1. Педагогический критерий. Особое внимание при выборе книги для чтения педагог уделяет ее ценности с точки зрения воспитания того или иного нравственного качества. Произведение должно иметь захватывающий и динамично развивающийся, наглядный сюжет, который может быть перенесен ребенком в игровую деятельность; яркие запоминающиеся образы героев. Содержание книги должно быть близко жизненному опыту дошкольников.

2. Психологический критерий предполагает учет педагогом возрастных и психологических особенностей детей. Так, для юных читательниц огромный интерес представляют книги с участием их сверстниц, сказочных принцесс или волшебных животных. Для мальчиков будут интересны книги о приключениях, путешествиях, кладах и сокровищах.

3. Работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с разнообразными видами и жанрами литературных произведений, с национальной литературой и книгами народов мира предполагает обращение к литературоведческому критерию. С учетом данного критерия педагог при отборе книги для чтения обращает внимание на основную тематику проблематику произведения, его жанровое и идейное своеобразие.

Многогранность и сложность процесса отбора художественного произведения для чтения дошкольникам предполагает учет педагогом большого количества факторов, реализация которых будет способствовать полному и всестороннему восприятию детьми художественного произведения, формированию у них читательских интересов, нравственных качеств личности ребенка.

Художественное произведение обладает огромным потенциалом для воспитания нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста. Оно оказывает огромное воздействие на внутренний мир ребенка, на его чувства и мысли; способствует формированию ценных нравственных качеств личности и навыков правильного поведения; обогащает социальный опыт ребенка; воспитывает нравственные чувства и отношения дошкольников к окружающему его миру.

Публикации по теме:

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Приобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздникамиПриобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками «Приобщение дошкольников к Донской культуре, в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками, как условие реализации.

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе подготовки к праздникамПатриотическое воспитание дошкольников в процессе подготовки к праздникам .

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской ЛукеВоспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской Луке Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства детей старшего дошкольного возраста с легендами и мифами о Самарской Луке. Материалы.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Воспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициямиВоспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициями Воспитание нравственных идеалов через знакомство с народными и православными традициями. Актуальность. Дети получают крайне разное по своему.

Воспитание у старших дошкольников гражданственности и патриотизма в процессе подготовки к празднованию 70-летия Победы в ВОВВоспитание у старших дошкольников гражданственности и патриотизма в процессе подготовки к празднованию 70-летия Победы в ВОВ Уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на своей страничке и представляю вашему вниманию ПРОЕКТ Участники проекта: дети, воспитатели,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников в процессе знакомства с художественными произведениями
Опубликовано: 10 мая 2021 в 16:37
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников в процессе знакомства с художественными произведениями» (включая файлы) размещена пользователем Ботаенкова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД