Анна Калякина
Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей раннего возраста посредством сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей раннего возраста посредством сказки
«Многие русские сказки – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
К. Д. Ушинский
В современном мире, воспитание ребенка в духе морали и патриотизма остается неоспоримой необходимостью. В нашем обществе мы наблюдаем за неприятным явлением - резким снижением патриотического воспитания и постепенным исчезновением положительных ценностей в жизни людей. Материальные богатства и потребности расцениваются выше, чем духовные и моральные принципы. Что особенно тревожит, так это искривления представлений детей о доброте, милосердии, великодушии и справедливости. Еще одной проблемой является снижение культурной работы с детьми. Вместо того, чтобы посвятить их в мир искусства, литературы и музыки, дети все больше отдают предпочтение миркам социальных медиа, видеоиграм и другим формам развлечений, которые мало что приносят в плане развития интеллекта и творческого потенциала. Важно снова вернуть детей к культуре и искусству, чтобы они развивались как целостные личности и могли вносить свой вклад в культурное наследие нашей страны. Только тогда мы сможем вернуть утерянные идеалы добра, милосердия, великодушия и справедливости в нашу жизнь.
Публикация «Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей раннего возраста посредством сказки» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования нравственно – патриотическое воспитание и социализация обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании".
Один из способов решения данных задач – русские народные сказки. Сказка - это уникальный жанр литературы, который позволяет детям войти в мир фантазии и мечты. Она позволяет ребенку почувствовать себя героем и преодолеть трудности, встречающиеся на его пути. Сказки позволяют развивать эмоциональную сферу ребенка, формировать его кругозор и воспитывать у него чувство гордости за свою страну и культуру, воспитывает в ребенке воображение, эмоциональность, развитие моральных ценностей и умение различать добро и зло.
Наряду с развитием воображения и эмоциональности, сказка способствует развитию речи и мышления у ребенка. Он учится выражать свои мысли и чувства, а также анализировать и сравнивать ситуации, происходящие в сказочном мире. Ребенок учится сопереживать героям и понимать их поступки, что развивает эмпатию и социальные навыки.
Однако, необходимо помнить, что сказка должна быть адаптирована к возрастной категории ребенка и нести позитивные ценности. Ведь сказка это не только источник радости и веселья, но и воспитательное средство. Через сказку ребенок должен узнать о добре, справедливости, труде, верности и других важных качествах.
Сказка является важным инструментом воспитания и развития ребенка. Она позволяет ему погрузиться в мир фантазии, узнать о духовных богатствах своего народа и развивать свои интеллектуальные, эмоциональные и социальные навыки. Возраст дошкольного детства это возраст, когда сказка особенно значима и способна оказать глубокое влияние на ребенка.
В содержании русских народных сказок нет четких прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда есть скрытый смысл, который постепенно воспринимается. Ребенок учится сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. При подборе сказок, учитывается возраст детей и особенности их психического развития. С детьми младшего дошкольного возраста работу лучше начинать с таких сказок как «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Как коза избушку построила» «Кот, петух и лиса», «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Снегурушка и лиса», «Волк и семеро козлят».
Содержание этих сказок близко и понятно детям. Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – это опасно, можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказка «Теремок», «Репка» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Волк и семеро козлят», «Снегурушка и лиса». Забота о ближнем, поощряется, например, в сказке «Бобовое зёрнышко».
Приступая к работе над сказкой, необходимо включать все виды деятельности детей. Формы реализации могут включать в себя: наглядный метод, словесный метод и игровые формы.
Словесный метод заключается в чтении сказки вслух, объяснении ее содержания и задании детям заданий на основе произведения. Чтение воспитателя – самое простое ознакомления со сказкой. Не большие по объему произведения можно рассказывать наизусть, педагог видит, как дети эмоционально реагирую, при этом достигается наилучший контакт с детьми.
Выразительность чтения или рассказывания важная деталь. Когда сказка рассказывается или читается выразительно, с использованием жестов, интонаций и активного вовлечения ребенка, она становится незабываемым источником впечатлений и эмоций. Без использования этих приемов детям будет сложно представить себе живой образ.
Наглядный метод включает использование иллюстраций, картинок или предметных моделей, которые помогают детям визуализировать события и персонажей сказки. Это облегчает их понимание и восприятие сказки. Ребенку необходимо дать время на рассматривание иллюстрации, обратить внимание на важные эпизоды и героев, дать пояснения.
Беседа по сказке с опорой на вопросы педагога помогает ребенку высказать свое отношение к тому или иному герою, оценить его поступки. Необходимо поддерживать и побуждать детей к собственной инициативе высказываться по поводу поведения и поступков различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки.
Игровые формы включают сюжетные игры, в которых дети могут воплотить в жизнь события сказки, играть роли персонажей и принимать участие в различных драматизациях. Это помогает им лучше погрузиться в мир сказки и учиться через игру. Когда, ребенок является непосредственным участником процесса, у него формируются такие черты характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность, выразительность речи. Необходимо учесть, что инсценирование используется только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки.
Для детей раннего возраста доступной формой инсценирования является настольный театр, театр мягкой игрушки, пальчиковый театр, магнитный театр, театр на фланелеграфе и другие виды театра.
Продуктивная деятельность неотъемлемая часть знакомства со сказкой. Лепка персонажей сказки или элементов, построение нового дома для зверей, водные раскраски, иллюстраций к сказкам и т. д. Музыкальное сопровождением к сказкам усиливает эмоционально-чувственное воздействие.
Объединить взрослого и ребенка, возродить духовный опыт нашей культуры и традиций народа, научить добру и справедливости, найти решение задачи нравственно-патриотического воспитания, настроить на позитивные нравственные качества, можно посредством любой русской народной сказки.
Таким образом, использование сказок в работе с детьми позволяет не только развивать их творческое и эмоциональное мышление, но и помогает им усвоить важные жизненные уроки и ценности.