кострица ольга юрьевна
Консультация педагога-психолога «Воспитание начинается с семьи»
Выступление педагога-психолога на тему : «Воспитание начинается с семьи»
Цели: Обратить внимание родителей на моменты воспитания ребёнка дома, на возрастные особенности детей 2-3 лет.
Убедить родителей как можно больше времени проводить с детьми; предложить воспользоваться развивающими играми, предложенными психологом.
Публикация «Консультация педагога-психолога „Воспитание начинается с семьи“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
(Выступление перед родителями)
Здравствуйте, уважаемые родители!
Начну своё выступление красиво, но вы мне в этом должны помочь!
Дети- это цветы жизни! Предлагаю на нашем собрании выполнить творческую работу в виде цветка! Каждый берёт лепесток того цвета, который больше подходит характеру вашего ребёнка. В середине пишите его имя, а по краям- только хорошие черты характера, присущие малышу (родители работают).
Этот цветок поможет нам всем развивать в малыше только хорошее, что в нём уже зародилось!
Но, как известно, воспитание детей — процесс серьёзный и ответственный, от которого зависит будущее ребёнка и семьи. Правильный подход к воспитанию поможет вырастить сильную и самостоятельную личность, а также избежать многих проблем и трудностей. Вот только как это, "правильно"?
Существует множество взглядов на эту проблему. Психологи и педагоги — высказывают различные мнения о том, как надо воспитывать детей. Зачастую эти мнения оказывались прямо противоположными. Как же быть родителям? В наше время существует огромное количество противоречивой информации, ориентироваться в которой порой очень непросто. Что же нужно родителям, чтобы не ошибиться в выборе?
Во-первых, знания о психофизиологических особенностях детей на разных возрастных этапах. Это необходимо для того, чтобы лучше понимать своего ребёнка, не предъявлять к нему завышенных требований, ориентироваться в возрастных нормах развития.
Во-вторых, анализ системы воспитания в родительской семье. Что помогло вам в жизни, а какие воспитательные меры ваших родителей только мешали? Что бы вы могли улучшить в своей семье? Не секрет, что, так или иначе, мы повторяем модели поведения своих родителей. Поэтому очень важно понять, что хорошего вы можете взять из традиций своей семьи, а над чем нужно поработать самостоятельно.
В-третьих, признание ребёнка самостоятельной личностью, а не частью вас или вашей собственности. Да, вы дали жизнь вашему ребёнку, но этой жизнью он будет распоряжаться самостоятельно. С малых лет в детях необходимо воспитывать самостоятельность и ответственность за свои поступки. Так вы сможете вырастить свободную и счастливую личность.
Этот список можно продолжать бесконечно, но самое главное — это ваша любовь и принятие ребенка таким, какой он есть.
Важно также помнить, что воспитание не должно быть противоречивым. Не следует запрещать ребёнку то, что вы делаете сами или предъявлять к нему прямо противоположные требования (например, мама разрешает, а папа запрещает). Так можно породить внутренний конфликт в душе ребенка, что впоследствии нередко выливается в большие психологические проблемы взрослого человека.
Не ждите, что воспитание сделает из ребёнка вашу более молодую копию. Он не будет думать в точности как вы, желать того, чего у вас в своё время не было. Также воспитание не должно ставить цель вырастить "удобного", идеального ребёнка, который всегда и во всём слушает вас, а в свободное время сидит тихонечко в уголке, пока на него не обратят внимание. Главная задача воспитания — помочь стать ребёнку собой, раскрыть свой потенциал и выстроить свой жизненный путь.
Воспитание — не односторонний процесс. Наши дети точно также воспитывают нас. Мы становимся мудрее, мягче, добрее… Или не становимся, но тогда как можно требовать движения вперёд от собственного ребёнка?
В наше время вы можете найти множество литературы, семинаров, тренингов, курсов по воспитанию детей. Они помогут вам сориентироваться и расставить акценты. Но самое главное, как и в любой другой сфере жизни, найти свою линию, творчески объединяя разные системы, создавая что-то новое или интуитивно следуя зову сердца. Ведь никто не знает и не чувствует вашего ребёнка лучше, чем вы сами.
Воспитание начинается в семье, продолжается в детском саду, и заканчивается в школе. Далее идет уже взрослая, самостоятельная жизнь человека-личности.
Первым и главным воспитателем ребенка являются родители. Пример родителей – это наглядный образец для детей. Хорошие качества, которые воспитываются у детей, будут наиболее прочными, если дети видят их у родителей. Ребенок в дошкольном возрасте всегда стремится подражать окружающим: родителям, старшим братьям и сестрам, товарищам. Подражательность является психологической особенностью дошкольников. Однако, дети склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Поэтому своим поведением родители должны показывать детям положительные примеры для подражания.
К сожалению, в настоящее время, родители реже стали заниматься своими детьми, реже стали разговаривать о добре и зле, рассказывать о том, что такое хорошо, и что такое плохо.
Как часто мы задаём себе вопрос о том, правильно ли воспитываем своих детей?
Сейчас я попрошу вас ещё раз заняться творчеством. Попробуйте образно нарисовать вашего ребенка в том состоянии, в котором он чаще всего находится (играет, скучает, плачет, лежит ит. п.).
Спасибо за работу! Уверена, что некоторое состояние ваших детей не всегда приводит вас в восторг!
Предлагаю вашему вниманию прослушать притчу о родителях и детях, которая заставит нас о многом задуматься.
Однажды к мудрецу пришел человек.
— Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? Она жестокая. Зачем ей сердце?
Мудрец сказал:
— Когда ты вернешься домой, напиши ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей.
На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:
— Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок? Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования!
— Что же она сказала тебе? — спросил мудрец.
— Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»
А теперь внимательно посмотрите на свои работы-рисунки. Не напоминают ли они вам себя в детстве, а, может быть, и во взрослой жизни?
Ребёнок – отражение своих родителей, их поведения, поступков, взглядов на мир. От того, как воспитывают ребёнка, зависит то, каким человеком он станет, как будет относиться к людям, всему миру, к нам самим.
Любовь, внимание к детям и принятие их такими, какие они есть должны стать основой воспитания, ведь это намного важнее всех материальных благ, неурядиц и ссор из-за пустяков.
Три способа открыть ребенку свою любовь.
1. Слово
Называйте ребенка ласковыми именами, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
2. Прикосновение.
Иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. В течение дня как можно больше прикасайтесь к ребенку, гладьте его по голове, по спине это ребенка окрыляет. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребенка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.
3. Взгляд.
Не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите!
Для закрепления сказанного, мне хочется показать мультфильм " Всё о воспитании ребёнка". Надеюсь, что он поможет вам ответить на некоторые вопросы о воспитании. (просмотр)
В своём выступлении я отмечала, что развитие психических функций необходимо при воспитании детей. Если ребёнок развивается соответственно своему возрасту, это уже говорит о том, что вы на правильном пути в понимании своего ребёнка.
Сейчас я раздам вам памятки-шпаргалки и содержание тестов, которые помогут разобраться, что вы сделали для своего ребёнка к его достигнутому возрасту, а в чём опаздали, но можете исправить упущенное, если захотите, своими силами в ущерб своего времени. Мой совет- не жалейте время на своего ребёнка. Ребёнок- это ваш проект и, каким он будет, успешным или нет, зависит только от вас!
Приложение1.
ТЕСТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (2,5-3 ГОДА)
1. Тест с кубиками.
Определяет степень развития восприятия, способность осуществлять самостоятельный контроль за процессом выполнения задания.
Предложите ребенку построить из 9 кубиков (размером 8 кубических см) башню. Ребенок выполняет это задание без предварительного показа. Далее, после показа, делает модель поезда с трубой и строит, также после показа, - мост.
2. Тест с геометрическими фигурами.
Оценивается начальное понимание отношения части и целого.
Покажите ребё нку целые геометрические фигуры: круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник. Назовите их. Потом попросите ребёнка показать ту или иную фигуру. Уберите фигуры. Дайте ребёнку половинки всех этих фигур и попросите выложить целый квадрат, круг и т. д. Если ребёнок справился с заданием-хороший результат.
3. Тест с пирамидкой на оценку способностей к зрительному сравнению и дифференциации размеров объекта.
Ребенок самостоятельно собирает пирамидку из нескольких колец, ориентируясь на их размер. Также ребенок справляется с заданием на вложение трех матрешек одна в другую. Но требуется помощь для закрывания матрешек.
4. Тест с предметами быта на оценку понятливости.
Ребенок двух с половиной-трех лет выполняет в процессе игры подражательные действия с предметами быта, самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослых.
5. Тест на оценку памяти.
Попросите ребенка сказать вам, с кем он живет дома, что он ел на завтрак, во что любит играть, а также повторить фразу: "Летом в лесу было много грибов и ягод", а затем повторить подряд 3 цифры: 2,5,9. Ребенок хорошо отвечает на вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов, а также повторяет 3 цифры подряд.
6. Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики).
К трем годам ребенок может выполнять следующие действия: простоять несколько секунд на одной ноге; поднимаясь вверх по лестнице, ставить по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставить на ступеньку обе ноги; прыгать на двух ногах; ездить на трехколесном велосипеде.
Если с большинством тестов ребенок не справляется, значит вы упустили время, но ещё не поздно! Приложите усилие, и ребёнок со всем справиться!