Ксения Снитко
Воспитание межличностной толерантности в условиях инклюзивного ДОУ: аспекты организации предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире тема толерантности считается одной из наиболее актуальных и востребованных. Она содержит очень много проблем и нерешенных задач, обсуждается на различных уровнях, рассматривается в разных аспектах. Определение и понимание самого феномена «толерантности» приобретает особенный смысл как необходимый начальный период в планировании и развитии деятельности гражданского общества по укоренению его основных принципов.
Публикация «Воспитание межличностной толерантности в условиях инклюзивного ДОУ: аспекты организации предметно-пространственной среды» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Инклюзивное образование
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Так, А. Г. Асмолов под толерантностью осознает стремление и способность к установлению и сохранению единства с людьми, различными в каком-то смысле от превалирующего типа, или не придерживающихся общепризнанных суждений [1].
Толерантность считается трудным и редким достижением, так как базисом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с людьми, имеющими взгляды, интересы и мировоззрения, схожие с нашими, или с людьми, разговаривающими на том же языке, что и мы, имеющими ту же культуру, относящимися к той же этнической группе, что и мы. В течении всей человеческой истории главным, что объединяло людей в сообщества, было идентичность языка и чувство этнического сходства. Но, с другой стороны, у людей вызывают страх или агрессию «другие» – те, кто не такой как мы. Расхождения между людьми могут быть на различных уровнях: биологическом, социокультурном или политическом. Термин «толерантность» произошел от латинского глагола tolero – «нести», «держать», «терпеть». Этот термин применялся в тех моментах, когда нужно было «нести», «держать» в руках какую-нибудь вещь [2].
В таком случае имеется в виду, что во время того, как человек будет держать или перемещать эту вещь, он будет испытывать страдания, усиленно стараться и терпеть. Но более широкое распространение термин «толерантность» получил в его английской интерпретации – tolerance – там наряду с терпимостью он также имеет значение «допускать». При сравнении этих толкований мы видим, что это определение использовалось для выражения идеи, меры, границы, до которой можно терпеть другого человека или явление, даже если они непонятны, вызывают изумление, неприятие или сопротивление.
Таким образом, определение толерантности, с одной стороны, большинством источников сопоставляется с понятием терпимости, а с другой стороны, мы видим, что оно имеет более живую, активную направленность. Толерантность – не пассивное, инертное покорение мнению, взглядам и действиям иных; не смиренное терпение, а активная нравственная позиция для взаимопонимания между разными общностями: этносами, социокультурными группами, а также разными субъектами, для позитивного диалога, взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды, иных взглядов, убеждений.
Толерантность как социально-значимое и обоснованное качество личности проявляется в различных жизненных факторах. Выделяется 10 видов толерантности : межличностная, межкультурная, межэтническая, профессиональная, управленческая, межпоколенческая, гендерная, социально-экономическая, межконфессиональная, политическая. Все перечисленные виды толерантности можно условно объединить в три социальных блока:
1) биологически – обусловленный : индивидные различия, в частности возрастные и половые особенности, социальные роли личности;
2) культурно-обусловленный : индивидуальные особенности человека как представителя того или иного этноса, национальной культуры, религии или религиозной конфессии;
3) социально-обусловленный : определяется статусными и позиционными расхождениями между людьми в их профессиональном, управленческом, социально-экономическом, политическом окружении.
Один из них на сегодня достаточно неоднозначный. Это гендерная толерантность, которая накладывает свой след на концепции воспитания современного человека в мире. Под определением «гендерная толерантность» Е. П. Непочатых в своих работах понимает способность человека принять самого себя и другого как представителя определенного пола, а также, в умении взаимодействовать в субъект – субъектных взаимоотношениях [5].
Существует в системе понятий профессиональная толерантность. Говоря о профессии педагога, педагогическая толерантность раскрывается как способность педагога быть устойчивым к влиянию фрустрирующих факторов; профессиональное качество педагога: уважение, эмпатия, умение прощать ошибки других людей; принятие партнера по взаимодействию таким, какой он есть со всеми его личностными качествами [3].
Наличие профессиональной толерантности позволяет педагогам, работающим с детьми, транслировать опыт проявления этого качества во взаимодействии с воспитанниками и тем самым дает почву для саморегуляции им самим и детьми своих поступков и действий, подчеркивает Н. П. Сазонова [6, с. 96].
Противоположным понятием в гипотезах о толерантности является псевдотолерантность. Псевдотолерантность (от греч. psevdos – «ложные, притворные») – проявление учтивости в эмоциональных ситуациях с целью осознанного введения кого-либо в заблуждение, указывает в своей работе Н. Г. Капустина [3]. Негативная толерантность – проявление безразличия, инертности, злонамеренного невмешательства, показного цинизма. Позитивная толерантность выявляется в наличие мотивов внимания, осознания, благосклонности, симпатии.
Воспитание основ толерантности необходимо начинать с дошкольного возраста так как именно этот период считается благоприятным для становления самосознания, адекватной самооценки, воспитания и осознанного проявления нравственных качеств, составляющих толерантность как интегральное качество человеческой личности.
Полагаясь на существующие в современной науке трактовки определение «толерантность», толерантность старшего дошкольника мы рассматриваем как интегративное личностное образование, проявляющееся в позитивной оценке и принятии самого себя и «другого», отсутствии предубежденности в характеристике внутренних особенностей, возможностей и взаимоотношения детей с различным уровнем психофизического развития, умении устанавливать доброжелательные отношения и партнерство с окружающими, независимо от особенностей их развития. Это качество основывается на гуманистическом отношении к себе и другим людям, основанное на эмпатии, принятии и взаимопомощи окружающим.
Поэтому, работу по воспитанию у детей межличностной толерантности необходимо начинать уже в детском саду.
В этой связи педагоги образовательного учреждения обязаны способствовать тому, чтобы ребенок правильно принимал и осознавал взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого, живущих на нашей планете, понимал и уважал права и обряды, взгляды и традиции других людей и детей, которые живут рядом с ним. Каждый человек, находя свое место в мире людей и в жизнедеятельности общества, обязан не наносить ущерб и не ущемлять права других людей.
Неотъемлемым компонентом воспитательного процесса является формирование у детей положительного отношения к сверстникам с ОВЗ. Данное направление деятельности осуществляется в рамках признания приоритета межличностной толерантности как бесспорной ценности современного общества и образования. Взрослые своим поведением показывают уважительное отношение друг к другу и к детям, заинтересовывают внимание детей к эмоциональным состояниям, поощряют проявление сочувствия, сострадания, взаимопомощи.
Решить вышеуказанную задачу нам помогает такой элемент развивающей среды групповых комнат как уголочки эмоций. Такие уголки представляют собой настенные панно, которое помогает детям понять свое настроение и выбрать нужную пиктограмму эмоции, которая также подкрепляется в цветовом оформлении. Вербализация эмоционального состояния всегда начинается с педагога, что дает детям некий пример и сближает воспитателя с его воспитанниками. Спектр эмоциональных состояний меняется в зависимости от возраста детей. Нужно отметить наличие в группах уголков психологического комфорта и психоэмоциональной саморегуляции, позволяющих детям уединиться, отдохнуть и, тем самым, сохранить свою эмоциональную стабильность и личностную целостность, что чрезвычайно важно для воспитания толерантных установок подрастающего поколения и формирования доброжелательных отношений в детском коллективе.
С этой целью стабилизации и ухода от отрицательных переживаний в каждой возрастной группе организованны уголки психоэмоциональной регуляции, позволяющие ребенку не только с помощью взрослого, но и самостоятельно овладеть приемами психологической разгрузки. Такие уголки представляют собой красочно оформленные в едином стиле конструкции, демонстрирующие в доступной для ребенка доходчивой форме способы и средства избавления от негативных эмоций [4].
Уголки психологического комфорта и саморегуляции в группах представляют собой уютные, комфортные домашние «островки» тепла и защищенности. Такие составляющие дизайна групповых комнат помогут ребенку уединиться, отдохнуть от чрезмерного общения, снять напряжение, получить психологическую разгрузку и уменьшить психофизический дискомфорт. Кроме того, в этих уголках ребенок находит не только пассивную расслабляющую среду, но и активные составляющие комфорта - конкретные подсказки (картинки) со способами психоэмоциональной саморегуляции, что интенсифицирует функционирование уголков психологического комфорта в группе.
Цель подобного рода деятельности обусловлена :
- огромным количеством стрессовых ситуаций в жизни ребенка;
- действием согласно принципу наглядности, приоритета наглядно-действенных форм мышления;
- актуальность проблемы отсутствия навыков саморегуляции своего актуального состояния.
Таким образом, уголки психологического комфорта и саморегуляции призваны уменьшить количество стрессов в жизни ребенка, научить детей и совершенствовать их навыки саморегуляции психологических состояний и поведенческих действий, а также могут быть средством выплеска негативных эмоций на объекты среды уголка.
В системе воспитания толерантности чрезвычайно важным является обучение детей умениям конструктивно взаимодействовать со взрослыми и ровесниками, грамотно решать конфликтные ситуации, договариваться друг с другом, помогать другому ребенку в случае необходимости. Для решения этих задач можно применять средства из уголков. Так, обучая детей умениям конструктивного взаимодействия и преодоления проблемных ситуаций, педагог может предложить воспользоваться с этой целью «варежками-мирилками», красочное оформление которых оптимизирует процесс примирения и подкрепляет его материально («овеществляет», то есть делает доступным и приятным детям, подкрепляет положительный эффект. Кроме этого, в доступе детей «стаканчики-кричалки» - необыкновенные стаканчики, в которые можно «выкричать» все свои переживания и страхи, а потом «выкинуть» их или «смыть» с водой. «Коврик злости» помогает детям избавиться от отрицательных эмоций. Он представляет собой обычный коврик для прихожей с шершавой поверхностью или связанный из грубых ниток, с маленькими разноцветными узорами на нем. Ребенок встает на коврик и вытирает ноги до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться. «Подушка злости», на которой будут выплескиваться отрицательные эмоции, кладется перед ребенком. Педагог читает стихотворение, демонстрируя нужные движения, затем предлагает ребенку повторить их: ударять по «подушке злости» расслабленными кулачками. Еще можно предложить ребенку ударять по «подушке злости» резиновыми или деревянными молоточками. При ударах можно выкрикивать слова, выражающие чувство гнева. «Рубашка примирения» помогает в интересной форме поссорившимся детям помириться друг с другом. После такого примирения дети ссорятся гораздо меньше. «Рубашка примирения» помогает в забавной форме поссорившимся детям помириться друг с другом. После такого примирения дети ссорятся гораздо меньше.
В каждой возрастной группе существуют правила поведения и общения, совместно разработанные и оформленные педагогом и его воспитанниками, и так как данные правила признаны всем коллективом, они эффективно регулируют поведений детей и взрослых во всех режимных моментах [6].
Особого интереса заслуживает применение техники «Право выбора». Такая техника понятна и чрезвычайно эффективна, так как приучает детей к самостоятельному выбору, принятию решений, действию согласно принятому решению и оцениванию результатов деятельности. Дети совместно с воспитателем планируют панно, соотносят пространственное расположение основных развивающих уголков в групповой комнате. Потом, в свободное время дети и воспитатель садятся вместе и обсуждают кто, где и какой деятельностью желает заняться, ориентируясь на панно. Дети расходятся по выбранным уголкам группы на определенное время. После чего, они снова собираются вместе и обговаривают результаты своей деятельности: что помогало, мешало, что получилось, что нет, что понравилось или не понравилось и др. Такое занятие вносит системность и упорядоченность во внутригрупповую жизнь, приучает ребят к дисциплине, самостоятельности и ответственности, дает чувство защищенности и комфорта, сводит конфликты к минимуму.
Вопрос формирования толерантного отношения к ровесникам с ОВЗ у детей остается пока недостаточно изученным как в психологии, так и в дошкольной педагогике. Исследователи в данной области акцентируют внимание лишь на отдельные характеристики изучаемого качества личности дошкольников – в основном на общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Следует также отметить отсутствие целостного подхода к решению данной проблемы и потребность педагогической практики в методических материалах и рекомендациях по воспитанию толерантности детей в дошкольный период, и как одному из аспектов толерантности, это понимание, принятие и взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями и возможностями здоровья.
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Толерантность : различные парадигмы анализа [Текст] / А. Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. – М. : Смысл, 1998. – 246 с.
2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 3 [Текст] / В. И. Даль. – М. : Рус. Яз., 1998. – 556 с.
3. Капустина Н. Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза: монография [Текст] / Н. Г. Капустина. – Шадринск : Изд-во ОГУП «Шадринский Дом печати», 2008. – 86 с.
4. Ковалева А. С. Практические рекомендации по организации воспитания культуры толерантности в условиях инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. –2018. – 58-1. - С. 116-120.
5. Непочатых Е. П. Социально-психологические аспекты формирования этнической толерантности учащихся городской школы [Текст] : дис. … канд. психол. наук : защищена 25.12.2004 / Е. П. Непочатых. – Курск, 2004. – 184 с.
6. Сазонова Н. П. Саморегуляция педагогов в профессиональной деятельности // Педагогическое образование на Алтае, 2020. № 1. С. 95-98.