Ширинкина Елена
Воспитание любви к Родине как основа патриотизма в семье
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир и формируют свои первые представления о нём. Патриотическое воспитание играет важную роль в этом процессе, помогая детям развить любовь к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу и стране. Это способствует формированию у них гуманистического отношения к природе и окружающим, способности к сопереживанию, а также элементарных представлений об устройстве государства.
Публикация «Воспитание любви к Родине как основа патриотизма в семье» размещена в разделах
В наши дни в отечественной педагогике существует множество трактовок понятия «патриотическое воспитание». В. И. Лутовинов определяет патриотическое воспитание как «динамический процесс сознательного и целенаправленного воздействия на личность, ведущий к формированию патриотизма».
По мнению В. В. Пионтковского, эффективность патриотического воспитания возрастает при взаимонаправленном процессе, поэтому определяли его как «процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников».
Патриотическое воспитание включает различные аспекты, такие как любовь и привязанность к семье, дому, детскому саду, улице, городу, природе, традициям и промыслам, а также гордость и уважение к достижениям страны и формирование толерантного отношения к другим народам и их традициям.
Семья играет важную роль в формировании патриотического сознания у детей. Любовь и гордость за своих родителей, а также уважение к их трудовым и боевым заслугам помогают воспитывать любовь к Родине. Пример взрослых, особенно близких родственников, способствует пониманию важных понятий, таких как «долг перед Родиной» и «любовь к Отечеству». В. А. Сухомлинский подчёркивает важность воспитания этих нравственных качеств на основе любви к родителям для формирования патриотических взглядов и убеждений у детей.
Родина начинается с родного дома, улицы и посёлка. Изучение мест, где вы живёте, вместе с детьми и прививание им любви к ним — задача, которую любая семья может выполнить. Родители могут помочь сделать прогулки познавательными и развить патриотические чувства, рассказывая о достопримечательностях и истории улиц: «Парк назван в честь.», «Здесь строится.», «Улица названа именем.» и т. д.
Ребёнку дошкольного возраста будет интересно и полезно побывать в местной картинной галерее, на выставке или в музее. Это событие должно стать для него праздником, поэтому родителям следует контролировать время пребывания в музее и количество информации, учитывая возможную быструю утомляемость малыша. На выставке картин можно акцентировать внимание ребёнка на двух-трёх пейзажах, нескольких портретах и скульптурах. В краеведческом музее рекомендуется выбрать один раздел, например, «История нашего края», «Природа родного края» или «Знаменитые люди нашего региона». Разговор с ребёнком должен быть совместным обсуждением и размышлением. Важно продемонстрировать искреннюю заинтересованность взрослого, чтобы способствовать развитию самостоятельного мышления и личного отношения ребёнка к событиям и фактам.
Семья - первый коллектив ребёнка, и в нём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело.
Ребёнок постепенно осознаёт свою принадлежность к большому сообществу — детскому саду, классу, школе, а затем и ко всей стране. Социальная активность способствует формированию гражданских чувств и патриотизма. Однако для укрепления этого фундамента важно регулярно расширять опыт участия детей в коллективных делах и обучать их нравственным поступкам.
Подводя итог можно сделать вывод, что роль семьи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста заключается в следующем:
семья даёт ребёнку первый жизненный опыт и формирует характер
от семьи зависит направление интересов и склонностей ребёнка;
в дошкольном возрасте ребёнок должен знать, в какой стране он живёт и чем она отличается от других стран;
нравственно-патриотическое воспитание включает любовь и привязанность к семье, дому, детскому саду, улице, городу, природе, труду, белорусским традициям и промыслам, правам человека, символам государства, гордость и уважение к достижениям страны, формирование толерантности и уважения к другим народам и их традициям;
успех патриотического воспитания зависит от родителей и атмосферы в семье.
В заключение можно сказать, что воспитание патриотизма в семье, которое включает развитие патриотических чувств, патриотической ориентации личности и патриотического поведения, должно быть целенаправленным, систематическим, своевременным (начиная с дошкольного возраста) и продолжаться на протяжении всего периода взросления.
В результате воспитанник становится высоконравственной, гармонично развитой личностью с развитым чувством ответственности за будущее своей страны, способной к сопереживанию, милосердию и самопожертвованию.