Наталья Пуказова
Воспитание любви к малой Родине у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным, дому и Родине. Привязанность к детскому саду, родной улице, семье - есть основа того фундамента, на котором будет вырастать более сложное чувство - чувство любви к своему Отечеству. Практика последних лет показывает, что значительные ресурсы социального становления и нравственного воспитания детей и подростков скрыты в национальных традициях, языке и культуре. Именно они доносят до нас моральный и духовный опыт предшествующих поколений, способствуют формированию нравственного облика человека, развитию важных гуманистических черт личности. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно - экологическим своеобразием родного края. Детский сад, семья, музей оказывают на детей сильное влияние в плане освоения основ культуры того народа, той национальности, к которой принадлежит ребенок.
Публикация «Воспитание любви к малой Родине у дошкольников» размещена в разделах
Большое значение в решении этой проблемы оказывает музейная педагогика. Средствами музейной педагогики через предметы, экспонаты, выставки, экспозиции можно показать уникальную историю своей малой Родины, познакомить детей с культурными традициями своего народа, города, района, природными богатствами своего края. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность расширить воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном, исследовательском плане, экспериментальной и творческой деятельности. Участие детей в выставочной деятельности, фестивалях детского творчества, создание макетов и моделей природных зон края и города, их достопримечательностей, фотоальбомов, оформление альбомов с песнями и стихами писателей и композиторов родного края позволяет окунуться в атмосферу народных гуляний и быта.
Именно музейная обстановка благотворно влияет на восприятие ребенком краеведческого материала. Решая, стоящие перед дошкольным учреждением задачи развития личности ребенка, детский сад сотрудничает с Козьмодемьянским музейным комплексом. На базе нашего детского сада работает краеведческий клуб «Серебряный родник». Программа клуба закладывает пути формирования у ребенка - дошкольника начало национального самосознания, интереса к прошлому своего народа, его культуре, традициям, духовным ценностям, пробуждение культурной памяти, использование этнографического материала, произведений национальной культуры: фольклора, народных игр, декоративно - прикладного творчества и литературы.
Благодаря совместным занятиям ДОУ с музеем, дети узнают много нового о родном крае: знакомятся с символикой родного города, людьми, природой края, природными богатствами, предметами быта и старины. Использование разнообразных форм работы: театрализация, беседы, изобразительная деятельность, рассматривание экспонатов, атрибутов, все это способствует повышению интереса детей к истории родного края, развитию познавательной активности, любознательности, внимания.
В процессе занятий у детей обогащается словарный запас: они стали точно и правильно использовать слова, обозначающие предметы быта и явления природы, задавать вопросы, делиться впечатлениями со сверстниками и взрослыми. Свои представления о родном крае воспитанники отражают в играх, рассказах, рисунках. Дети совместно с родителями с удовольствием участвуют в пополнении мини-музея детского сада различными предметами старины.
Работа по воспитанию патриотических чувств должна проводиться с младшей группы и продолжаться до выпуска детей в школу в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Результатом деятельности станет накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры, развитие чувства гордости за свое Отечество.
Таким образом, сотрудничество детского сада и музея расширяет социализацию детей, благотворно влияет на формирование у детей нравственных качеств, воспитывает чувство любви к малой и большой Родине. Свое будущее мы закладываем сегодня, а будущее без истории, культуры у народа нет.