Татьяна Трунина
Воспитание любознательности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство ребёнка с окружающим миром и общение с ним начинается с первых лет жизни. В процессе познания у детей вырабатывается способность творчески мыслить, появляется желание приобретать новые знания. Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребёнка. Они являются ценными качествами личности выражают отношение к окружающей жизни,побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности как устремлённость, настойчивость, стремление к завершению деятельности. Но решающим в формировании этих качеств является процесс воспитания и обучения. Ребёнок очень любознателен по своей натуре. Его интересует всё новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе:то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка,посыпанная песком,перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность,интерес к незнакомому,который проявляется в постоянных детских вопросах. Каждый ребёнок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдём в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. Вопросы помогают познавать мир. Наша задача- поддерживать в детях любознательность и пробуждать её, помня при этом,что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребёнка и не перегружать его. В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов можно только в тесном сотрудничестве с семьёй. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребёнка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребёнка,могут воздействовать на его чувства. В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности,в которых реализуются знания,впечатления детей об интересующем предмете или явлении. Например,у ребёнка возник интерес к птицам. Родители привлекают его не только к подкормке птиц,а ещё обращают внимание на особенности внешнего вида,повадок,предлагают рассказать о результатах наблюдений, нарисовать об этом. Факторы способствующие формированию любознательности дошкольника : - Прежде всего это общение с ребёнком. Общение должно создавать у детей радостное ощущение жизни,уверенность в своих силах и способностях. В этом нам помогают прогулки в природу,которые сближают нас с детьми. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием,чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого переода, когда бы нечего было показать ребёнку. Во время прогулок необходимо развивать у детей способность к наблюдению. - Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые учат многогранно и образно васпринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том,что она представляет собой логическую задачу. Хорошо когда дети не только отгадывают загадку,но и придумывают свои. - Детская художественная литература воздействует как на сознание ребёнка,так и на его чувства. Яркий,образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес. - Большое значение для умственного развития ребёнка имеет экспериментирование с природным материалом. Проведение опытов-увлекательное занятие для ребят, в процессе которого они высказывают свои предложения,используют разные способы проверки,делают выводы,у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы. Общаясь с ребёнком старайтесь,чтобы у него создавалось представление о самом себе,как об умеющем,сообразительном,терпеливом. Важно не только отвечать на вопросы ребёнка,но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы заданные ребёнку, активизируют его мысль,побуждают к сравнению,учат делать выводы,умозаключения. Устойчивый познавательный интерес является основой всей воспитательной работы и в будущем готовности ребёнка к школьному обучению.