Наталья Данилова
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
У мальчиков и девочек разные пути развития, разное жизненное назначение, а значит, им требуются разные подходы в обучении и воспитании. Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эти различия достигают двух лет. В начальной школе мальчики как бы младше девочек по биологическому возрасту на целый год. Мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (отойди, принеси, дай, сделай, перестань, а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, весёлый).
Публикация «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Физиологическая сторона восприятия у мальчиков и девочек тоже несколько отличается. Девочки более чувствительны к шуму. В начальной школе выше кожная чувствительность, их более раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Игры девочек чаще основываются на ближнем зрении: они раскладывают перед собой свои «богатства» – кукол, тряпочки и играют в ограниченном пространстве, например в маленьком уголке. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом всё представленное им пространство. Это не может не сказаться на развитии мышечной системы. Мальчики, в отличии от девочек, для полноценного психического развития требуют большего пространства. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, взбираются на шкафы, деревья. Очень важно в воспитании участие обоих полов, в семье – папы и мамы; если нет папы, его место должны занять значимые мужчины (дедушка, дядя и др.) Девочки расположены к выживанию, а мальчики к прогрессу. На занятиях мальчики смотрят на парту, в сторону или перед собой и если знают ответ – отвечают уверенно. Девочка смотрит в лицо учительнице, отвечая, ищет у неё в глазах подтверждения правильности ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения информации, девочки для установления контакта со взрослыми. Мальчики более ориентированы на информацию, девочки – на отношения между людьми. У девочек обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически. Но их ответы более однообразны и, видимо, их мышление более однотипно.
Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас.
Мальчики молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идёт, он интереснее и богаче, чем мы можем представить.
Установлено, что мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если надо решать принципиально новую задачу. Но их требования к качеству, тщательности и аккуратности исполнения и оформления работы невысоки.
Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, неряшливы, несдержанны, нетерпимы, не уверены в себе и даже более агрессивны, чем девочки.
Родители склонны замечать эмоциональность дочерей, видимо, потому, что она проявляется в речи и более наглядна, и не замечать эмоциональных переживаний мальчиков.
Очевидно, в воспитании велико влияние отца – на сына, матери – на дочь. Если мама воспитывает уважительное отношение сына к себе, это может быть в будущем перенесено на девушку, жену, женщину вообще. Так же и у девочек. Если папа – образец мужчины, дочка уважительно относится к нему, и в будущем она так же по-доброму будет относиться к мужчинам.
Будьте осторожны с наказанием! Желательно, чтобы мальчика наказывала не мама, а папа. Девочку – наоборот. Этого правила необходимо придерживаться, чтобы сформировать у детей доброе отношение к противоположному полу.
Итак, мальчики и девочки – это два разных мира.
Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, неправильно на них реагируем