Наталья Адаева
Консультация «Роль взрослых в поддержке инициативы и любознательности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль взрослых в поддержке инициативы и любознательности у детей дошкольного возраста»
Часто ли мы общаемся с детьми? Общение – одна из социальных потребностей ребенка. Без общения невозможна жизнь. В ходе познавательного общения ребенка с родителями преодолеваются трудности разного характера, в том числе и эмоциональные. Родителям необходимо чаще беседовать с детьми, серьезно относиться к детским вопросам и высказываниям. Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях. К сожалению, некоторые родители «топят» детскую любознательность. Детские вопросы удивляют и порой ставят их в тупик. Иногда дети утомляют взрослых, и они вызывают недовольство: «Замучили твои вопросы «почему?» и «зачем?», перестань спрашивать и займись делом!».
Публикация «Консультация „Роль взрослых в поддержке инициативы и любознательности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Какое же значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать? – взрослым стоит задуматься об этом. Ребенок познает мир. Развиваясь, он все больше начинает интересоваться окружающими его предметами, жизнью людей, природы, задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг его понятий очень узок и он прибегает к помощи взрослого. По вопросам можно узнать, как растет его сознание. Детские вопросы показывают, чем интересуются дети, какие у них знания, как расширяется кругозор, какие трудности при этом встречаются. В то же время вопросы показывают, какое влияние на развитие ребенка оказывают взрослые. Взрослые должны внимательно прислушиваться к детским вопросам, разумно и правильно на них отвечать, развивать детское внимание, память, наблюдательность, любознательность. Большую роль играет чтение, приобщение детей к художественной и познавательной литературе. Некоторые родители говорят, что их дети не любят читать. Чтение – это способ получения информации, а у детей, возможно, нет интереса к этому, так как взрослые в свое время отбили у них желание узнавать новое. Прежде чем ответить на вопрос ребенка, надо его внимательно выслушать, вдуматься в суть, понять, что его интересует. Детям иногда трудно сформулировать свои мысли. Если взрослые не могут сразу ответить на вопрос, нужно отложить беседу, обратиться к энциклопедии или другой познавательной литературе и продолжить беседу.
Как отвечать на вопросы детей? Сказать: «Подрастешь, узнаешь» - это значит удерживать их в стремлении к знаниям. При этом не следует рассказывать о недоступных, сложных вещах. Иногда дети по – своему объясняют услышанные фразы. Тому много примеров в книге К. И. Чуковского «От двух до пяти». Иногда правильный, но труднодоступный для понимания ответ взрослых вызывает новый, более сложный вопрос: «Откуда все взялось?». Маленький ребенок больше всего спрашивает о том, что он видит вокруг себя, о новых, незнакомых ему предметах: «Это кто?», «Это что?», «Как это называется?». На такие вопросы детей несложно ответить. Даже маленького ребенка интересует не только, как называются предметы, но и для чего они нужны. Дошкольников особенно волнуют взаимоотношения между сверстниками и взрослыми, нормы поведения. Очень много вопросов задают дети о труде взрослых. Старших детей интересует не только то, что делают окружающие их люди, но и кто делает, создает предметы, как все происходит. Огромное количество вопросов дети задают о природе. Лучше всего свой ответ сопровождать наглядным показом. К трудным вопросам относятся вопросы дошкольников о мироздании : «Почему солнце не падает?», «Почему воздух ночью черный?». Детям понятны поверхностные, внешние связи между явлениями природы, поэтому ребенок удовлетворяется иногда простой аналогией, ссылкой на пример. Не всегда надо отвечать на сложный вопрос ребенка. В отдельных случаях можно дать понять, что надо учиться, чтобы многое знать. Иногда следует показать ребенку само явление или провести с ним игры и работы с разными предметами, материалами, инструментами.
Ответы на вопросы детей о рождении человека затрудняют взрослых и не случайно. Во – первых, потому, что часто они воспринимаются как проявление нездорового любопытства; во – вторых, потому, что на многие из них действительно трудно дать простой и понятный маленькому ребенку ответ. Иногда взрослые ограничиваются кратким ответом, не поддерживая в дальнейшем интерес ребенка к этому вопросу, иногда дают в простых словах объяснения, иногда создают такие условия, чтобы ребенок мог длительно наблюдать за развитием животных: котят, щенят, цыплят. Нельзя стыдить ребенка, приписывая ему плохие мысли: дети чаще всего вкладывают совершенно иной смысл в содержание вопроса.
Часто дети спрашивают о смысле новых слов. По мере развития усложняются вопросы, бесконечные «Зачем?», «Почему?». Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торопиться давать в таких случаях ответы. Удовлетворяя любознательность ребенка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями. Например, если ребенок спрашивает, поплывет ли камень, дерево, прищепка, надо предложить ему самому проверить и обратить его внимание на то, что плавает, а что тонет. Не надо отвечать на вопросы детей формально или в насмешливой форме, отговариваться бессмыслицей. Это обидит ребенка, и он в дальнейшем будет стесняться спросить что – либо.
Среди детских вопросов бывают вопросы познавательного характера, например: «Почему самолет летает?». Представляют интерес и детские высказывания, направленные на понимание окружающего мира, самостоятельные умозаключения. Дети могут загадывать загадки, пусть иногда наивные. О конкретности детского мышления, небольшом жизненном опыте детей говорят их высказывания. Родителям же необходимо поддерживать детскую инициативу и любознательность в общении, в умении ответить на детский вопрос.
Литература:
1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : Просвещение, 1997.
2. Доронова, Т. М., Глушкова, Л. В., Гризик, Т. И. Вместе с семьей / Т. М. Доронова, Л. В. Глушкова, Т. И. Гризик. – М. : Просвещение, 2005.
3. Зверева, О. Л., Ганичева, А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О. Л. Глушкова, А. Н. Ганичева. – М. : Академия, 2000.