Лучший педагог года

Консультация для родителей «Воспитание любознательности у ребенка в саду и дома»

Джиргал Манджиева
Консультация для родителей «Воспитание любознательности у ребенка в саду и дома»
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовила: воспитатель

Манджиева Д. Э

2018г.

.

Знакомство ребенка с окружающим миром и общение с ним начинается с первых лет жизни. В процессе познания у детей вырабатывается способность творчески мыслить, появляется желание приобретать новые знания. Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе, любознательность. Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе.

Публикация «Консультация для родителей „Воспитание любознательности у ребенка в саду и дома“» размещена в разделах

Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и составляет как бы первую ступень познавательного отношения. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

Ребенок очень любознателен по своей натуре. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.

Каждый ребенок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности.

Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир, обогащают ум открытиями. Это очень хорошо, когда дети приходят к Вам со своими вопросами.

Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоятельного поиска ответа.

А. М. Горький писал: «Сказать ребенку на его вопрос : «Подожди, вырастешь – узнаешь» - значит гасить его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос – большое искусство, и оно требует осторожности».

Да, быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него.

Не рекомендуется также давать ответы в категорической форме – да или нет.

Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами. Если в три года малыш лишь удивляется чему-то новому и проявляет любопытство, то после трех лет вопросы становятся признаками любознательности ребенка. Это тот период, когда ребенок не просто удивляется новому, а желает все о нем узнать. Таким образом, в этот период многочисленные «почему» свидетельствуют о познавательных мотивах. Важно не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения.

Поставленная перед детьми задача и предложение подумать: сопоставить, сравнить, припомнить – способствуют развитию мыслительных способностей, а значит, активно воспитывают пытливость ума, формируют любознательность и познавательный интерес, как черты характера.

Наша задача – поддерживать в детях любознательность и пробуждать ее, чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его.

Чем больше в Вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов – один из сигналов неблагополучия в его развитии.

Предлагаем Вам перечень факторов, способствующих формированию любознательности дошкольника :

Прежде всего – это общение с ребенком. Общение должно создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляются. В этом нам помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми. Во время таких прогулок мы имеем неограниченные возможности воспитательного воздействия на ребенка, развития его наблюдательности, тренировки внимания и памяти. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было показать ребенку.

Во время прогулок необходимо развивать у детей способность к наблюдению. Это дает возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе.

Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Проведение опытов – увлекательное занятие для ребят, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы. При организации опытов с растениями и животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараться не повредить их жизни.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые развивают наблюдательность, учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.

Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои.

Развитию мыслительных и речевых способностей способствуют и беседы с ребенком, содержание которых должно быть интересным и доступным пониманию ребенка.

Детская художественная литература воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Безопасность ребенка дома» Источники потенциальной опасности для детей Предметы, которыми ребенку категорически запрещается пользоваться: спички; газовые плиты; печка;.

«Безопасность ребенка дома и на улице». Консультация для родителей Главное преимущество дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что дети данного возраста выполняют четко сформулированную.

Консультация для родителей «Безопасность ребенка на улице и дома» Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость.

Консультация для родителей «Чем занять ребенка дома?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида.

Консультация для родителей «Ручной труд ребенка дома» «РУЧНОЙ ТРУД РЕБЕНКА ДОМА.» У ребенка дошкольного возраста уже в трехлетнем возрасте бурно проявляется стремление к самостоятельности.

Консультация для родителей «Безопасность ребенка на улице и дома» Безопасность — состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз,.

Консультация для родителей «Безопасность ребенка на улице и дома» Консультация для родителей «Безопасность ребенка на улице и дома» Безопасность – это не просто сумма условных знаний, а умения правильно.

Консультация для родителей «О питьевом режиме ребенка дома и в детском саду» Консультация для родителей: «О питьевом режиме ребенка дома и в детском саду». Все мы знаем, что вода – это основа жизни. И все мы на 70-80%.

Консультация для родителей «Приобщение ребенка к труду дома» Трудовое воспитание детей не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования.

Консультация для родителей «Режим для ребенка в детском саду и дома» Требования к режиму дня определяются особенностями возраста, задачами воспитания, окружающими условиями. Правильно организованный режим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Воспитание любознательности у ребенка в саду и дома»
Опубликовано: 25 января 2019 в 01:26
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Воспитание любознательности у ребенка в саду и дома»» (включая файлы) размещена пользователем Джиргал Манджиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД