Олеся Климова
Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста средствами народных и литературных сказок
Воспитание культуры поведения у младшего дошкольного возраста средствами народных и литературных сказок.
Нравственное воспитание, неотъемлемой частью которого является воспитание культуры поведения, представляет собой процесс приучения детей к моральным человеческим ценностям и определенному социуму. «Со временем ребенок привыкает и понимает принятые в обществе людей правила поведения, присваивает способы и формы выражения отношения к себе и к людям. Как результат такого воспитания – появление и утверждение в личности определенных нравственных и поведенческих качеств»
Публикация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста средствами народных и литературных сказок» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Литературная деятельность
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Темочки
Детство – очень важный период в культурном становлении личности дошкольника. С помощью конкретных педагогических воздействий, знакомства ребенка с нормами поведения в процессе разной деятельности (игры, труда) культура поведения ребенка становится на новый высший уровень. Этичное отношение к другим людям, эстетика поведенческих манер и соблюдение правил этикета, принятых в обществе, и составляет воспитание культуры поведения детей.
Культура поведения – признак хорошего воспитания. Именно поэтому культура поведения и ее воспитание у детей является обязательной и важной частью процесса воспитания, как и обучение грамоте, музыке, иностранному языку.
Объектом исследования является культура поведения младших до-школьников.
Предмет исследования – воспитание культуры поведения у младшего дошкольного возраста средствами народных и литературных сказок.
Цель исследования – рассмотреть проблему воспитания культуры поведения у младшего дошкольного возраста средствами народных и литературных сказок.
Четвертый год жизни – пора вступления ребенка в дошкольное детство, начало качественно нового этапа в его развитии. Психологический выход из совместной со взрослым позиции «Мы» и возникновение собственного само-стоятельного «Я», что составляет основу кризиса перехода в дошкольное детство, меняет отношение ребенка ко всему, что его окружает. Если его интересы в раннем возрасте определялись миром предметов, то в посткризисный период центральное место в поле его осознания занимает мир людей. Он с любопытством изучает взрослых, «открывает» для себя в новом качестве сверстника. Начинается активное познание социальной действительности. Человек, его деятельность, поведение, и, главное, отношения между людьми, становятся объектами пристального внимания, восприятия, подражания, наблюдения, осознания со стороны ребенка.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. «Особенно важную роль приобретает взаимодей-ствие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности, – пишет Е. О. Смирнова. – В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение». В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освое-нию этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
В дошкольный период у ребенка появляется осознание своего «Я» под влиянием оценок окружающих – взрослых и ровесников. Этот процесс характеризуется отделением самого себя и своей деятельности от взрослого, возникновением собственных желаний, стремлением к познанию самого себя. Наиболее важной чертой самосознания дошкольника является чувство собственного достоинства. Это ценное качество, которое требует поддержки и охраны со стороны воспитателя и родителей.
Основными задачами развития и воспитания младшего дошкольника В. С. Мухина считает следующие:
1. Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.
2. Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности.
3. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоцио-нальной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
4. Обогащение опыта самопознания дошкольников.
5. Обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества
Таким образом, младший школьный возраст характеризуется целой совокупностью различных психических новообразований, важнейшими из которых являются осознание «самости», т. е. возникновение собственного самостоятельного «Я», вычленение его из «Мы», усложнение коммуникативной деятельности (усиливается любознательность, а потому потребность в общении со взрослыми и сверстниками, постижение смысла человеческих отношений, прежде всего в ходе игровой деятельности – ведущей для данного возраста. Поэтому основными задачами развития и воспитания младшего дошкольника являются : 1) развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены; 2) обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности; 3) воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению; 4) обогащение опыта самопознания дошкольников; 5) обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества – другими словами, воспитание и совершенствование культуры поведения как пове-денческого компонента социальной компетентности дошкольника, тесно свя-занной с его языковой компетентностью.
Дошкольный возраст, как было отмечено выше, – это период первона-чального становления личности. Многочисленные психологические и педаго-гические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии це-ленаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.
Одной из основных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание культуры поведения.
Культура поведения дошкольника обычно определяется как «совокуп-ность форм повседневных действий ребенка, в которых находят внешнее выражение моральные и этические нормы этого поведения» [28, с. 19]. Культура поведения тесно связана с чувствами и представлениями детей о морали и этикете.
Итак, основными особенностями сказки как фольклорного жанра являются увлекательность сюжета, оптимизм, образность, забавность и дидактизм, что, несомненно, привлекает в них самых юных читателей. Кроме того, представляя собой цельное, законченное, композиционное произведение и потому способствуя развитию эстетического вкуса дошкольников, сказка, благодаря многочисленным сюжетным и языковым повторам, облегчает запоминание отдельных эпизодов, что также делает ее весьма удобным дидактическим средством в развитии культуры поведения детей 3-4 лет. Храня многовековой опыт народа, они, в том числе в образной и доступной форме, раскрывают детям формулы правильного поведения в тех или иных ситуациях с учетом важнейших морально-нравственных ценностей – добра, справедливости, честности. Кроме того, сказки облегчают смену идентификации в зависимости от проблем, волнующих ребенка. Малыш легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в сказочного героя, и вместе с тем так же свободно переключается на прозаическую повседневность. Он интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но в то же время допускает, что это могло проис-ходить и в действительности. Так появляется действительность литературных переживаний ребенка : ощущение сказочности в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном. Наилучшим образом они отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии. Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира – все это ребенок радостно встречает и в сказке.