Инна Яковлева
Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.
Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь?
Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Темочки
Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (прием пищи, умывание и мытье рук, пользование горшком и др); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Воспитание культурно-гигиенических навыком задача непростая. Взрослым стоит проявить терпение и фантазию, ведь чем интереснее будет ребенку в процессе обучения, тем быстрее он усвоит необходимые ему знания.
Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Некоторые действия ребенку даются с трудом. Не всегда хочется доводить начатое до конца, особенно если не получается. Для того чтобы завершить начатое действие, получить хороший результат, сделать красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. Культурно-гигиенические навыки лежат в основе первого вида трудовой деятельности доступного ребенку – труда по самообслуживанию. При развитии культурно-гигиенических навыков формируются такие качества личности как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, выдержка, самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимо четко соблюдать режим дня, правильно организовать обстановку в группе, применять различные методические приемы. Все дети должны действовать под наблюдением и контролем взрослого. Обязательно надо учитывать реальные возможности детей. Необходимо систематически и последовательно обучать их. Закреплять на практике до тех пор, пока каждый ребенок не сможет обслуживать себя сам, проследить за своим внешним видом. В дошкольном возрасте дети склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид взрослых, их поведение служат образцом для детей. Немаловажное значение в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания имеет показ и объяснение взрослых, которые должны быть четкими, наглядными.
В воспитании культурно-гигиенических навыков большую роль играет положительная оценка взрослого: похвала, одобрение. Положительная оценка вызывает желание у детей в дальнейшем поступать также, а может сделать еще лучше.
В обучении культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания очень важна последовательность. Так, действие, связанное с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем одевание. Ребенку легче научиться мыть руки, а потом уже – умывать лицо.
Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор. С их помощью они осваивают навыки гигиены, уточняют представление о частях своего тела, учатся помогать друг другу. Например, во время одевания можно вспомнить потешку:
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми,
Точно также натяни.
Напоминая детям о правилах поведения во время еды, можно прочитать потешку:
На того кто ест опрятно,
И смотреть всегда приятно,
Мы едим всегда красиво,
После скажем всем «спасибо».
В закреплении у детей культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. Например, в дидактической игре: «Оденем куклу Машу на прогулку» малыши могут закрепить свои знания о последовательности в одевании и раздевании. В игре «Накормим куклу Катю» малыши закрепляют навыки аккуратности, самостоятельности, воспитывается желание помочь друг другу.
Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой с мялом. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков.
Взрослый должен помнить, что, обучая детей, следует учитывать их опыт. Нельзя начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он не держал её в руках. Культурно гигиенические навыки и навыки самообслуживания закрепляются повторением. Например, чтобы научить малыша одеваться, необходимо не только многократно объяснить ему и показать все операции в определенной последовательности, но и поупражнять его в этом действии. В самообслуживании, так же, как и в любых других видах деятельности, необходимо учить ребенка доводить начатое до конца и выполнять его качественно.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Малыши, у которых в соответствии с возрастом сформированы культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут здоровыми.