МААМ-картинки

Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников

Инна Яковлева
Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь?

Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников» размещена в разделах

Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (прием пищи, умывание и мытье рук, пользование горшком и др); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Воспитание культурно-гигиенических навыком задача непростая. Взрослым стоит проявить терпение и фантазию, ведь чем интереснее будет ребенку в процессе обучения, тем быстрее он усвоит необходимые ему знания.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Некоторые действия ребенку даются с трудом. Не всегда хочется доводить начатое до конца, особенно если не получается. Для того чтобы завершить начатое действие, получить хороший результат, сделать красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. Культурно-гигиенические навыки лежат в основе первого вида трудовой деятельности доступного ребенку – труда по самообслуживанию. При развитии культурно-гигиенических навыков формируются такие качества личности как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, выдержка, самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимо четко соблюдать режим дня, правильно организовать обстановку в группе, применять различные методические приемы. Все дети должны действовать под наблюдением и контролем взрослого. Обязательно надо учитывать реальные возможности детей. Необходимо систематически и последовательно обучать их. Закреплять на практике до тех пор, пока каждый ребенок не сможет обслуживать себя сам, проследить за своим внешним видом. В дошкольном возрасте дети склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид взрослых, их поведение служат образцом для детей. Немаловажное значение в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания имеет показ и объяснение взрослых, которые должны быть четкими, наглядными.

В воспитании культурно-гигиенических навыков большую роль играет положительная оценка взрослого: похвала, одобрение. Положительная оценка вызывает желание у детей в дальнейшем поступать также, а может сделать еще лучше.

В обучении культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания очень важна последовательность. Так, действие, связанное с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем одевание. Ребенку легче научиться мыть руки, а потом уже – умывать лицо.

Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор. С их помощью они осваивают навыки гигиены, уточняют представление о частях своего тела, учатся помогать друг другу. Например, во время одевания можно вспомнить потешку:

Собери носок в гармошку,

И надень его на ножку.

Ты другой носок возьми,

Точно также натяни.

Напоминая детям о правилах поведения во время еды, можно прочитать потешку:

На того кто ест опрятно,

И смотреть всегда приятно,

Мы едим всегда красиво,

После скажем всем «спасибо».

В закреплении у детей культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. Например, в дидактической игре: «Оденем куклу Машу на прогулку» малыши могут закрепить свои знания о последовательности в одевании и раздевании. В игре «Накормим куклу Катю» малыши закрепляют навыки аккуратности, самостоятельности, воспитывается желание помочь друг другу.

Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой с мялом. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков.

Взрослый должен помнить, что, обучая детей, следует учитывать их опыт. Нельзя начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он не держал её в руках. Культурно гигиенические навыки и навыки самообслуживания закрепляются повторением. Например, чтобы научить малыша одеваться, необходимо не только многократно объяснить ему и показать все операции в определенной последовательности, но и поупражнять его в этом действии. В самообслуживании, так же, как и в любых других видах деятельности, необходимо учить ребенка доводить начатое до конца и выполнять его качественно.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Малыши, у которых в соответствии с возрастом сформированы культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут здоровыми.

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыковФотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Мойдодыр в гостях у ребят»Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Мойдодыр в гостях у ребят» Цель: формирования позитивного отношения к культурно-гигиеническим навыкам. Задачи. - Усвоение элементарных знаний о навыках здорового образа.

Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно — гигиенических навыков детьми трёх — четырех лет» Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно – гигиенических навыков детьми трёх – четырех лет». В 3 года дети многое умеют.

Лэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 летЛэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 лет Лепбук «Наш друг - Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков, для реализации во второй младшей группе детского сада. Лепбук.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» в старшей группе (февраль — май) ФЕВРАЛЬI неделя Тема: «Как умываются животные» Цель: Продолжать учить детей правильно мыть руки и умывать лицо. Воспитывать наблюдательность.

Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» старшая группа (сентябрь-январь) СЕНТЯБРЬI неделяТема: «Как нужно ухаживать за собой» Цель: Повысить осведомленность ребенка в вопросах ухода за собой. Воспитывать привычку.

Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников
Опубликовано: 9 февраля 2020 в 10:30
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Инна Яковлева (УИ 1446168) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД