Дарья Силютина
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды детской деятельности
Согласно целевым ориентирам представленными в ФГОС ДО ребенок 3-х лет использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, носовые платки, полотенца) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания :стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, гигиена. Конспекты занятия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Работая с детьми младшего возраста, мыопределили, что у большинства из них отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.
Проведя мониторинг сформированности культурно-гигиенических навыков, выяснилось, что 20% детей не умеют пользоваться мылом; вытираться полотенцем; 50 % детей не умеют одеваться самостоятельно; 20% не умеют кушать самостоятельно.
Выяснилось, что многие родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам.
В нашем образовательном учреждении с детьми младшего дошкольного возраста реализуем основную образовательную программу дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы.
В младшем дошкольном возрасте повоспитанию культурно-гигиенических навыковпоставили следующие задачи :
формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания;
приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком;
Задачи реализовали через различные виды деятельности :
1. Игровая деятельность.
С помощью игровых ситуаций «Покормим куклу Машу», «Мы готовимся к обеду» учимдетей правильно пользоваться столовой ложкой, салфеткой, не крошить хлеб. Такие игры, как «Напоим куклу чаем»,«Приглашаем кукол за стол» учат правильно пользоваться чашкой –держать чашку за ручку, знакомим детей с названиями предметов столовой посуды. При помощидидактических игр «Аккуратно поедим», «Кушаем хлеб», «Правила поведения за столом во время еды»учим детей пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. Сюжетные игры «День рождение у Кати», «Накроем стол»- формируем умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними.
Сюжетные игры «Кукла идёт на прогулку», «Оденем куклу на прогулку», «Кукла Катя показывает свой наряд», «Погладим Ане кофточку» – уточняем знания об одежде,умение ухаживать за ней. При помощи дидактических игр «Одень правильно», «Подбери куклам одежду» формируем последовательность одевания, расширяем представления детей о необходимости одеваться по погоде.
А сюжетная игра «Доктор Чистюлькин» помогает формировать особенное отношение к выполнению правил личной гигиены: чистые уши, лицо,руки, короткие ногти.
Игра «Научим мишку вытираться полотенцем», «Полотенце пушистое»,«Вешаем полотенце на место»– учим правильно пользоваться полотенцем, насухо вытирать лицо и руки; знать местонахождение своего полотенца.
Игры «Мой шкафчик», «Порядок в шкафчиках» – учим детей аккуратно вешать и складывать одежду в шкафчик. «Дружные сандалики» – закрепляем умение правильно одевать обувь.
Игры «Мыльные перчатки», «Умоем зайку», «Чем я моюсь»– учим ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Дидактическое упражнение «Кукла заболела» – учим детей своевременно пользоваться носовым платком. Дидактическое упражнение: «Делаем прическу»– обучаем ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху - вниз.
Закреплять умение намыливать руки и мыть их
прямыми движениями.
Методические приемы. Чтениепотешки: «Водичка, водичка…»
2. Коммуникативная деятельность :
Проводим с детьми беседы «Моя одежда», «Что такое быть опрятным?»,«Чистота – та же красота». Благодаря чему формируем у детей культурно-гигиенические навыки, приучаемследить за своим внешним видом. Беседы «Для чего нужна одежда?», «Моя любимая одежда»обогащают знания детей об одежде,назначений вещей,воспитывают аккуратность,бережное отношение к одежде.
Рассматривание иллюстраций «Зимняя одежда», «Дети на прогулке» помогает уточнить название предметов одежды, из каких частей одежда состоит, а рассматривание картинок «Алгоритм одевания» и «Алгоритм умывания» закрепить последовательность действий.
3. Восприятие художественной литературы и фольклора:
Чтение сказки «Мойдодыр», стихотворений «Девочка чумазая», «Как у нашей Ирки», «Чистюли», рассказа «Глупая история» способствуют воспитанию желание самостоятельно следить за чистотой своего тела, формированию у детей желания быть аккуратным и беречь свои вещи. Чтение сказки «Муха Цокотуха», «Три медведя» формирует навыки поведения за столом.
Рассказывая и проговаривание с детьми потешки «Водичка, водичка»умение самостоятельно умываться, воспитывает поведение детей в туалетной комнате (нельзя толкаться, брызгаться, намыливать глаза).
4. Изобразительная деятельность : рисование «Варежки для мишки» - закрепляем знания детей о предметах зимней одежды, воспитываем аккуратность. В уголке изобразительной деятельности дети
Использовали раскраски для побуждения детей к самостоятельности,
5. Двигательная деятельность : Игры на развитие мелкой и крупной моторики с проговаривание художественного текста способствуют закреплению культурно-гигиенических навыков.
Игры сдвижениями «Как у нашего кота», «Раздеваемся с прогулки», «Жили были зайчики», «Тик-так», «Застучали ножки».
Пальчиковые игры «Большая стирка», «Заботливый друг», «Добрый волшебник», «Маленькие пекари», «Бабушкины очки», «Тортик».
Динамические паузы: «Маша растеряша», «Мамин праздник», «Детский сад», «Вот мы руки развели», «Гномик», «Бедный Доктор Айболит».
Для воспитания культурно-гигиенических навыков огромное значение играет личный пример воспитывающих взрослых, а также единство требований сотрудников учреждения и родителей. До поступления ребенка в группу начали работать с родителями: провели организационное родительское собрание, на котором рассказали родителям, какимикультурно-гигиеническими навыками должен владеть ребенок 3 лет.
Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности организовали ряд консультаций: «Учим детей одеваться самостоятельно», «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста», «Воспитание у детей самостоятельности в самообслуживании», индивидуальные беседы по запросам, во время которых объяснили родителям, что семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки.
На основании проделанной работы уже сейчас можно сделать следующие выводы: у детей
сформированы элементарные навыки гигиены и опрятности в повседневной жизни, простейшие навыки поведения во время еды, умывания;
дети следят за своим внешним видом; правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо, уши; насухо вытирают после умывания, вешают полотенце на место, пользуются расческой и носовым платком.
Работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков будет продолжена в средней группе.