Михайлова
Воспитание исторической памяти дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Михайлова Марина Александровна
Воспитатель
Роганова Ирина Сергеевна
Воспитатель
МДОУ №18 «Сказка»
Город Углич Ярославская область
Сохранение исторической памяти дошкольников через знакомство с народными праздниками
Сохранение исторической памяти подрастающего поколения – важная составляющая работы в детском саду. Практически на протяжении целого века тема аграрной традиционной культуры оказалась выброшенной из воспитательной практики детского сада, причем в самом его принципиальном выражении – православном укладе всех сторон жизни русского народа.
Публикация «Воспитание исторической памяти дошкольников» размещена в разделах
Каждый человек должен знать, кто его предки, откуда он родом. Так формируется связь между ним и обществом, он понимает своё значение в современной жизни.
А дошкольный возраст это важнейший период становления личности, ведь именно в дошкольном детстве закладываются нравственные основы, формируется представление об окружающем мире, истории, культуре.
Именно поэтому воспитательно-образовательный процесс в нашей группе мы стараемся строить, решая задачи патриотического и духовно-нравственного воспитания.
Наши дети ещё малы, поэтому наиболее эффективным средством духовно-нравственного и патриотического воспитания мы выбрали знакомство детей с православными праздниками, и праздниками народного календаря. В настоящий момент в дошкольном и школьном воспитании накоплен значительный методический и дидактический опыт использования именно праздничной духовной традиции
Особенностью наших русских праздников всегда являлось гармоничное соотношение сезонного труда и отдыха– нравственная норма народной жизни. Ядро – ценностное отношение к жизни как земной так и вечной.
Каждому празднику, проводимому в нашей группе, всегда предшествовал проект. Дети знакомятся с укладом жизни предков, сезонными работами, с нравственными нормами, принятыми на русской земле, событием священной истории, определяющим суть самого праздника.
При подготовке любого праздника проводится, довольна большая предварительная работа. Обязательна серьёзная самоподготовка педагогов, и только затем начинается работа с детьми.
Для реализации проекта ведётся работа, направленная на развитие познавательного интереса (беседы, НОД, экскурсии, прослушивание музыкальных произведений, чтение литературы, так как мы работаем с детьми, имеющими ТНР, большое внимание уделяется речевой деятельности. Наши предки веками копили опыт существования речевой практики. В традициях русской культуры предложен набор определённых запасов речи.
Заучивание различных фольклорных форм, знакомство с новыми словами, проговаривание потешек и поговорок, всё это бесценно для развития речи наших воспитанников. Заучивая заклички, песни дети узнают новые слова, при этом пополняя свой лексический запас, но и узнают их значение. Особый интерес всегда вызывают забытые нами слова, дети сравнивают их с современными аналогами.
Кроме того в устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
К сожалению, на экранах телевизоров, в компьютерных играх наши дети часто встречаются с искажёнными историческими образами. Так, например, работая над проектом «Богатыри», мы столкнулись с тем, что дети воспринимают образ русских героев, а так же исторических деятелей, так как это преподносится им в известном мультфильме (в образе комического персонажа, напичканного неестественной мускулатурой, подчас весьма туповатого. Искажение первичного образа не может не привести впоследствии и к искаженному пониманию всего исторического текста, связанного с тем или иным героем. Поэтому, готовя с детьми праздник, мы знакомим их с историей его возникновения, событиям, предшествующим этому празднику.
Так в ноябре в нашей группе прошел праздник «Кузьминки» дети узнали о том, какие осенние работы предшествовали ему, какие работы начинались в крестьянских домах по завершению сезона. А так же узнали о святых Кузьме и Домиане – бессеребренниках, о том какими ремёслами они владели, какое значение имели их ремёсла для русского народа.
В нашей копилке уже имеется немало разработанных и реализованных проектов, охватывающих период от Покрова до Пасхи. Основная цель любого фольклорного праздника – это познакомить детей через народное искусство с историей нашей Родины, с народными традициями и обычаями.
Подготовка к каждому празднику, как правило, сопровождается выставкой детско-родительских работ.
.
С различными программами мы ходили с детьми в Дом Престарелых. Общение с пожилыми людьми, всегда вызывает интерес наших воспитанников. Дети учатся милосердию, состраданию, стараются доставить радость посторонним людям, что тоже всегда присутствовало в характере русского человека.
Непременными партнёрами всех наших проектов являются родители. При этом и родители зачастую впервые знакомятся с историей и традициями того или иного события.
Родители начинают интересоваться, как возник тот или иной праздник, что ему предшествовало, вносят свои предложения. Дома дают детям дополнительные знания. Помогают нам в сборе материала, реализуют свои возможности при изготовлении атрибутов, всегда с удовольствием исполняют роли (не только мамы, но и папы).
Наша работа не ограничивается лишь праздниками и подготовкой к ним.
Мы считаем, что немаловажное значение для воспитания исторической памяти имеет история семьи. Набирая новую группу, знакомясь с семьями воспитанников, мы просим родителей изготовить герб семьи, где отражены увлечения каждого из членов семьи.
Также составляется родословная в форме генеалогического древа. Сначала мы с детьми рисуем самое простейшее дерево с самыми ближайшими родными. Представляем это дерево на родительском собрании. Родители выслушивают, что их ребёнок знает о родных. Затем родители по желанию создают более подробное генеалогическое древо.
Пока есть, возможность стараемся приглашать в группу близким детям людей, которые помнят военные годы. У детей это вызывает большой интерес, много вопросов. Так бабушка одной из воспитанниц рассказывала детям о своей работе в тылу.
Кроме того мы реализовали проект «Моё имя в истории России». В этом нам так же помогали родители. Дети узнали о своих знаменитых тёзках, внёсших вклад в историю государства. При этом родители сами выбирали историческую личность. У всех разные предпочтения, кто-то собирает сведения о поэте, кто-то о художниках, кто-то о героях Советского Союза, кто-то об учёных, кто-то о Святых, чьи имена носят дети и др.
Рассказывая о своей работе, мы не можем обойти вниманием и краеведческий компонент. Дети с удовольствием знакомятся с историей Углича, с его знаменитыми людьми. Ребята узнают исторические факты, происхождение названия улиц. Принимают участие в конкурсах рисунков, посвящённых Угличу. Сейчас мы работаем с лэтбуком «Прогулка по Угличу». За основу мы взяли не совсем обычную тему. Мы выбрали памятники нашего города. И уже через знакомство с памятникам дети узнают и об исторической личности. И о событиях с ним связанных. А так же о месте, где расположен этот памятник.
Сохранение исторической памяти подрастающего поколения – одна из составляющих работы по духовно-нравственному развитию дошкольников. Уровень духовно-нравственного развития невозможно продиагностировать, отмерить какими-либо критериями, это показатель, ориентированный на будущее. Но каким будет будущее наших детей, зависит и от нас педагогов дошкольников, от того насколько мы сможем заложить в них необходимые для жизни духовно-нравственные ориентиры.
Список литературы
Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 144 с. (Конструктор образовательной программы).
Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4 – 7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря / авт. -сост. Э. А. Халикова, Н. В. Колебошина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 95 с.
Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М. : Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. 208 с.