Марина Ряховская
Проект по формированию навыков культурного поведения у детей посредством театральной деятельности «Играем в театр»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Играем в театр»
Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию проект педагогической деятельности. Цель проекта – формирование культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи данного проекта были направлены на формирование : культуры деятельности дошкольников, правил поведения в обществе, культурно – гигиенических навыков.
Темочки:
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Вежливость, этикет. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Культура поведения для детей
- Проекты, проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Каждая из перечисленных задач реализовывается на протяжении всей педагогической работы, которая проводится в тесной взаимосвязи с образовательно – воспитательным процессом.
Я считаю, что формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров, среди которых: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, является одной из главных задач воспитания подрастающего поколения. Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относится к ним так, как он относится к себе и чтобы другие также относились к нему.
В настоящее время нередко наблюдается противоречие между теоретическими знаниями детей и практическим поведением в коллективе. Один из путей разрешения этого противоречия, на мой взгляд заключается в многообразной практике правильного поведения, которая немыслима без игровой деятельности.
В связи с этим возникает проблема – как сформировать у детей навыки культурного поведения. В наши дни наиболее остро встают проблемы нравственности. Человеческое равнодушие, хамство, утрата морали, неумение общаться друг с другом порождают много бед.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика практически неограниченна и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно и понятно изъясняться. При подготовке детьми спектакля или процесс восприятия его побуждает детей к активной работе : от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает подражательность любимым героям, их поведению, дети учатся договариваться и правильно вести себя в коллективе. Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте ребенка и влияет на его поведение и характер взаимодействия с окружающим миром. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театрализованная игра и игра ребенка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительность в той самой степени, в какой каждый видит ее и в какой способен ее выразить.
Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования культуры поведения. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
Если использовать многообразные возможности театрализованной деятельности, то это приведет к успешному социально – личностному развитию детей. Театрализованные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах деятельности.
Проект разделен на 3 этапа :
I этап - подготовительный: включает в себя постановку целей, задач, определение методов и приемов работы, предварительная работа с детьми, выбор оборудования и материала, изучение методической литературы по данной теме: Курочкина И. Н. «Этикет для дошкольников», Безгина О. Ю. «Речевой этикет старших дошкольников», Лаврентьева Г. П. «Культура общения дошкольников» и др.
Работа с родителями:
- Провела консультацию для родителей на тему «Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка» с целью познакомить родителей с планом проекта, воспитательными возможностями театральной деятельности.
- Попросила помочь подобрать художественную детскую литературу для обсуждения с детьми, различных ситуаций: Шалаева Г. П, Журавлева О. М, Сазонова О. Г. «Правила поведения для воспитанных детей», Шорыгина Т. А. «Вежливые сказки» и др.)
- Провела с ними семинар-практикум, где рассказала, как объяснить ребенку понятие «общественные места»; «общество». Общественные места – это транспорт, в котором мы каждый день ездим. Это театры, концертные залы, музеи, кафе и т. д. Объяснила, как учить и поместила правила в папку – передвижку.
II этап – основной:
На этом этапе проводила:
1) беседы с детьми о театре с целью знакомства детей с видами театра, развивать интерес к театральной деятельности, познакомить с правилами поведения в общественных местах;
2)Чтение сказок с целью учить детей оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним;
3) Упражнения для развития речи и интонации: «Разные голоса» с целью развивать связную образную речь, учить пользоваться интонациями, выражающими основные эмоции. Пополнять словарный запас ребенка. Воспитывать культуру речевого общения;
4) Упражнения для развития выразительной мимики, элементов пантомимики, воображения: «Разговор по телефону», «Стихи без слов», «Снеговик тает», с целью совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные элементы.
5)Упражнения для социального, эмоционального развития детей, отдельные упражнения по этике: «Разговор по телефону», «Комплименты».
6)Театральные этюды с целью поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест.
III этап – обобщающий (заключительный).
Показ театрализованных представлений для младших дошкольников и на праздничных представлениях.
Для проведения анализа сформированности у детей навыков культурного поведения использовала систему критериев и показателей по Л,М,Шипициной.
1. Проявление культуры деятельности в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время трудовых поручений.
2. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками.
3. Культурно – гигиенические навыки и привычки.
Основываясь на данных критериях и показателях были выделены следующие характеристики культуры поведения :
Низкий уровень характеризуется тем, что поведение ребенка неустойчиво, хотя имеет представления о правилах культуры поведения, испытывает трудности в общении, слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, наблюдаются частые проявления негативного поведения.
Средний уровень – поведение и общение ребенка положительно направлены, он имеет представления о правилах культуры поведения и выполняет их в привычной обстановке. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие.
Высокий уровень – поведение и общение ребенка устойчивое, положительно направленное. Ребенок хорошо ориентируется в правилах культуры поведения. Тактичен, охотно вступает в общение. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь.
Все показатели на начало и конец проектной деятельности отражены в данной диаграмме.
Проделанная работа позволила привлечь внимание детей к умению деликатно и предупредительно относиться к окружающим людям, вести себя в зависимости от требований и конкретной обстановки. Дети постепенно становились более сдержанными в проявлении отрицательных эмоций, уменьшились случаи негативного поведения по отношению к сверстникам и взрослым, в том числе родителям. Занятия помогли многим посмотреть на себя со стороны.
Дети стали более внимательными на занятиях и во время бесед с ними, более общительными в играх. Улучшилось их эмоциональное состояние, что немедленно сказалось на результатах их физического здоровья. Речь детей стала более образной, в ней появились пословицы, поговорки.
Такая работа еще раз доказала: прочно усваиваются только те знания, которые «добыты» самостоятельно. Иными словами, то, что ребенку просто сообщают, может пройти мимо его сознания; то, до чего он додумался сам (его собственное «открытие», остается навсегда.