Ирина Спиридонова
Консультация для педагогов «Воспитание гражданственности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Гражданственность - качество личности, позволяющее человеку осознавать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой он живёт и трудится.
Гражданственность выражается в патриотизме, позитивном отношении к своей стране, добросовестном выполнении своих гражданских обязанностей.
Патриотизм - чувство любви и преданности Отечеству, своему народу, готовность служить интересам своей Родины.
Патриотизм проявляется в ценностях и поступках:
- верности Родине;
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- заботе об интересах своего Отечества, готовности пожертвовать собой ради них;
- гордости за достижения своей страны;
- уважении к историческому прошлому Родины;
- сочувствии к страданиям своего народа;
- переживаниях за будущее и настоящее своей страны и др.
Согласно ФОП ДО, одними из основополагающих функций дошкольного уровня образования являются:
- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина РФ, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
- создание единого ядра содержания ДО, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
Основы гражданственности детей дошкольного возраста – гармоничное сочетание патриотических чувств, нравственной и правовой культуры, выражающихся в осознании и соблюдении правовых, моральных, социальных норм поведения, толерантного отношения к другим людям.
Гражданственность формируется в процессе накопления социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздействия ДОУ, семьи, социального окружения, а также в результате самовоспитания.
Итак, понятие гражданственности содержит несколько компонентов:
- патриотизм,
- гражданские права и обязанности,
- межнациональная толерантность.
Патриотизм включает в себя:
- формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности (совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность);
- приобщение к истокам национальной региональной культуры;
- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- воспитании любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
Гражданские права и обязанности могут быть представлены для детей старшего дошкольного возраста в рамках правового воспитания (элементарные знания и представления о Международных документах по защите прав ребенка «Конвенция правах ребенка»)
Задачи правового воспитания : формирование у детей положительного самоощущения; развитие у детей положительного отношения к окружающим людям; приобщение дошкольников к ценностям сотрудничества с другими людьми и формирование у них социальных навыков; формирование правового сознания у детей через ознакомление их с ближайшим окружением.
Дети могут и должны учиться соблюдать права друг друга, жить в группе по своим справедливым «законам», которые «установят» сами.
Межнациональная толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, и предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.
Воспитание гражданственности у детей дошкольного возраста возможно при решении комплекса задач. Все начинается с семьи, родного дома, родителей, семейных ценностей. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Затем он узнает свои права и обязанности.
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому;
• воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда.
• воспитание любви к своей Родине, воспитание патриотизма
Развивать интерес детей к своему городу, формировать чувства восхищения достопримечательностями, эмоциональную отзывчивость к красоте родного края. Создавать условия для отражения детьми впечатлений о родине через различные виды деятельности (рассказ, игра, рисунок)
Дошкольник сначала должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России и жителем планеты Земля.
Читать детям произведения, способствующие воспитанию любви к своей малой родине (сказы П. Бажова); любви к родной истории («Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Как Илья Муромец богатырем стал; произведения А. Гайдара рассказывают о юных героях военного времени; сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» рассказывает о любви к своей планете и бережном к ней отношении.
• развитие интереса к культуре своего народа, народным традициям и промыслам;
Знакомить детей с государственными и народными праздниками.
• формирование элементарных знаний о правах человека;
Человек рождается и становится частью общества. Сначала – это семья, группа детского сада, соседи, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции, которые выполняют все члены этого сообщества. В жизни также существуют правила: правила дорожного движения, правила безопасности, правила гигиены, правила поведения в общественных местах. В обществе взрослых, помимо правил, действуют законы. Выполнение законов обязательно для всех в равной степени.
Познакомить детей с «Всеобщей декларацией прав человека для детей и взрослых» А. Усачева. Провести игры для ознакомления детей с правами: право на жизнь (ролевые игры «Пожар», «Скорая помощь», «Спасатели»); право на имя («Назови друга ласково», «Имена великих людей»); право на жилье («Назови свой адрес»); право на образование («Собери портфель в школу», «Ступеньки образования») и др.
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства гордости за достижения страны;
Поддерживать интерес к событиям, происходящим в стране, учить детей любить свою страну, знать и помнить ее историю, пробудить в детях чувство гордости за русских людей.
Формировать у детей представлении о людях, которые прославили нашу Родину (скульпторов, художников, поэтов, писателей, композиторов, врачей, спортсменов, героев). На конкретных примерах познакомить детей с характером российского народа.
В воспитании гражданственности у детей огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «подвиг» и т. д.
• воспитывать толерантность, уважительное отношение к людям разных национальностей, интерес к их культуре;
Гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов. Важно поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать об их быте и традициях и т. п.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только гражданственность, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Как говорилось ранее, фундамент воспитания основ гражданственности закладывается в период раннего детства не только в детском саду, но и в первую очередь, в семье.
Работа с родителями предполагает:
1) знакомство с документами, обеспечивающими соблюдение прав детей; с правами, которые имеют дети;
2) изготовление семейных альбомов совместно с детьми («Мои обязанности», «Как должен вести себя настоящий гражданин»);
3) создание в домашних условиях библиотеки, в которую бы входили произведения разных народов;
4) памятки для родителей по вопросам воспитания основ гражданственности у детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. - М. : ТЦ Сфера, 2024. – 224 с. : табл. (Правовая библиотека образования)
2. Дорошук Л. А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования : дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2011.
3. https://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/1784/1/povr-2014-10-27.pdf Организация и результаты работы по воспитанию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Дорошук, Л. А., Казаева, Е. А. Дата публикации…