Лучший педагог года Итоги 2024

Консультация для педагогов «Воспитание гражданственности у дошкольников»

Ирина Спиридонова
Консультация для педагогов «Воспитание гражданственности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Гражданственность - качество личности, позволяющее человеку осознавать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой он живёт и трудится.

Гражданственность выражается в патриотизме, позитивном отношении к своей стране, добросовестном выполнении своих гражданских обязанностей.

Патриотизм - чувство любви и преданности Отечеству, своему народу, готовность служить интересам своей Родины.

Патриотизм проявляется в ценностях и поступках:

- верности Родине;

Темочки:

- заботе об интересах своего Отечества, готовности пожертвовать собой ради них;

- гордости за достижения своей страны;

- уважении к историческому прошлому Родины;

- сочувствии к страданиям своего народа;

- переживаниях за будущее и настоящее своей страны и др.

Согласно ФОП ДО, одними из основополагающих функций дошкольного уровня образования являются:

- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина РФ, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;

- создание единого ядра содержания ДО, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;

Основы гражданственности детей дошкольного возраста – гармоничное сочетание патриотических чувств, нравственной и правовой культуры, выражающихся в осознании и соблюдении правовых, моральных, социальных норм поведения, толерантного отношения к другим людям.

Гражданственность формируется в процессе накопления социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздействия ДОУ, семьи, социального окружения, а также в результате самовоспитания.

Итак, понятие гражданственности содержит несколько компонентов:

- патриотизм,

- гражданские права и обязанности,

- межнациональная толерантность.

Патриотизм включает в себя:

- формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности (совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность);

- приобщение к истокам национальной региональной культуры;

- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

- воспитании любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

Гражданские права и обязанности могут быть представлены для детей старшего дошкольного возраста в рамках правового воспитания (элементарные знания и представления о Международных документах по защите прав ребенка «Конвенция правах ребенка»)

Задачи правового воспитания : формирование у детей положительного самоощущения; развитие у детей положительного отношения к окружающим людям; приобщение дошкольников к ценностям сотрудничества с другими людьми и формирование у них социальных навыков; формирование правового сознания у детей через ознакомление их с ближайшим окружением.

Дети могут и должны учиться соблюдать права друг друга, жить в группе по своим справедливым «законам», которые «установят» сами.

Межнациональная толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, и предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.

Воспитание гражданственности у детей дошкольного возраста возможно при решении комплекса задач. Все начинается с семьи, родного дома, родителей, семейных ценностей. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Затем он узнает свои права и обязанности.

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому;

воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда.

воспитание любви к своей Родине, воспитание патриотизма

Развивать интерес детей к своему городу, формировать чувства восхищения достопримечательностями, эмоциональную отзывчивость к красоте родного края. Создавать условия для отражения детьми впечатлений о родине через различные виды деятельности (рассказ, игра, рисунок)

Дошкольник сначала должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России и жителем планеты Земля.

Читать детям произведения, способствующие воспитанию любви к своей малой родине (сказы П. Бажова); любви к родной истории («Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Как Илья Муромец богатырем стал; произведения А. Гайдара рассказывают о юных героях военного времени; сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» рассказывает о любви к своей планете и бережном к ней отношении.

• развитие интереса к культуре своего народа, народным традициям и промыслам;

Знакомить детей с государственными и народными праздниками.

• формирование элементарных знаний о правах человека;

Человек рождается и становится частью общества. Сначала – это семья, группа детского сада, соседи, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции, которые выполняют все члены этого сообщества. В жизни также существуют правила: правила дорожного движения, правила безопасности, правила гигиены, правила поведения в общественных местах. В обществе взрослых, помимо правил, действуют законы. Выполнение законов обязательно для всех в равной степени.

Познакомить детей с «Всеобщей декларацией прав человека для детей и взрослых» А. Усачева. Провести игры для ознакомления детей с правами: право на жизнь (ролевые игры «Пожар», «Скорая помощь», «Спасатели»); право на имя («Назови друга ласково», «Имена великих людей»); право на жилье («Назови свой адрес»); право на образование («Собери портфель в школу», «Ступеньки образования») и др.

• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

• развитие чувства гордости за достижения страны;

Поддерживать интерес к событиям, происходящим в стране, учить детей любить свою страну, знать и помнить ее историю, пробудить в детях чувство гордости за русских людей.

Формировать у детей представлении о людях, которые прославили нашу Родину (скульпторов, художников, поэтов, писателей, композиторов, врачей, спортсменов, героев). На конкретных примерах познакомить детей с характером российского народа.

В воспитании гражданственности у детей огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «подвиг» и т. д.

воспитывать толерантность, уважительное отношение к людям разных национальностей, интерес к их культуре;

Гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов. Важно поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать об их быте и традициях и т. п.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только гражданственность, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Как говорилось ранее, фундамент воспитания основ гражданственности закладывается в период раннего детства не только в детском саду, но и в первую очередь, в семье.

Работа с родителями предполагает:

1) знакомство с документами, обеспечивающими соблюдение прав детей; с правами, которые имеют дети;

2) изготовление семейных альбомов совместно с детьми («Мои обязанности», «Как должен вести себя настоящий гражданин»);

3) создание в домашних условиях библиотеки, в которую бы входили произведения разных народов;

4) памятки для родителей по вопросам воспитания основ гражданственности у детей дошкольного возраста.

Литература:

1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. - М. : ТЦ Сфера, 2024. – 224 с. : табл. (Правовая библиотека образования)

2. Дорошук Л. А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования : дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2011.

3. https://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/1784/1/povr-2014-10-27.pdf Организация и результаты работы по воспитанию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Дорошук, Л. А., Казаева, Е. А. Дата публикации…

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Воспитание доброты через музыку» Нет абсолютно никакого сомнения в том, что рэп-музыка, тяжёлый рок, побуждает к насилию. Плохая музыка может действовать на слушателя, как.

Консультация для педагогов и родителей «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим» Родители часто жалуются на ограниченность времени, отводимого на воспитание детей. Но не следует забывать, что воспитание осуществляется.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание детей ДОУ с помощью музыки»Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание детей ДОУ с помощью музыки» Патриот - это тот человек, который любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для педагогов «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста одна из важных задач, которую можно решить с помощью игровой деятельность.

Консультация для педагогов «Воспитание настоящего гражданина»Консультация для педагогов «Воспитание настоящего гражданина» Патриот — это тот, кто любит своё Отечество не за то, что оно даёт ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что.

Консультация для педагогов «Воспитание положительного отношения у дошкольников к учению»Консультация для педагогов «Воспитание положительного отношения у дошкольников к учению» В жизни старшего дошкольника большое место занимают различные занятия. В детском саду они организуются педагогом. На занятиях дети приобретают.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников» «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит.

Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем»Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем» -Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой.

Воспитание у старших дошкольников гражданственности и патриотизма в процессе подготовки к празднованию 70-летия Победы в ВОВВоспитание у старших дошкольников гражданственности и патриотизма в процессе подготовки к празднованию 70-летия Победы в ВОВ Уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на своей страничке и представляю вашему вниманию ПРОЕКТ Участники проекта: дети, воспитатели,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Воспитание гражданственности у дошкольников»
Опубликовано: 24 января 2024 в 17:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Воспитание гражданственности у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Спиридонова (УИ 2902502) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД