Получи документы

Воспитание гражданско-патриотического отношения к родному краю средствами башкирского фольклора (10 фото)

Альбина Шайхисламова
Воспитание гражданско-патриотического отношения к родному краю средствами башкирского фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Вопросы патриотического воспитания всегда были в центре внимания отечественных государственных деятелей, общественности, ученых, педагогов. На разных этапах развития нашего общества содержание и формы патриотического воспитания подрастающего поколения были обусловлены социально-патриотической, экономической, демографической ситуацией, поиском объединяющей идеи.

В последние годы стала очень актуальна проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Ей придается большая значимость в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Публикация «Воспитание гражданско-патриотического отношения к родному краю средствами башкирского фольклора» размещена в разделах

В первую очередь изучим содержание понятия «гражданско-патриотическое воспитание».

Патриотизм – в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

Гражданственность – интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

Воспитание в широком смысле – процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.

Воспитание в узком смысле – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.

Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

В настоящее время под гражданско-патриотическим воспитанием понимается действие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной, региональной культуры, воспитание эмоционального действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать гражданином и патриотом – человеком, который любит свою Родину, в которой он родился и растет, знает ее традиции, историю, культуру, язык, воспитывать чувство гордости за ее достижения, уверенность в том, что Россия – многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

Основной задачей МБДОУ «Башкирский детский сад №75 «Акбузат» г. Уфы является воспитание детей в духе национальных традиций, национальной культуры на примере истории башкирского народа. Важным средством в решении этой задачи является приобщение детей к традициям народа, к его национальным праздникам и фольклору.

Национальные праздники и фольклор помогают детям узнавать о традициях и обычаях своего народа, развивают творческие способности. Народные праздники и сказки учат трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. Они являются одним из условий для освоения культуры родного народа, сохранение его традиций.

На базе нашего детского сада под руководством заведующей Камаловой Зили Маратовны и при участии всех педагогов коллектива проводится большая работа в данном направлении:

1. Нами создана среда музея, в котором дети знакомятся с национальной одеждой и предметами быта башкирского народа.

2. В каждой группе созданы и обогащены уголки и центры национальной культуры.

3. Разработан календарь познавательных дел по ознакомлению с историей и культурой башкирского народа, который реализуется в повседневной жизни ребенка в семье и в ДОО, в образовательной деятельности.

4. Дети участвуют в конкурсах чтецов и театрализации башкирских народных сказок.

5. Совместно с родителями организуются и проводятся национальные праздники.

Хотелось бы немного рассказать о некоторых башкирских национальных праздниках.

САБАНТУЙ.

Сабантуй отмечают в конце мая - начале июня. Слово «туй» - означает праздник, т. е. «Хабантуй» - праздник плуга. Праздник получил своё название «от хлебопашного орудия «хабана», потому что он торжествуется перед начатием пашни.

Участники празднества садятся, образуя большой круг. В центре этого круга происходят различные спортивные состязания, юмористические игры - это борьба, прыжки, бой горшков, бег в мешках, бег с наполненными водой вёдрами, перепрыгивание через канаву шириной в 2-3 метра, прыжки в длину, ток хугыш: двое садятся на бревно, и, стараясь сохранить равновесие, ударяют друг друга большими мешками, набитыми чем-нибудь легким (шерстью, сеном, соломой, победителем считается тот, кто сбивает с бревна противника; ходьба по наклонному бревну (обычно к противоположному концу бревна подвязывали приз); бег с яйцом в ложке.

Также в кругу исполняются песни, пляски, игра на музыкальных инструментах.

КАРГА БУТКАХЫ – ВОРОНЬЯ КАША (Женский праздник)

Этот праздник справляется по случаю пробуждения природы. На северо-востоке сохранилось более древнее название этого праздника – каргатуй (вороний праздник).

Составные части празднества следующие:

1) сбор крупы (пшенной);

2) приготовление праздничных блюд;

3) украшение деревьев;

4) варка каши;

5) совместная трапеза;

6) игры, пляски;

7) «кормление» ворон;

8) произнесение благопожеланий.

Для праздника характерны и другие особенности: проведение праздника на горе и непосредственное обращение к воронам, природе с просьбой даровать благополучие в новом году.

КАЗ УМЯХЕ – ГУСИНАЯ ПОМОЩЬ

За 2-3 дня до праздника хозяйка обходила дома родственниц, соседей, подруг, приглашая принять участие в ощипывании и потрошении гусей. Такое приглашение воспринималось с радостью. Женщины, девушки доставали из сундуков яркие платки, фартуки, платья, одевались во всё чистое, тщательно прятали волосы под платок. Хозяин забивал гусей, женщины ощипывали, девушки мыли гусей в проруби у реки. Весь берег реки был заполнен молодёжью, т. к. помощь устраивалась сразу у нескольких хозяев. Юноши с гармошками поджидали девушек. Пелись различные песни любовного, шуточного содержания, происходили соревнования в остроумии между девушками и юношами (кара-каршы айтешеу). С реки девушки и парни шли вместе. В праздничном ужине участвовали и молодые люди.

После угощения начинались игры в фанты. Одна из девушек собирала «фанты» : платки, гребешки, ленты, кольца и др. Другая участница вставала к водящей спиной. Взяв в правую руку один из фантов, водящая спрашивала: «Хозяйке этого фанта какое задание?» Задания давались самые различные: спеть, станцевать, рассказать смешную или страшную историю, сказку, сыграть на кубызе. У юношей фанты не собирали. Зато девушкам нередко давалось какое-либо задание, которое она должна была выполнить с одним из юношей: сосчитать звёзды, посидеть рядом, сказать что-либо, станцевать и т. д.

Пока приглашённые работали, хозяйка готовила угощения. Главным блюдом был густой наваристый суп-лапша. Ко дню «гусиной помощи» хозяйка пекла свежий хлеб, к чаю подавался мёд, сметана, молоко, баурсак.

Подводя итог хотелось бы отметить, что патриотическое воспитание – это процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. И одно из значимых мест в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники, национальный фольклор и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Воспитание гражданско-патриотического отношения к родному краю средствами башкирского фольклора
Вопросы патриотического воспитания всегда были в центре внимания отечественных государственных деятелей общественности ученых педагогов В последние годы стала очень актуальна проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста Ей придается большая значимость в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования Публикация Воспитание гражданско патриотического отношения к родному краю средствами башкирского фольклора размещена в разделах Башкортостан Башкирский народ Воспитание детей Материалы для педагогов Народная культура фольклор Нравственно патриотическое воспитание Республика область край Список городов Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка май В первую очередь изучим содержание понятия гражданско патриотическое воспитание Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине преданность своему Отечеству Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых непреходящих ценностей присущая всем сферам жизни общества и государства которая является важнейшим духовным достоянием личности
Публикации по теме:

«Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»«Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Ф. И. О педагога -Гуляева Оксана Николаевна воспитатель высшей категории, Отличник Образования Республики Саха Якутия. Место работы: Муниципальное.

Воспитание эмоционально-положительного отношения к родному краю. Конспект занятия «Наш край — Белгородчина» Цели. 1. Формировать у детей нравственное и эстетическое отношение к действительности. Уточнять и расширять знания детей о животных, рыбах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание гражданско-патриотического отношения к родному краю средствами башкирского фольклора
Опубликовано: 11 мая 2015 в 15:02
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание гражданско-патриотического отношения к родному краю средствами башкирского фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Шайхисламова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД