Дрантива Ольга
Воспитание двигательно-пианистических навыков
▼ Скачать + Заказать документы
МАУК ДО «Детская музыкальная школа»
г. Комсомольск-на-Амуре
Методическая разработка
Тема: «Воспитание двигательно-пианистических навыков»
Выполнила преподаватель
фортепианного отделения:
Дрантива Ольга Николаевна
2023 г.
При работе с первых шагов обучения игре на фортепиано в основу всего обучения нужно ставить достижение красивого, сочного, певучего звука, а значит правильного звукоизвлечения. Звук, воспроизведённый на инструменте, должен быть наделён живым музыкальным содержанием, быть живой частицей музыкальной интонации, иметь напевность и легко вливаться в следующий за ним звук. Поэтому, любой извлекаемый звук должен хорошо контролироваться слухом. Отношение к звучанию, а значит и к звукоизвлечению, необходимо воспитывать в тесной взаимосвязи с организацией работы каждого пальца в отдельности и всей руки в целом. Материал технической работы – пианистические движения.
Публикация «Воспитание двигательно-пианистических навыков» размещена в разделах
Основная цель технического развития – обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу. Развивать пианистический аппарат, чтобы создать наиболее благоприятные технические условия для выражения музыки следует исходя из следующих принципов:
1. Гибкость и пластичность аппарата.
2. Связь и взаимодействие всех его участков при ведущих живых и активных пальцев.
3. Целесообразность и экономия движений.
4. Управляемость техническим процессом.
5. Звуковой результат (как необходимый итог).
Без данных принципов контакт музыкального и технического развития будет чрезвычайно затруднителен, а иногда остается только «на словах».
Развитие техники осуществляется не только на основе художественных произведений, но и на специальном инструктивном материале. Особенно ценна этюдная литература, в которой музыкальные и пианистические задачи органично слиты (например, этюды Гедике, Берковича, Лемуана и др.). Чтобы добиться нужного развития в этом отношении, необходимо работать над техническими трудностями в их наиболее простом, обобщенном виде, не усложненном теми разнообразными требованиями, с которыми ученик встретится в художественных произведениях. Нельзя миновать изучения специально написанного инструктивного материала, в первую очередь этюдов. Но одни только этюды проблемы не решают, они начинают приносить пользу только тогда, когда играются в быстром темпе, со всеми оттенками. Именно тогда, а не в медленном темпе в полной мере выявляются смысл этюда, характерная для него техническая формула и специфический характер движений.
Работа в этом направлении очень важна в первоначальный период обучения. Необходимо иметь налаженный пианистический аппарат, если и не обеспечивающий в данный момент большой беглости, то позволяющий идти к этой цели в будущем. Цель технической работы – установление единства: знаю – умею, хочу – могу. Центральная фигура этой работы навык. Без опоры на закрепленные навыки не мыслима никакая деятельность.
Выработать навык – значит приспособить свой организм к выполнению требуемого действия. Но этого мало: надо приспособить навык к себе и к ситуациям, в которых он применяется. В конечном итоге навык должен быть автоматизирован. Но как бы укоренён он ни был, всё же каждое новое обстоятельство снова взывает к сознанию, требует осмысления и нового приспособления.
Осмыслить навык, значит охарактеризовать его свойства, не встречавшиеся раньше, определить его существенные признаки, особенно те, которые потребуют при работе большого к себе внимания. В становлении нового навыка существенную роль играют ранее выработанные навыки. Старые навыки толкают техническое развитие по уже проторенному пути. Новые же – не только пополняют сокровищницу умений и знаний, но развивают организм, открывают в нём новые качества, повышают его возможности. Постоянное накопление и совершенствование технических навыков достигается повседневной тренировкой. В упражнении, посвящённом выработке навыка, выступают следующие три фазы работы:
1. Первичное приспособление организма к вырабатываемому навыку;
2. Стереотипирование и фиксация найденного приспособления;
3. Виртуозное использование и совершенствование найденного и выработанного.
Самое большое место в работе над техническим развитием учащегося занимает область мелкой (пальцевой) техники. Самостоятельность пальцевых действий – будущая мелкая техника: пассажная и позиционная – представляется одним из самых сложных навыков для начинающего пианиста. Если ребенок с самого начала не осознает самостоятельности двигательных возможностей пальцев, то усвоит другое: пальцам нужно помогать и вместо них должны действовать другие части руки, что является серьезной помехой в развитии пальцевой техники (отсутствие беглости, тяжелый звук, «тряска» запястья, зажатость).
Различают «мелкую» (пальцевую) технику, «крупную» (аккордово-октавную) технику и их подвиды: гаммаобразную, технику двойных нот, вибрационную (трели, тремоло, репетиция и т. д.). Рассмотрим некоторые способы развития мелкой техники.
1. Рука перемещается вслед за пальцами, начинается это перемещение в кисти. Главное здесь – полная синхронность работы пальцев с перемещением центра тяжести, или точки опоры, внутри руки. Перемещение опоры должно достигаться без толчков; в идеале – как шар, который катится по ровной поверхности. При комбинациях с чёрными клавишами кисть может подаваться вперёд и вверх. «Рука должна постоянно приспосабливаться к рельефу фразы, фактуры и т. п.» (К. Игумнов). В то же время активные ведущие пальцы (пока они активны) строго ограничивают движение кисти, не позволяя ей разбалтываться. Это и есть полезная свобода кисти, упругое и подвижное соединение её с пальцами.
2. Отыгравшие пальцы вместе с кистью перемещаются в сторону движения, стремясь сузить позицию руки (нельзя, чтобы пальцы были растопырены). Благодаря этому 1-й палец оказывается в наиболее удобном положении для подкладывания, а 3-й и 4-й пальцы – для перекладывания через 1-й (при обратном движении).
3. Наконец, этот способ игры облегчает переход к быстрому темпу, где все мелкие движения сокращаются, как бы уходя «внутрь». На поверхности остаётся крупное движение всей руки (как смычка).
а) остаётся активная цепкость пальцев, только размах их уменьшается; они почти не поднимаются над клавишами;
б) остаётся перемещение кисти, следующей за всеми извилинами пассажа (очерчивая его контуры, хотя внешне это перемещение становится мало заметным;
в) остаётся и гибкое взаимодействие между всеми частями аппарата.
Таким образом, в работе над мелкой техникой следует соблюдать правильные пропорции во взаимодействии трё х факторов:
- активных ведущих пальцев;
- перемещающейся опоры;
- крупного движения всей руки.
В начальный период обучения главная роль отводится освоению гаммообразной техники. Для этого стоит обратить особое внимание на работу над гаммами. Польза гамм – овладеть основными аппликатурными формулами, выработать пальцевую четкость, ровность и беглость, особенно широко гаммы и арпеджио используются в классическом стиле – в музыке Гайдна, Моцарта, Бетховена, и в младших классах необходимо заранее сделать определенные заготовки. Любая гамма – превосходный материал для развития артикуляции, самостоятельности каждого пальца. Перед ребенком стоят определенные задачи:
1. Моментальное освобождение от давления на клавишу.
2. Отскок предыдущего пальца.
3. Быстрая подготовка очередного пальца на следующей клавише.
Все это вносит в технику дисциплину и организованность, повышает способность исполнителя управлять техникой.
При любых занятиях и упражнениях за фортепиано различаются три стадии:
1 стадия – изучение.
2 стадия – тренировка.
3 стадия – «совершенствование» - при работе над техническими упражнениями и этюдами; «оформление» - при работе над пьесами.
В основе разучивания должен лежать принцип позиционной игры. При этом гамму учат так: от «до» до «ми» - первая позиция (от 1-го до 3-го пальца); от «фа» до «до» - вторая позиция (от 1-го до 5-го пальца). Привычка постоянно мыслить и реально учить не отдельными пальцами, а различными позициями руки и есть, вероятно, важнейшее условие для овладения уверенной и продуманной техникой.
Отличительной чертой различных фигур мелкой техники детских произведений является их устойчивое позиционное расположение. В легчайших произведениях, предназначенных для начальных месяцев обучения, все пять пальцев размещаются по ступеням в пределах квинтовой позиции. В этом наиболее удобном для детской руки позиционном расположении пальцы находятся в естественном, непринуждённом состоянии, позволяющем развивать в равной мере навыки кантиленой и подвижной игры.
Большинство фигур мелкой техники представлено в виде коротких, однотипных по ритмическому и техническому строению позиционных звеньев, повторяющихся на протяжении всего произведения или больших его эпизодов. Примерами таких фактур, полезных для развития техники гаммаобразной игры, могут быть такие произведения из сборника «Фортепиано 1-2 кл.» : «Метелица» Л. Власовой, «Пьеса» Г. Телемана, «Буре» Я. Сен-Люка, «Контрданс», «Украинский танец» А. Коломийца, «Плясовая» Н. Любарского, Этюды И. Берковича, Е. Гнесиной, А. Гедике, Л. Шитте и др.
Для развития техники ломаных интервалов и гармонических фигураций рекомендуются произведения: «У речки» А. Жилинскиса, «Юмореска» Л. Моцарта, «Менуэт» Ж. Рамо, Этюды Г. Вольфарта, Ж. Армана, Н. Любарского, К. Черни, А. Гедике, И. Берковича. Предлагаемое фактурное строение является полезным материалом для развития беглости, самостоятельности пальцев, ритмической и динамической точности звучания.
Освоив аппликатурные принципы и скоординировав движения двух рук, ученику бывает очень сложно сдвинуть темп. Можно рекомендовать некоторые способы работы над техническим материалом в быстром темпе. Например:
1. Играть гаммы и арпеджио быстрыми, стремительными «перебежками», с остановками на первых нотах каждой октавы (или через две октавы). На остановках, с лёгким акцентом, рука должна мгновенно освобождаться, как бы взлетая вверх и чуть придерживая клавишу пальцем, спокойно опускаться в исходное положение. Для того чтобы способ остановок давал наибольший эффект, и педагог и ученик должны ясно понимать его смысл:
а) остановка позволяет спокойно охватить воображением очередной «пробег» и сыграть его затем наиболее совершенно; при этом нужно стремиться к тому, чтобы даже длинные пробеги охватывались одним актом внимания; остановка может быть настолько долгой, насколько необходимо для подготовки «пробега»;
б) остановка позволяет сознательно очистить руку от лишних напряжений и приспособить положение пальцев, руки, корпуса к очередному пробегу;
в) остановки на метрически лёгких пунктах крепче запечатлевают их в памяти и тем самым предохраняют от «проглатывания» при ровной игре.
Применение остановок может быть весьма разнообразным: сначала на первой ноте из двух, затем на первой – из четырёх, потом полезно переходить на первую – из восьми. Безусловно, полезно достаточно часто менять места остановок, для того чтобы они не входили в привычку.
2. Играть гаммы и арпеджио (прямые и расходящиеся) в быстром темпе с возвращениями в каждой октаве или на каждой ступени. Рука и кисть должны огибать все повороты, слегка отталкиваясь от крайних верхних точек, но ни в коем случае не акцентируя нижние звуки построений.
В гаммах ученик овладевает начальными навыками аккордовой техники, что позволяет в дальнейшем шире использовать произведения в аккордовом изложении. На первом этапе необходимо следить, чтобы были слышны все звуки аккорда. В дальнейшем, для более прозрачного звучания фактуры следует выстроить аккорды по басу и верхнему звуку, который в аккордовой фактуре часто является ведущим. Очень важно научить ребенка чувствовать позицию в руке при взятии аккордов и найти удобное положение руки на клавиатуре, чтобы смена аккордов не мешала единому движению. Пальцы не спешат расстаться с аккордом, рука движется по направлению к следующему аккорду. Ученика следует приучать вести аккордовую линию, не смотря на отсутствие формального легато. Если ученик подчеркнуто снимает каждый аккорд, то можно говорить о том, что аккордовой мелодии не получится; в лучшем случае будет ряд ясно звучащих отдельных аккордов, не объединенных по смыслу. Одним из вариантов работы можно попробовать поиграть аккорды в размере 4/4 с опорой на первую долю. Это помогает услышать и показать мелодическую линию в аккордах. Играя упражнения на извлечение аккордов, ученик должен добиваться взятия их пальцами без предварительного ощупывания клавиши. Каждый аккорд выдерживается (дослушивается) до конца, после чего, пальцы, не торопясь, но и не останавливаясь, берут следующий, переходя к нему без лишних движений руки в воздухе. Чем быстрее темп, тем большую роль приобретает крупное, объединяющее движение руки. Оно способствует лёгкости и подвижности чередования аккордов.
Рассмотрим работу еще над одним необходимым первоначальным навыком – стаккато. При игре стаккато ведущая роль активных кончиков пальцев не меньше, чем при исполнении legato и non legato. Заметим, что правильные навыки non legato значительно облегчают работу над staccato. Острое взятие клавиши вызывает быстрый и упругий отскок пальца вместе с рукой до определенной точки; высота верхней точки зависит от темпа движения, силы и характера звука. Пальцевое staccato не только входит в арсенал пианизма как один из художественно-звуковых приемов, но и является очень эффективным способом технического тренажа, который служит укреплению мышц ногтевых фаланг и быстрому проигрываю пьесы. Необходимо следить за тем, чтобы щипковые движения кончика пальца не подменялись замахами кисти или ударами всего пальца. Пальцевое staccato отличается краткостью, звонкостью, легкость звучания. Применяется там, где staccato нужно играть в быстром темпе. Так как в этом приеме staccato берется с клавиатуры и кисть не делает замахов, то пальцы могут играть почти с той же быстротой, как и при исполнении legato. Хорошим примером может служить пьеса Шумана «Марш», где для того, чтобы не нарушить поступательного движения вперед, staccato необходимо взять кончиком пальца. В руки сохраняются объединяющие движения, что позволяет логически правильно выстраивать каждое предложение.
В старших классах работа над техникой включает достижения не только качественности и быстроты, но и разнообразие звучания. В выработке соответствующих навыков свою роль должны сыграть инструктивные этюды. Разные этюды ставят задачи различные не только по пианистической фактуре, но и по характеру, звучанию, тембровой и динамической окраске. В этюдах сочетаются ведение звуковой линии, требующей довольно быстрого темпа, с большой ясность «произнесения» каждого звука. Звуковая точность будет достигнута в том случае, если пальцы ученика будут брать клавиши с достаточной опорой, как бы «вплетая» свои мелкие движения в общее ведение звуковой линии. Примером является этюд Геллера D-dur.
На первоначальном этапе работы необходимо добиться очень хорошей артикуляции «шестнадцатых» в партии правой руки. Есть отличное упражнение, которое позволяет ученику услышать ровное звучание не только в ритмическом, но и в «звуковом» отношении. После периода разбора следует попросить ученика постучать пальцами текст, либо по закрытой крышке инструмента, либо по столу. В такой работе должны участвовать только пальцы. Необходимо следить за ритмической звуковой ровностью. Насколько ритмически точной будет организация, зависит качество техники. Четкая равномерная пульсация обуславливает столь же четкие двигательные ощущения и, прежде всего, пальцевую ровность. После того, как проделана работа над артикуляцией каждого звука, надо ясно представить себе нужную последовательность в настоящем темпе, что помогает ученику найти характер движений. И тогда уже появится необходимость объединить кистью «шестнадцатые» в ритмические группировки по четыре, потом найти объединяющее движение на восемь «шестнадцатых» и, наконец, объединить одним движением весь пассаж.
Всякая чисто техническая работа за фортепиано приносит плоды лишь в том случае, если она преследует цель довести исполнение всех чисто технических упражнений и этюдов до высшего возможного виртуозного блеска, конечно, в пределах границ той ступени развития, на которой находится учащийся, и в зависимости от уровня его дарования. Работа над упражнениями совершенно необходима для двигательно-технического развития ученика. Игра упражнений позволяет развивать такие пианистические навыки как ловкость, точность, беглость движений, выполнение простейших красочных заданий, таких как ровное звучание, усиление, ослабление, звуковые контрасты, акцентуация, также упражнения могут помогать выработке устойчивой ритмики и усвоению основных приёмов педализации; посредством упражнений вырабатывается и техническая выносливость. Наконец, игра основных технических формул, то есть гамм, арпеджио, аккордов, не только двигает вперёд технику, но и помогает развитию музыкально-теоретических представлений, свободной ориентировке на клавиатуре.
Рекомендуемые способы развития технических навыков это лишь малая часть из огромного арсенала, который существует и эффективно практикуется педагогами в наше время. Эти способы помогают учащимся не только овладению необходимой техникой, но и умело, грамотно использовать аппликатуру, динамику во встречающихся техничных элементах в пьесах художественного содержания, а также наладить контакт с инструментом, преодолевать физические и психические трудности.
Список литературы:
1. Е. М. Тимакин «Воспитание пианиста». Методическое пособие. 1989г.
2. Г. М. Цыпин «Обучение игре на фортепиано. 1984г.
3. Г. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры». 1982г.
4. Л. Буланова «В помощь педагогу-музыканту. Педагогические принципы Е. Ф. Гнесиной».1976г
5. С. И. Савшинский «Пианист и его работа». 1961г.