Марина Спиридонова
Воспитание духовно-нравственной культуры дошкольников через чтение художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение художественной литературы является самым доступным средством для духовно-нравственного развития ребёнка, которое используют и педагоги, и родители. Благодаря сказке, рассказам ребёнок познаёт мир, а также выражает своё отношение к добру и злу, к хорошим и плохим поступкам. Сказка является источником воспитания любви к Родине, через чтение сказки мы помогаем детям познавать духовные богатства народной культуры, родной край и народ.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Духовно-нравственные понятия ярко выражены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и в отношениях между близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки детей.
В настоящее время всё чаще приходится наблюдать примеры детской жестокости, агрессии, по отношению друг к другу и к близким людям. В место того, чтобы смотреть и слушать сказки о доброте, справедливости, милосердии, дети смотрят мультфильмы, которые искажают представления детей о нравственности, о духовной культуре. Многие родители этому способствуют, отвлекая ребёнка от себя и от своих проблем, они дают детям планшет, смартфон, ноутбук включая при этом мультфильмы, которые полностью отключают сознание ребёнка от внешнего мира. Смысл этих мультфильмов не имеет ничего общего с русской народной культурой. Важная роль детского сада - привлечь внимание детей и их родителей к художественной литературе, к сказкам, чтобы воспитать в них духовно-нравственные отношения друг к другу и окружающим. Ведь роль родителей так же не менее важна в воспитании подрастающего поколения. Часто отвлекая ребёнка от себя, родители отдаляются от него духовно, теряя взаимопонимание, что впоследствии приводит к агрессии по отношению друг к другу. Ребёнок с детства стремится создать себе кумира, поэтому с самого младшего возраста необходимо его воспитывать на нравственных и духовных поступках. Своим примером, а также с помощью чтения художественной литературы мы формируем у детей понятия добро и зло, хорошо и плохо. Поэтому в своей работе я использую тематические консультации для родителей о роли сказки, как средства духовно-нравственного воспитания детей; организую театрализованную совместную с родителями и детьми деятельность по сюжетам русских народных сказок. Тем самым помогая им, сблизится духовно. Детям интересно слушать и смотреть сказки, рассматривать картинки, организовывать театрализованные постановки по сюжету сказки. Сказка всегда будет играть огромную воспитательную роль в становлении духовно-нравственной личности. Сказки помогают детям свободно мечтать и фантазировать. Часто дети сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет им почувствовать и понять поступки и переживания героев сказки, помогает найти выход из сложных ситуаций, поверить в себя.
В совместной деятельности с детьми по духовно-нравственному воспитанию я ежедневно читаю сказки, художественную литературу; на занятиях провожу викторины по сказкам; в свободное время ремонтируем книги, играем в дидактические игры "Из какой сказки герой", "Угадай сказку", "Собери сказку". А также широко использую в своей работе театрализацию сказок как средство духовно-нравственного воспитания детей.
Духовно-нравственное воспитание-это формирование ценного отношения к жизни, которое обеспечивает гармоничное, устойчивое, развитие человека, воспитание чувства долга, ответственности, справедливости.