анна ткачёва
Консультация «Влияние художественной литературы на нравственное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние художественной литературы на нравственное воспитание дошкольников.
В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Публикация «Консультация „Влияние художественной литературы на нравственное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Дошкольный возраст – возраст, наиболее зависимый от общения и социальных отношений, поэтому является важным периодом именно для духовно-нравственного развития человека, которое осуществляется в процессе специального воспитания, для формирования эталонов и нравственных норм в системе ориентировочной деятельности, лежащей в основе регуляции поведения. Нравственные эталоны являются необходимым ориентиром в общении ребенка с окружающими людьми и миром. До трех лет использование нравственных эталонов происходит неосознанно. После трех лет ребенок начинает их осознавать, в результате чего они становятся ценностными ориентирами, поэтому необходимо содействовать процессу развития детского сознания.
Литература для детей призвана изначально говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истины и что - ложные. Ее задача - научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развивать его ум и душу.
Особое звучание проблема духовного и нравственного воспитания ребенка с первых лет жизни приобретает в русской педагогике в середине XIX в. Инициатором широкого общественного обсуждения этих вопросов становится Н. И. Пирогов, отстаивающий идею о приоритетности воспитания нравственных качеств по отношению к освоению основ наук. Анализируя воспоминания о собственном дошкольном детстве, наблюдая за маленькими детьми и вдумываясь в закономерности духовного становления человека, Н. И. Пирогов подчеркивает важность формирования осознанного отношения ребенка к проявлениям нравственной, духовной жизни и значимость опоры воспитателей на добрые склонности, стремления и навыки, «присущие детской натуре».
Известнейшие детские писатели А. Л. Барто, С. Я. Маршак К. И. Чуковский, были убеждены, что приобщение детей к детской литературе будет не только воспитывать, но еще и убеждать в необходимости общения со своим ребенком родителей. Значение художественной литературы в воспитании нравственных качеств велико. Это формирование: доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания любви, внимания и уважения.
В настоящее время, в соответствии с современными научными концепциями дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства в используемой в дошкольном учреждении образовательной программе, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая на его индивидуальные особенности.
Опираясь на гуманно-личностные отношения к ребенку, образовательная программа направлена на развитие духовных и общечеловеческих ценностей. В ней отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. Нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания предусмотрена во всех разделах образовательной деятельности. Нравственное воспитание дошкольника, уже с первых лет жизни направлено на выработку гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине.
Так же, в рамках образовательного процесса ставится задача воспитания с раннего возраста уважения к взрослым, формирования навыков культурного поведения, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, умения дружно играть и трудиться.
Для того чтобы содержание нравственного воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Характер педагогического воздействия определяется исходными позициями общества в отношении его членов: гуманизм, требовательность, создание условий: для всестороннего развития и др. Эти исходные позиции придают направленность как отдельным методам работы с детьми, так и всему педагогическому процессу в целом. Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности. Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.
Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.
Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.
Роль чтения, особенно детских стихов, в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика.
Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие.
Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.
Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.