Алла Порфирьева
Воспитание чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста
А. В. Порфирьева, М. В. Степанова
ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары
Аннотация. В статье раскрвается необходимость воспитания чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста,описаны особенности восприятия такого чувства. Предлагаются средства воспитания чувства юмора у детей 5-6 лет.
Публикация «Воспитание чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова:шутка,чувство юмора,чувство комического,дети старшего дошкольного возраста.
Дошкольное детство - это большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности, в том числе и чувства юмора.
Развитие чувства юмора – это целенаправленный процесс формирования способности личности дошкольника к полноценному восприятию и правильному пониманию сатиры в искусстве и действительности. Юмор - добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, умение подмечать и выставлять на смех забавное и несуразное в жизненных явлениях, в искусстве - изображение чего-либо в смешном виде, беззлобно и весело вышучивает.
Чувство юмора не бывает врожденным, оно воспитывается у ребенка в семье. Когда родители играют и шутят со своим ребенком, восхищаются глупостью и смехом, они помогают ему развивать игривое и юмористическое отношение к жизни.
Один из лучших способов развить чувство юмора у ребенка – шутить, смеяться и улыбаться вместе. Дети с хорошо развитым чувством юмора являются более счастливыми и более оптимистическими, имеют более высокое чувство собственного достоинства, и могут обращаться с различиями (их собственное и других) хорошо. Детям, которые могут ценить и разделить юмор, более способны обращаться с бедственными ситуациями детства - от переезда в другой город до поддразнивания хулиганами на детской площадке.
Человек с юмором - это, как правило, добрый человек, такой человек еще и остроумный, находчивый, покладистый, умеет жить в ладу в любом детском, а затем взрослом коллективе.
Формировать юмор с детства - это не пустая забава, это подготовка ребенка к жизни, к достойной борьбе с испытаниями и сложностями. Смешат ребенка не только для веселья. Смешат для того, чтобы воспитать в нем чувство юмора - драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, «увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами».
Чувство юмора, чувство комического является важным показателем общего психического, умственного, творческого развития ребенка. Его отсутствие может означать опасную задержку в этом развитии.
Младшие и средние дошкольники видят комизм во внешности, одежде, жестах персонажа, в несоответствии ситуации при восприятии весёлых рассказов, смешных картинок. Старшие дошкольники отмечают несоответствие в поведении людей, недостатки в их знаниях. Смех у них вызывают нравственные недостатки, пороки (трусость, жадность, лень, хвастовство, нелогичность действий и поступков взрослых, одушевление знакомых предметов.
Одно из средств воспитания чувства юмора - художественная литература. Весёлая стихотворная книжка – средство воспитания чувств, среди которых чувство юмора занимает далеко не последнее место. Это прекрасное средство постижения стиха, ритма, формы, красоты и гибкости родного слова. Читая юмористические произведения, ребёнок получает удовольствие, отличительное от удовольствия при чтении серьёзных литературных произведений, они заставляют его более пристально всматриваться во всё окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на сатирическое и прекрасное в жизни
. Формировать у ребёнка чувство юмора - это значит развивать у него гибкость ума и быстроту сообразительности. Это можно достигнуть шутками, стихами, перевёртышами, небылицами. Язык весёлого стиха, меткая игра слов, неожиданный каламбур учат ребёнка тонкостям родного языка. Постепенно формируется способность сатирического восприятия.
Формируя чувство юмора у детей, следует направлять их внимание не только на содержание текста, но и на образы и языковые средства, с помощью которых образ делается выразительным.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок замечает комические неожиданности в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев (людоед вежлив и питается травой, тонкие несоответствия, часто смеётся над соединением несоединимых явлений, предметов, признаков шапка разговаривает, песня хрипит). В этом возрасте дети с удовольствие слушают смешные сказки, весёлые рассказы, стихи, басни, пытаются сами создавать комичные ситуации. Значение художественной литературы в формировании чувства юмора является важной задачей дошкольного воспитания.
Для дошкольников юмористические произведения – это специфический вид художественного, словесного юмора, который средствами выразительности, образности и образных выражений юмористической направленности вызывает в воображении слушателя конкретные, наглядно-чувственные образы предметов, ситуаций и персонажей, стимулирует эмоционально-положительную реакцию, доброжелательный смех. Если произведение адресовано ребенку, у которого все особенное: восприятие, чувства, память, речь, круг знаний и интересов, объем опыта, то литература должна быть соответствующей: интересной, динамичной и, конечно же, нравственной.
Основа небылиц-перевертышей познавательная. Они помогают ребенку разобраться в хаосе впечатлений, это по сути дела игра, только интеллектуального порядка. Ребенок получает удовольствие лишь в том случае, если восстанавливает в своем сознании нарушенные перевертышем естественные отношения вещей путем сопоставлений и умозаключений. Перевертыши обостряют чувство реального. Их простейший комизм подготавливает детей и к усвоению более сложных форм юмора.
На наш взгляд, процесс формирования чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста будет наиболеетэффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
-прослежена динамика развития восприятия детьми комического;
-развиты мотивационно-смысловая, когнитивная и регуляторно-динамическая компоненты чувства юмора;
-использованы разнообразные произведения юмористического словотворчества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арзамасцева,И. Н., Николаева С. А. Детская литература. - Изд. Центр «Академия»,1997.
2. Бегак Б. Дети смеются. - М., 1971.
3. Савенков, А. И. Обучение и коррекция развития дошкольников в юмористической направленности А. И. Савенков,В. Б. Коминская, Н. Б. Халезова. -М. :Наука, 2018.-202 с.
4 .Теплова. Т. П. Формирование чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста / Т. П. Теплова. - М. :Наука, 2016.-5о2 с.