Ирина Николаева
Воспитание человека будущего
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
К. Д. Ушинский.
Содержание образования в современном мире является той основой, от которой зависит формирование человека, способного сознательно и самостоятельно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей. Первой ступенью образования является дошкольное образование. Дошкольный возраст – это важный период, когда идет развитие личности и у ребенка начинают формироваться предпосылки гражданских качеств, уважение и понимание других людей, способность к свободному выбору. Предназначение дошкольного образования на современном этапе строиться на развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
Публикация «Воспитание человека будущего» размещена в разделах
Понятие «человек будущего» многогранно. Каков он, человек будущего, какими качествами должен он обладать, как воспитать его?
Человек будущего – это, в первую очередь, уважение национальных традиций, любовь к родным местам, своей семье, чувство неразрывной связи с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей страны, и все это выражается в нравственных идеалах и нормах поведения. Воспитание такого человека начинается именно с дошкольного возраста, и воспитательный процесс должен строиться через знакомство с национальными традициями, культурой, бытом своего народа, произведениями устного народного творчества. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, чтобы они могли слушать и слышать себя и окружающих, смотреть на мир другими глазами, расширить свой кругозор.
Воспитание человека будущего – это длительный и сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств, которое должно осуществляться с малых лет и постепенно прививать ребенку уважение и любовь к родной земле.
Если провести анализ сегодняшнего времени, то можно заметить, что, к сожалению, материальные ценности являются доминантой над нравственными. У сегодняшних детей искажены представления о патриотизме, гражданственности, справедливости, милосердии, доброте. Дети духовно незрелы, не развито чувство коллективизма, происходит пропаганда ложных ценностей. Поэтому одним из основных направлений образовательного процесса в детском саду должно являться нравственно-патриотическое воспитание ребенка, главная цель которого – воспитание ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО, чтящего традиции и культуру своего народа.
Первым социальным институтом, куда попадает ребенок, является детский сад. Здесь важен правильный и грамотный воспитательный подход, с помощью которого ребенок легко усваивает все моральные нормы и правила. В детском саду ребенок учиться общаться со сверстниками, взрослыми, и все это происходит через занятия, игры, совместную деятельность. И именно в детском саду у ребенка идет накопление нравственного опыта, с помощью которого происходит нравственное самоопределение. Поэтому начиная с самого раннего возраста необходимо обогащать знания и представления ребёнка о родине, о стране, о городе, в котором он живет, приобщать к особенностям национальных традиций, способствовать воспитанию сочувствия, доброжелательного отношения к близким людям, сверстникам, формировать художественно-эстетические чувства.
Обобщая опыт работы МБДОУ «Детский сад №10» г. Чебоксары, нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с учетом национальных и региональных особенностей. Одним из необходимых условий является создание предметно-развивающей среды, которая способствует успешному освоению ребенком культуры народов России. В группах детского сада имеются специально организованные уголки по ознакомлению детей с традициями и бытом чувашского народа и народов России, которые способствуют воспитанию патриотических чувств, чувств уважения к людям разных национальностей и расширению кругозора.
В детском саду активно используется проектный метод. Педагогами детского сада совместно с родителями реализуются такие проекты, как «Традиции нашей семьи», «Край родной», «В мире музыки», «От чистого истока».
Важным направление работы являются целевые экскурсии: экскурсии в школу №62, в библиотеку М. Трубиной, в Республиканский национальный музей, Республиканский музей леса, в Чувашский драматический театр, во время которых дети знакомятся с историческими местами нашей Республики и у развивается интерес к истории своего родного края, города.
Из поколения в поколение человечество передает своим потомкам ценный, отфильтрованный веками опыт бытия. Все это дошло до нас в виде пословиц, поговорок, сказок, былин, песен, которые хранят в себе духовное и нравственное богатство, педагогический опыт народа, связывая настоящее с прошлым. Наша задача - сохранить эти богатства и передать следующим поколениям. [3]
В настоящее время уделяется особое внимание формированию у детей начал национального самосознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям всех национальностей, интереса к национальной культуре и традициям. Так как мы живем в Чувашской Республике, то ярким и незабываемым событием в жизни ребенка является участие в чувашских календарных традиционных праздниках (Масленица – варни, Пасха - Мнкун, Праздник песни и труда - Акатуй, Хороводное гуляние –Уяв). Музыкально-литературный материал, красочные национальные костюмы, декорации, предметы народного быта способствуют развитию у детей устойчивого интереса к чувашскому языку, истории родного края и национальной культуре. Исполнение чувашских танцев, детских игр, календарных трудовых, хороводных, игровых песен помогает сохранить национальные традиции, заложить в души детей частицы народной мудрости, вырастить новую смену умной, смелой, трудолюбивой, уважающей свое прошлое и смело встречающей свое будущее.
Нравственно-патриотическое воспитание и развитие личности, прежде всего, начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют важное значение для человека в любом возрасте. Чтобы приобщить ребенка к истокам народной культуры и вызвать интерес к национальным традициям, необходима преемственность детского сада и семьи. И здесь главное, чтобы ребенок мог все понять, прочувствовать, а основным в этом является наглядный пример взрослого. Очень сложно воспитать человека, который не будет знать своих предков и их традиции.
Ребёнок чаще всего учится на примере окружающего его мира. Его мир создаётся наблюдательностью, вниманием, а большая часть внимания ребёнка направлена на взрослых, он все перенимать, впитывая как губка. Лучшее воспитании - это личный пример. Поэтому важно взрослому самому быть примером для ребенка.
В воспитании детей возникают и проблемы, а основаны они на том, что многие не понимают роли своего личного примера и, чаще всего, пытаются воспитать в ребёнке те качества, которыми не обладают сами. Результатом такого воспитания детей становиться не любовь, а выгода. Для формирования у детей чувства гражданской принадлежности, нравственных качеств личности взрослые (и педагоги, и родители) искать подходы к детскому уму и сердцу, быть для ребят образцом, примером для подражания.
Воспитание нравственного поведения является очень сложным процессом и предполагает применение педагогом детского сада разнообразных форм и методов работы по формированию у дошкольников основ культуры поведения, которые влияют на развитие личности ребенка. Да, воспитание культуры личности во многом ложится на плечи родителей, но сотрудничество в работе детского сада и семьи – это важнейший принцип полноценного воспитания детей.
Можно сделать вывод, что от эмоционального отношения ребенка к миру, его интереса к окружающему, будет зависеть его будущее. Важно, не только научить ребенка знать свою историю, любить свою родину, соблюдать традиции, но и самим, вместе с детьми, прочувствовать все, научиться ценить все то, что окружает нас, все то, что мы имеем, хранить все наши традиции, передающиеся из поколения в поколение, то есть приложить все усилия, чтобы все это сохранить.
Только благодаря нашим трудам ребенок сможет превратиться в ответственного, искреннего, думающего, доброго, целеустремленного человека – ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО.
Литература:
1. Авдулова, Т. П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе / Т. П. Авдулова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 2. - С. 12-22.
2. Комарова, О. А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО / О. А. Комарова, В. Ю. Комарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 3. - С. 18-26.
3. Праздники на земле Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Р. Б. Кузьминой – Чебоксары: Изд-во Л. А. Наумова, 2006. - 204 с.