Лариса Скороходова
Консультация «Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. (Программа «Детский сад-дом радости» автор Н. М. Крылова)
Труд понимается как целенаправленная деятельность человека по преобразованию предмета труда с помощью средств труда и трудовых действий в результат, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Центральным содержанием программы социального образования определяются в «Детском саду-доме радости» системные знания о труде взрослых. Труд взрослого, за которым целенаправленно наблюдает под руководством взрослого ребенок в соответствии с понятием «Лесенка успеха»,-спектакль. В этом дидактически показываемом процессе взрослый представляет труд как взаимосвязь пяти компонентов: замысел, материал, инструменты, действия, результат.
Центральным содержанием программы социального образования определяются в «Детском саду-доме радости» системные знания о труде взрослых, особенно о тех видах, в которых участвуют сами родители, а также жители родного края, города.
Ребенку предстоит открыть трудовую деятельность как систему взаимосвязанных компонентов, установить взаимосвязи между людьми разных профессий. На этой основе у него формируется чувство уважения к людям разных профессий, к результатам их труда. Воспитанник постигает главное : все, что окружает человека, создано трудом людей разных профессий, все-результаты труда человека. Так ему откроется общественная направленность труда взрослых, станут понятней выражения «мама работает», «папа работает». Работать-значит получать результаты, нужные людям. За результаты платят деньги.
Важно помнить, что самообслуживание и элементарная трудовая деятельность оказывают влияние на развитие ребенка как индивидуальности, потому что достигая уровня самостоятельности в выполнении отдельных видов, он самоутверждается, его зависимость от взрослого снижается. Он может уже как личность совершать поступки
(сделать руки чистыми, сухими, убрать в последовательности свое рабочее место, или посуду после еды).
Любому виду трудовой деятельности ребенок учится в индивидуальном общении с воспитателем, потом упражняется в выполнении деятельности в подгруппе. Освоив на уровне самостоятельности некоторые виды хозяйственно-бытового труда, он с удовольствие выполняет их в форме поручения взрослого.
В младшей группе у ребенка формируется трудовая деятельность как самодеятельность в отдельных видах (самообслуживание и хозяйственно- бытовой труд). Два других вида труда (в природе и ручной) малышу недоступны. Трудовая деятельность малыша строится по образцу взрослого, особенно родителей и няни группы.
У ребенка четвертого года жизни, который радостно наблюдает за трудом и пользуется его результатами- продуктами, развивается чувство благодарности к взрослому. Он уже учится благодарить, выражать мимикой, жестами, речью чувство радости и признательности к тем, кто доставляет ему удовольствие. Так, трудовая деятельность, интегрируя в себе задачи всех направлений воспитания, становится важным средством и формой разностороннего развития и саморазвития ребенка как неповторимой индивидуальности.
В средней группе у ребенка формируются некоторые виды трудовой деятельности на уровне самостоятельности и творчества. Он начинает овладевать ручным трудом, узнает о способах трудовой деятельности взрослого с природными объектами. Постепенно осознавая, что деятельность взрослого определяется природой, состоянием живых объектов растений и животных, ребенок открывает для себя труд как вынужденный вид деятельности человека (в отличие от игры). Он овладевает такими видами хозяйственно-бытового труда, как мытье игрушек, стирка белья, сервировка стола.
В старшей и подготовительной группах «Детского сада-дома радости» такие виды труда, как ручной труд, «хозяйственно- бытовой труд», превращаются в форму самовыражения ребенком своей индивидуальности, форму нравственного самовоспитания. Старшему дошкольнику доступны разные формы его организации (поручение, дежурство, коллективный труд- в конце года).
У ребенка формируется понимание общественной ценности труда родителей он открывает понятие «бюджет семьи», осознает зависимость расходов в семье от доходов. Воспитываются трудолюбие и другие нравственные качества: ответственность, бережливость, самостоятельность.
К концу дошкольного детства у ребенка сформированы элементарные навыки культуры трудовой деятельности : он владеет знанием структуры деятельности и может подчинять свое поведение решению трудовой задачи в соответствии с ней.