Надежда Берсенева
Воспитание ценностного отношения к прекрасному на занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», — говорили ещё древние греки.
Поэтому мы должны окружать ребенка красотой, прекрасным! Природа, произведения искусства, литература - все это может дать нам необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! А сколько чудесных подвигов в легендах и былинах о народных героях!
Публикация «Воспитание ценностного отношения к прекрасному на занятиях» размещена в разделах
Очень важно понять, что не воспринятая красота не действует, она не существует. Но она есть, ее гораздо больше, чем мы слышим, чем мы видим. Все дело в нашем умении замечать, чувствовать, понимать красоту. Можно сколько угодно стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не почувствовать красоту, не восхититься ею. В таком случае красота не действует на нас, не делает нас лучше, не спасает. Необходимо научиться ее воспринимать, осознавать, воплощать в жизнь.
В деле воспитания красотой на первом месте должно оказаться восприятие красоты. Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность.
Внимание - есть основа первый шаг к развитию восприятия. Направить взгляд ребенка, без внимания - невозможно. Обратить на себя внимание ребенка нам помогают красочность, привлекательность, необычность того, что мы ему показываем.
Педагог помогает ребенку выразиться в рисунке, в поделке, игре или слове, но при этом, очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно – выразить то, что он хочет сам и как он хочет, проявляя свою фантазию.
Говоря о воспитании красотой, нельзя не сказать о радости, которая всегда рядом, которая возникает и должна возникать в нас и в наших детях при встрече с красотой, в процессе свободного творческого самовыражения. Эмоциональный подъем, позитивные чувства, возникающие от увиденной или услышанной красоты, от творчества, наверняка благотворно влияют на здоровье.
Задача взрослого — создавать условия для возникновения радости, эстетики, уверенности и других нравственных чувств и переживаний. Дети всегда будут любить и долго помнить те места, где они испытали эти прекрасные чувства.
Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?
Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы.
Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий - поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.
Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с игровой основой и т. д.
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.
Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.
Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.
Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.
Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает.
Я хотела бы вас познакомить со своими занятиями, которые ведутся на декоративно- прикладном отделении направление «Народные росписи».
Прежде всего на своих занятиях, я знакомлю своих учащихся с красотой и ценностным отношением к прекрасному, развиваю интерес к народному творчеству, через хохломскую роспись,
которая включает в себя разные виды хохломы:
1.»Растительно -травочный орнамент»
2. Фоновое письмо
(Золотая хохлома).
3.»Текстура».
4. «Кудрина»
5. «Липецкие узоры».
Для лучшего усвоения материала на каждом занятии стараюсь развить творческую активность у учащихся, воображение, художественную фантазию, желание включиться в творческую деятельность, учитываю
индивидуальные способности и особенности учащихся при выполнении практических заданий.
Использование наглядной продукции, ТСО позволило мне добиться более высокого результата в работах учащихся, которые с особой аккуратностью, старанием и выдумкой применяли в росписи тонкие и плавные цветовые решения в составленной композиции так как видели работы настоящих мастеров своего ремесла.
Учащиеся расписывали подарочную продукцию, используя разные виды хохломы такие как : «Роспись подносов хохломским узором по золотой основе»,
«Роспись тарелочки «Зимняя сказка», «Роспись бутылочки» «Детская тематика» и другую продукцию, воплощая свою фантазию.