Светлана Кропочева
Песочная терапия как средство развития детей с ОВЗ
▼ Скачать
как средство развития
детей с ОВЗ
Воспитатель
Кропочева С. В.
2023г.
г. Кемерово
Цель: способствовать овладению педагогами техники рисования и развивающих игр с песком.
Задачи:
- познакомить педагогов с возможностями песочного рисования;
Публикация «Песочная терапия как средство развития детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- способствовать развитию интереса к данной технике и введению её в практическую деятельность.
Сегодня игры с песком становятся все более популярными как в психолого-педагогической, так и в коррекционно-развивающей практике. Игра на песке – это естественная деятельность ребенка. Поэтому перенос обучающих, развивающих и коррекционных задач в песочницу дает уникальный эффект. Игры с песком не являются специальными играми для коррекционной работы с детьми с нарушением в развитии, но они помогают ребенку лучше познать окружающий мир с помощью природных материалов (в данном случае с песком).
Песочная терапия - это такая универсальная форма обучения, в которой одновременно реализуются два направления:
– развитие ребёнка;
– восстановление, компенсация и коррекция нарушенных функций: зрительных, двигательных, психических.
Использование песочной терапии в работе с детьми с нарушением зрения позволяет развивать зрительные функции, мелкую моторику, коммуникативные навыки, а также «мануальный» интеллект (т. е. тактильное восприятие). Дети с нарушением зрения особо нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсируют недостаточность зрения.
С помощью игр с песком формируются многие необходимые личностные качества ребенка, гармонично развиваются познавательные процессы, снимается психоэмоциональное напряжение. Так же повышается мотивация к занятиям, они проходят более интенсивно, интересно и эмоционально.
Все игры с песком условно можно разделить на три направления:
- обучающие (облегчают процесс обучения, направлены на развитие мелкой моторики, тактильно-кинестической чувствительности);
- познавательные (дают возможность узнать о разнообразии окружающего мира, развивают когнитивную сферу);
- проективные (диагностика и коррекция нарушенных функций: зрительных, глазодвигательных, психических).
Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребенка (использования предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе, можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей пластиковые стаканчики, перышки, разноцветные камушки, деревянные палочки.
Вместо традиционной кисти и карандаша, ребенок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты).
У нас есть десять кисточек, которые всегда с нами – это наши пальчики.
Можно рисовать точками, пятнышками, сразу двумя руками одновременно. Известно, что указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем кисть или карандаш. Хорошо если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным, а всеми.
Использование игр с песком способствует:
развитию тактильной чувствительности;
развитию мелкой моторики рук;
развивает координацию движений;
развивает зрительно-моторную координацию;
развивает умение концентрировать внимание;
способствует развитию мышления, внимания, речи, памяти;
стабилизирует эмоциональное состояние ребенка.
Метод рисования песком и песочная терапия для детей на световом столе не имеет возрастных ограничений и может использоваться для работы с детьми начиная с 2-3-летнего возраста. Для детей до 5 лет подобные занятия рекомендуется проводить в течение 10 минут, с детьми старше 5 лет продолжительность занятий составляет 20 минут. Песочная терапия осуществляется как в индивидуальной, так и в групповой форме (не более 3–4 детей в группе, в частности с детско-родительскими парами.
Педагог тонким равномерным слоем рассыпает песок по световому столу, проводит по нему пальцем, показывает ребенку получившуюся яркую контрастную линию и просит его самостоятельно провести несколько хаотичных линий. При знакомстве с песком можно поиграть в игры (Т. Н. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева) :
• поскользить ладонями и их ребрами по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.); • пройтись ладонями по уже проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
• создать отпечатками ладоней, кулаков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка; • пройтись по песку пальцами правой и левой рук поочередно (сначала только указательными, затем средними, безымянными, большими и, наконец, мизинцами).
Затем можно попросить ребенка нарисовать простые фигуры (квадратики, ромбики, кружочки, узоры; изобразить несложные предметы и явления (забор, листики, дождик, волны); написать буквы и пр. Педагог показывает детям, что на световом столе можно рисовать кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами. Интересные изображения получаются при одновременном использовании нескольких пальцев, если рисовать симметрично двумя руками. Детали изображения прорисовываются при отсечении лишнего или насыпании песка из кулака.
В своей работе я использую песочный набор : скребок для рисования на песке, инструмент для выравнивания песка, грабельки, песочный карандаш, резиновый, шипованный мяч, зеркальная перегородка.
Когда дети начинают играть в песок, они чувствуют его притягательное воздействие. Они сгребают песок, делают узоры, оставляют отпечатки. Стол с песком располагается напротив ребенка, во время работы он может подойти с любой стороны. Можно в работе использовать дополнительные материалы, это мотивирует детей к экспериментированию и развивает воображение. Прозрачное дно дает возможность подкладывать цветной фон, использовать контуры, обводки, что очень важно при работе с детьми с нарушением зрения.
Такие игры способствуют развитию тактильной чувствительности, скоординированности движения рук, развитию мелкой моторики, что очень необходимо детям с нарушением зрения.
Практическая часть:
Сегодня я предлагаю Вам познакомиться с нашим игровым материалом.
Я предлагаю вам упражнение «Следы на песке». Есть желающие?
1. Цель: развитие левого и правого полушарий мозга и мелкой моторики рук.
- Поставьте ладошки на песок. Проведите 2-мя ладошками по песку вверх, затем - вниз, затем - одной ладошкой вверх, а одной вниз, затем наоборот. То же самое делаем влево и вправо. То есть. Обеими ладошками влево, затем вправо, затем одной влево, а другой - вправо, затем наоборот. (Далее можно усложнять задание. Одной ладошкой вверх, а другой вправо или одной влево, а другой вниз и так перебрать все возможные комбинации. Сначала не спеша, затем темп можно ускорить.)
Когда упражнение с ладошками выполняется легко, то можно перейти к рисованию кругов на песке. Попросить ребенка нарисовать круги обеими руками, начиная движение слева на право, затем справа налево, после чего попросить нарисовать одной рукой круг слева направо, а другой справа налево одновременно.
- Так же можно рисовать и квадраты, треугольники и другие фигуры.
А сейчас предлагаю посмотреть на картинку (круг, взять ложечку и по контуру обвести фигуру, затем можно заштриховать всю фигуру.
2. Следующее упражнение «Домики». Есть желающие?
- Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемоту хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.
В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Какой домик будет у бегемотика?
В нижнем левом углу - жираф, какой у него будет домик и т. д.
(Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану).
3. Упражнение игра «Отгадай, кто?»
- Я сейчас спрячу картинку, а вы по моей инструкции будете её искать. Закрывайте глаза. Открывайте. Начнём наши раскопки. Можно выбрать кисточку или пальчиками. Начнём раскапывать с середины. Не торопитесь. Немного уберите песка. Теперь в верхнем правом углу, догадались, что это за животное? (И так продолжать пока не отгадает животное)
- В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывайте глаза и скажите волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи» (взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки, для малышей оставляют видимым уголок картинки.)
-Берите кисточку и начинайте искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывайте ее медленно, осторожно. Вы очистили от песка часть картинки: как вы думаете, какая это сказка? (Можно назвать героев, прочитать отрывок и т. д.)
(Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным. Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.)
4. Упражнение «Загадки»
Цели: использования: развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики.
Я загадаю что то, а вы не произнося ответ, только рисуете его на песке.
- Это фрукт; растет на дереве; бывает зеленым, желтым, красным; бывает кислым и сладким; можно есть его сырым, варить из него компот, повидло, печь с ним пирог. Что это?
(Детям предлагается отгадать предмет (животное, птицу и т. д.) по наводящим фразам.)
-А можно косвенными фразами описать какую-либо ситуацию, дети должны отгадать ее и нарисовать.
Например, у всех на лицах улыбки; слышен смех и топот ног; звучит веселая музыка; все держатся за руки, водят хоровод; слышны залпы фейерверков; детей ждут подарки; чувствуется запах ели и мандаринов. (загадана ситуация — празднование Нового года)
Литература :
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие, адаптирующие игры. — СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
2. М. В. Кисилева «Арт-терапия в работе с детьми». – СПб, 2006.
3. Н. А. Сакович. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб. 2008.
4. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко «Игры в сказкотерапии». – СПб. 2008
5. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Т. М. Грабенко «Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. Из-во «Речь». – 2005