Кудряшова Людмила
«Волшебный мир театра». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебный край – театр» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин.
Чувства великого поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства. Посещение театра - всегда праздник, потребность в театре связана с тем, что в нем, как ни в одном другом виде искусства, с наибольшей полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни. При каждой новой встрече со своим зрителем
Публикация «„Волшебный мир театра“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
сценическое искусство возникает как бы заново и дарует ни с чем не сравнимое чувство сопереживания, соучастия в самом процессе творчества.
Именно в этом и видели чарующую волшебную силу театра выдающиеся
деятели и мыслители прошлого.
Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка дошкольника. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра, и, не случайно игра на современном этапе развития дошкольной педагогики определена как ведущий вид деятельности ребенка и, именно игра должна составлять основное содержание его жизни.
Анализ роли театра в формировании художественной культуры человека показал, что, например, школьники, интересующиеся театром, чаще имели более высокий художественный вкус, чем те, которые были далеки от театра. Развитой же художественный вкус — важный показатель эстетической воспитанности человека.
Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «детском театре»? Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в два-три года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток, бегающих за курочкой-мамой. Они с удовольствием перевоплощаются в котяток и собачек, в косолапых мишек и хитрых лисичек.
Совсем маленькие дети — благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, двух - трехлетних малышей вести еще рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль-игру и даже привлечь к нему самого малыша, наверное, можно. Домашние спектакли как-то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей.
Обратившись к отечественной и зарубежной литературе, мы видим, что семейные театральные постановки для детей и с их участием играли важную роль в их развитии, воспитывали не только художественный вкус, но и учили ребенка лучше понимать окружающий его мир. Сам собой напрашивается вопрос: - «В каком возрасте можно начинать знакомить детей с театром?»
Н. Ф. Сорокина, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель ДОУ № 790 г. Москвы утверждает: - «Чтобы общение ребенка и взрослого было более интересным, познавательным и развивающим, нужно использовать кукольный театр с первых дней его жизни. Он развлекает и воспитывает ребенка, развивает его фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе».
Не стоит смотреть скептически на возможность организации театральных зрелищ для детей дома. Начать можно с простейшего: - «Посмотри, Машенька, что я тебе принесла»,— говорит мама и достает из сумки сверток, разворачивает его. Перед глазами малышки предстает забавная, пушистая, мягкая собачка. Девочка прижимает ее к себе, весело смеется, потом целый день ходит с ней, не выпуская из рук, и, наконец, ложится с ней спать. Так продолжается несколько дней, а потом девочка к ней привыкает и вот уже симпатичная собачка, несколько помятая, валяется в углу. Что же произошло? Ушла новизна восприятия, появились новые впечатления, которые погасили в ребенке непосредственность тех первых чувств, которые вызвал образ собачки, ее привлекательный внешний вид. Но вот неожиданно все меняется. Снова на собачку направлен восторженный взгляд. Знакомая собачка вдруг заговорила, ожила. На пороге комнаты показывается мама, за ней на поводке движется знакомая уже собачка.
— Гав, гав, гав,— как-то очень по - щенячьи повизгивает собачка и затем совсем уже по - человечьи: — Нет не надо сюда, я не хочу.
— Почему? — спрашивает уже мама.
— Меня здесь не любят,— снова говорит собачка (за нее говорит мама).
- Ну, не обижайся на Машу,— теперь уже опять говорит мама. — Вы снова подружитесь, и она будет тебя любить еще больше. А потом, и ты виновата тоже, почему все время молчала, почему не сказала, как тебя зовут, где ты жила раньше, почему не договорились с Машей, как будете жить вместе?. Было еще много маминых «почему», а Маша, изумленная, смотрела и слушала, а потом и сама заговорила: — Собаченька, миленькая, скажи мне, как тебя зовут?
Эту импровизацию можно продолжать, развивать; своими действиями мама заставила Машу поверить в реальность собачки. Это, конечно, не театр, но здесь присутствуют его элементы, попытка драматизации действия, исполнения по ролям импровизированного диалога, выявления некоторых черт характера персонажа (обидчивость). И, конечно, «сверхзадачей» мамы
было заставить Машу включиться в диалог, развернуть совместное с персонажем действие. Мама без дидактического нажима обучала девочку игровым приемам, будила ее воображение и фантазию, подводила к
элементарным творческим проявлениям. Обыграть можно любую детскую игрушку, от простейших действий с ней - постепенно перейти к небольшим сюжетам, где постепенно действия игрушек становятся более сложными, все больше подчиняются заранее обдуманному замыслу, затем можно объединить несколько персонажей в знакомом литературном сюжете
и попробовать воспроизвести его в лицах, стараясь, чтобы персонажи не только говорили, но и выполняли определенные действия. Например, сказки: «Теремок», «Курочка Ряба» или «Колобок». Комплекты этих и других сказок можно приобрести в любых магазинах детской игрушки.
Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по-своему, разными голосами. Двигаться они тоже должны по-разному.
Так постепенно от элементарной детской игры с простейшими театральными проявлениями можно перейти к домашнему театру, наполненному общими мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересом, который приведет малыша в мир театра большого, профессионального и позволит ему стать умным, чутким зрителем.
В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.
Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию его личной культуры.