Наталия Овчарова
Консультация для родителей «Волшебный мир игры»
▼ Скачать + Заказать документы
ВОЛШЕБНЫЙ МИР ИГРЫ
Что дети любят больше всего, когда остаются одни? Конечно, играть! В разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными атрибутами. Игра - особый вид деятельности. Для ребёнка дошкольного возраста она является ведущей, в игре проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. Кроме того, игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет, и культуре мира. Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения. Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.
Публикация «Консультация для родителей „Волшебный мир игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями. В этом случае без помощи взрослого не обойтись.
Детская игра проходит несколько стадий развития и в каждой стадии требуется особый метод.
Первая стадия - это время комнатной игры, время игрушки. Она характеризуется тем, что ребёнок предпочитает играть один, редко допускает участие одного, двух товарищей. В эти годы ребенок любит играть своими игрушками и неохотно играет игрушками чужими. В этой стадии как раз развиваются личные способности ребёнка.
Вторая стадия детской игры труднее для руководства, так как в этой стадии дети уже не играют на глазах у родителей, а выходят на более широкую общественную арену. определенный и более точный режим и, самое главное, помощь квалифицированных педагогов. Во второй стадии ребенок выступает уже как член общества, но общества еще детского, не обладающего ни строгой дисциплиной, ни общественным контролем.
На третьей стадии ребёнок уже выступает как член коллектива, при этом коллектива не только игрового, но и делового, учебного. Поэтому и игра в этом возрасте принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, то есть связанной с определёнными физкультурными целями, правилами, а самое главное - с понятиями коллективного интереса и коллективной дисциплины.
Самое главное в детской игре - добиться следующего:
1. Чтобы ребёнок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал.
2. Чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца.
3. Чтобы в каждой игрушке видел определённую, нужную для будущего ценность, хранил её, берёг. В игрушечном царстве всегда должен быть полный порядок.
Соблюдая несколько нехитрых правил, можно в форме игры организовать практически все свободное время ребенка.
Правило первое: игра – это удовольствие!
Нельзя заставлять ребенка играть
Правило второе: законы игры устанавливает взрослый.
Играть с ребенком это не значит выполнять все, что он потребует. В начале игры необходимо определить четкие правила и не менять их до самого конца.
Правило третье: законы для всех равны
С раннего возраста ребенка следует приучать к тому, что в игре нет никаких поблажек ни для него, ни для взрослого.
Правило четвертое: чередование подвижных игр с теми, что требуют умственного напряжения.
Правило пятое: не бояться заиграться.
Если ребенок с головой погрузился в свой волшебный, выдуманный мирок – не спешите возвращать его в реальный мир.
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Не стоит думать, что «витая в облаках» малыш не сможет адекватно воспринимать окружающую реальность. Рано или поздно, он обязательно повзрослеет. Но, в душе его всегда будет жить счастливое, веселое и беззаботное детство.
У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Нормальное развитие ребёнка, становление его внутреннего мира немыслимо без игры, а следовательно, без игрушки. Игрушки для ребёнка – та среда, которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Это с одной стороны, с другой стороны игрушка – тот товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Данный вид товара сохраняет свой рейтинг во все времена. Подбор игрушек - дело серьёзное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребёнка и прогресс в его развитии. К сожалению, хорошо покупаемая игрушка – та, что нравится взрослым. Но часто она меньше всего годится для детей. Во многих нынешних игрушках детское только то, что они маленькие. Чем же должна быть игрушка для ребёнка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. К. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для ребёнка та, которую можно заставить постоянно меняться: для маленьких детей самая лучшая игрушка – куча песка».
Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклы, мишки, мячики) появляются новые (динозавры, пауки, покемоны, роботы, невиданные даже самыми молодыми родителями. Как сориентироваться в этом мире продукции? Как оценить их игровой и развивающий потенциал? Как выбрать то, что нужно ребёнку?
Исходя из того, что главная функция игрушки – активизация детской деятельности, взрослые, выбирая ту или иную игрушку, должны представлять, что ребёнок с ней будет делать. Так, например, для детей от одного года до трёх лет главная, ведущая деятельность – предметная, в которой ребёнок овладевает различными действиями с предметами, учится соотносить форму, размер, расположение отдельных деталей. Поэтому детям этой возрастной группы нужны игрушки, способствующие развитию интеллектуально – познавательных и моторных способностей (это кубики, конструкторы, пазлы, мозаики, лото) А в дошкольном возрасте от трёх до шести лет – ведущей деятельностью становится ролевая игра, поэтому для этого возраста необходимы игрушки, способствующие социально – эмоциональному развитию, предполагающие общение или обращение с ними, как с живыми персонажами (это различные виды животных, куклы со всевозможной кукольной утварью, наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин, транспортные игрушки.
Возможность или невозможность активного действия ребёнка зависит от многих качеств, например, от величины игрушки. Особенно это относится к мягкой игрушке. Ведь самое главное её назначение – дарить малышу нежность. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны «вылечить» ребёнка от страхов. В мягкой игрушке воплощены глубинные потребности маленького ребёнка, мягкие и уютные они дарят ребёнку чувство безопасности. Не удивительно, что наши маленькие дети так любят пушистых зверят. А что мы порой видим на полках магазинов? Существа неизвестных видов и пород, невообразимо кричащей окраски, ни одного из них не хочется взять в руки и погладить. Огромные мягкие «животные», которых трудно взять в руки, не предмет детских действий. Те же мягкие игрушки, но меньших размеров, вполне могут использоваться в детской игре. В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой телевизионной передачи «Спокойной ночи, малыши!» : Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Чему они учат малышей во время своих вечерних встреч с ними? Добру, справедливости, учат не обманывать и многому другому. Эти редкие теперь положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей, а те тоже отвечают любовью. Поэтому присутствие в детской хотя бы одного из любимых героев, принесёт частичку тепла и нежности. Конечно, «творческий» потенциал у них невелик, но он значительно превышает тот негативный заряд антиигрушек, которыми насыщены современные магазины.
Большое значение имеют технические качества игрушек. Если кольца пирамиды с трудом надеваются на стержень, части матрёшки со скрипом соединяются друг с другом, а колёса машинки плохо прокручиваются, ребёнок не может осуществлять с этими игрушками соответствующего действия, хотя сами по себе эти виды игрушек имеют несомненное развивающее значение. Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. Так, казалось бы, пластмассовый слоник на колёсах, который одновременно и паровозик, и телефон, открывает разнообразные возможности для детской активности. Но такое «разнообразие» дезориентирует ребё нка: он не знает, что делать – возить ли, разговаривать по телефону или кормить? Причём полноценное выполнение всех этих действий весьма ограничено – перевозить что-либо на такой игрушке невозможно (ничего не положишь и никого не посадишь, телефонная трубка всё время падает, а слон не в полной мере слон, поскольку он телефон на колёсах. Гораздо полезнее в этом плане было бы «разъединить» все функции и предложить ребёнку три разных и понятных по своему назначению и по способу действия предмета. Однако «полезность» игрушки с точки зрения развития ребёнка далеко не единственный критерий оценки. Главное достоинство игрушки – возможность что-либо с ней делать. Только в этом случае, если она вызывает желание действовать с ней (разбирать и собирать, передвигать различные части, возить, извлекать новые звуки и пр., ребёнок хочет взять её в руки и начать игру. Но есть игрушки привлекательные по виду, но предполагающие строго определённый способ употребления (например, заводные, механические или некоторые электронные игрушки, то игра с такими игрушками приобретает скорее характер упражнения или времяпровождения, чем больше завершена игрушка, тем меньше она оставляет простора для творчества. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, множество новых комбинаций. Они не могут наскучить. Игровые действия ребёнка должны быть не только осмысленными и разнообразными, но и самостоятельными. Возьмё м для примера коробочку с сюрпризом: стоит нажать на кнопку, как изнутри выскакивает зайчик или котёнок. Но всё дело в том, где расположена эта кнопочка. Если сверху (а нажимать нужно вниз) – всё в порядке, малыш будет самостоятельно, с удовольствием играть и радоваться внезапному выпрыгиванию зайчика. Но если эта кнопочка помещена спереди и для её нажатия необходимо удерживать коробочку другой рукой (иначе она сдвигается назад, самостоятельная игра становится невозможной – необходима помощь взрослого, который удерживает коробочку или сам вызывает появление зайчика. Наличие в игрушке не только «загадки», но и «подсказки» вызывает интерес и желание действовать. В качестве примера приведу такие известные народные игрушки, как пирамидки, матрёшки, вкладыши, которые сами «подсказывают» правильный способ действия.
Один из самых моих любимых отделов в магазине игрушек – отдел настольных игр: добрые старые кубики со сказками, мозаика, строительный конструктор для малышей, и всё это по ценам, доступным семьям даже с очень скромным достатком. Эти игрушки доказали свою занимательность и свою воспитательную ценность многим поколениям детей, развивая интеллект, сообразительность, приучая к терпению, тренируя мелкую моторику рук. А ещё есть игрушки, которые не надо покупать. Достаточно прогуляться по парку и набрать желудей, палочек, шишек, камушков, проверить мамины запасы кусочков ткани и лент, собрать всякую безделицу и сделать игрушку из всего этого подручного материала. Здесь огромное поле для фантазии, да и авторитет родителей возрастёт в глазах ребёнка во время такой совместной работы.
В завершение своих размышлений хочется посоветовать родителям- наблюдайте детскую игру, направляйте ребёнка в выборе игрушек, игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу – учить добру и красоте, мудрости и радости; игрушка вредная способна породить чудовищ в душе маленького человечка с невротическими проявлениями (киборги, монстры, способствует накоплению агрессивных фантазий ребёнка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым. Возможно, наши советы помогут родителям сформулировать собственные критерии выбора игрушек, или хотя бы заставят задуматься перед покупкой очередной игрушки: а нужна ли она моему ребёнку, какую психологическую и педагогическую информацию она несёт в себе? Словом, поможет понять: игра – дело серьёзное.