Нурида Гашимова
Конспект экспериментального занятия «Волшебный магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит;
- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;
- развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;
- воспитывать самостоятельность, инициативность, развитие коммуникативных качеств, желание изготовить игрушки для малышей;
Материал:
Публикация «Конспект экспериментального занятия „Волшебный магнит“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Магниты, подносы с магнетическими (кнопки, гвозди, скрепки, шурупы, детали конструктора и др.) и немагнетическими (бумага, картон, пластик, ткань, деревянные пластины) предметами. Стеклянные баночки с водой. Для изготовления игры «Рыболов» : картинки с изображением рыб, скрепки, веревочки, деревянные палочки, маленькие магниты. Варежка с магнитом внутри и конверт с письмом и металлической пластиной внутри.
Словарная работа: магнетизм, магнетические и немагнетические предметы, притяжение, магнитная сила, магнетит.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них всегда есть волшебство и загадка. Я предлагаю вам поиграть и что-то новое узнать. Согласны? К нам из волшебной сказки пришло письмо от сказочного героя. Хотите узнать, что в нем? Волшебное письмо можно взять волшебной рукавичкой.
Вы разгадали мое волшебство? Как с точки зрения науки объяснить мое волшебство?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Вы сказали, что это магнит. Если это магнит, то, какое его самое главное свойство (действие?
Дети: магнтитна сила
Дети садятся
Воспитатель: для того чтобы узнать по больше о магнитах и его свойствах я предлагаю вам посмотреть фильм
Демонстрация презентации о магните.
1 слайд-В стариной древней легенде говорится, однажды старик по имени Магнус, бродя по неизвестным местностям обнаружил, что железный наконечник его палки притягивается к странному камню, с тех пор этот необычный камень в те времена начали называть «камнем Магнуса» или просто магнитом. (карточки на доску)
2 слайд-Камень назывался магнитный железняк.
3 слайд- Ученые придумали специальные машины для обработки этого камня и получения магнита.
4 слайд -Наша планета Земля самый большой магнит, так же имеет два магнитных полюса северный и южный.
5 слайд- Как и Земля магнит имеет два полюса, если мы соединим магниты одинаковыми полюсами то они будут отскакивать друг от друга, а если разными полюсами то притягиваться.
6 слайд-Магниты притягивают металлические предметы – это называется магнетизмом, а предметы, которые притягиваются к магниту называются - магнетическими.
7 слайд- Это большие магниты их используют для поднятия очень большого количества железа.
8 слайд- Магниты используют в производстве тепловозов, самолетов, электропил, дрелей, для приборов в машинах, самолетах.
9 слайд- Существует огромное количество различных видов магнитов, про магнит даже снимают мультфильмы
Воспитатель -Вот мы с вами узнали много нового и интересного. Ребята я хочу у вас спросить :
Кто обнаружил магнит и почему его так назвали?
-Что такое магнит?
-Какие бывают магниты?
-Для чего он нужен?
-Где его используют?
Вы правы, молодцы
(обращаться к карточкам)
Воспитатель: А теперь я, предлагаю вам самим превратится в ученых проделать опыты с магнитом. (одевают налокотники)
Экспериментальная деятельность детей : ОПЫТ №1 «Магнитные полюса».
Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. Давайте по соприкасаемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.
Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.
Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы.
Дети: У нашей планеты Земля.
Воспитатель просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.
Воспитатель: Скажите, ребята, наша Земля какой формы?
Дети: Круглой.
Воспитатель: А почему люди, предметы, дома не падают с неё?
Дети: Земля притягивает к себе всё.
Воспитатель: Мы знаем, что магнит способен притянуть металлические предметы через воздух. Давайте проведем эксперимент и узнаем, может ли он притягивать через какую-либо преграду. У нас имеется бумага, деревянные пластины, пластик, ткань, железные предметы и магниты.
(проводим эксперименты)
Вывод: магнитная сила может проходить через предметы - преграды: бумагу, ткань, пластик, дерево.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «МАГНИТНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»
Каждому ребёнку на спину вешается синий квадрат, а на живот – красный. Они образуют круг и начинают ходить по кругу.
Воспитатель: Когда я буду показывать красный квадрат – «южный полюс», вы притягиваетесь ко мне «северным полюсом» - спиной. Когда вы увидите синий квадрат, то притягиваетесь ко мне животиками – «южными полюсами». Магнит боится огня, высокой температуры, поэтому, когда вы увидите свечу, то присаживаетесь на корточки и закрывайтесь руками.
- Что ж, давайте заглянем в рукавичку и конверт и проверим, правильны ли были ваши предложения.
(в рукавичке и в конверте находим магнит)
-Пора узнать содержимое письма.
Воспитатель зачитывает детям письмо от Ивана Царевича.
«Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Мою невесту Василису Прекрасную похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Чтобы вызволить ее и победить Кощея, нужен меч - кладенец, который хранится на дне глубокого колодца, наполненного водой. Я не знаю, как достать меч и прошу вашего совета, помогите!»
(дети высказывают свои предложения)
Воспитатель: «Давайте проведем опыт и узнаем, действует ли магнитная сила в воде»
(в стакан с водой опускаем скрепку, привязываем магнит к нитке, опускаем, достаем)
Вывод: магнит сохраняет свои свойства в воде.
- Пошлем Иванушке посылку с магнитом.
Воспитатель: «А вот вам задачка посложнее.
- Как достать скрепку из стакана с водой не замочив ни рук, ни магнита?»
(проводим опыты)
Вывод: магнит воздействует через стекло. Воспитатель: «Пришло время чтоб отдохнули наши глазки!»
Воспитатель: Молодцы отдохнули немножко. Ребята я хочу у вас спросить - «Как вы сможете помочь маме быстро собрать рассыпавшиеся иголки?»
- Спросите у своих родных, где еще используются магниты, и поделитесь с нами.
- Мы с вами тоже своими умелыми ручками можем самостоятельно изготовить игру-забаву с применением магнита. Она называется «Рыболов». Мы сможем и сами поиграть и порадовать малышей и своих младших сестренок и братишек. Посмотрите на материалы, лежащие на столе, и скажите, как мы их можем использовать для изготовления игры.
(Конструирование : дети высказывают свои версии, обсуждаем последовательность работы, приступаем к изготовлению игры)
Итог:
Воспитатель: «Вы довольны своими экспериментами? Что вам понравилось сегодня делать на занятии? С чем мы сегодня познакомились на занятии?