Оксана
Волшебные пуговицы, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебные пуговицы, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста
О. А. Дегтярева
Педагог-психолог
МБДОУ «Лукоморье» п. Дмитриадовка
Неклиновского района
Ростовской области
«Волшебные пуговицы» как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста
Публикация «Волшебные пуговицы, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторки, а также подготовки руки к письму и, что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца – на работе сердца.
В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшает произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев».
Мы знаем, что развитие мелкой моторки пальцев полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точными движениями пальцев рук формированием речи ребенка. Слаженность и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное взаимодействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму. Кисти рук – представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции – двойная польза!
В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребенок трогает какой – либо другой предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Говоря о развитии руки, необходимо подчеркнуть: мелкая моторика – важный компонент готовности к школе. В этом возрасте (6 – 7 лет) особое значение имеет целенаправленная работа, производимая в двух направлениях:
1. тренировка мышечно-связного аппарата;
2. развитие координации движений.
Наряду с пальчиковыми играми и упражнениями на координацию движений пальцев руки мы предлагаем использовать в работе с дошкольниками занятия с пуговицами. Предлагаемые упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность. Формирование у ребенка пространственных представлений – еще одно из важных условий успешной учебной деятельности ребенка. И здесь нам помогает работа с пуговицами. Первым шагом должна быть маркировка левой руки ребенка. На нее мы надеваем браслет из пуговиц, сделан своими руками. Тем самым ребенок приобретает «точку отчета», получает опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством. Ребенок знает, что с лева – это там, где браслет.
Приемы и методы для развития мелкой моторики
Традиционные:
• массаж кистей рук (поглаживание, разминание);
• пальчиковые упражнения и игры;
• пальчиковый театр;
• графические упражнения;
• мозаика, конструкторы;
• счетные палочки;
• шнуровка, плетение.
Нетрадиционные:
• массаж кистей рук с использованием грецких орехов, сухих листьев, карандашей, мячиков;
• рисование: пальчиками, шнурком, нитками, ватными палочками, по трафаретам;
• рассказываем стихи и рисуем «руками»;
• раскрашивание (макарон);
• игры с пуговицами;
• фасолевые ванны;
• игры с крупами.
Задачи по работе с пуговицами :
• формировать сенсорные эталоны формы, величины, цвета, развивать тактильную чувствительность рук;
• развивать психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память, речь;
• отрабатывать умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи;
• совершенствовать речь, умение грамматически правильно строить предложения;
• совершенствовать эстетический вкус, воспитывать аккуратность в работе;
• формировать умение доводить начатое дело до конца;
• совершенствовать коммуникативные навыки;
• ориентироваться в задании, контролировать свою работу.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильнее положительные эмоции, испытывают чувство удовлетворения, в них просыпаются творческие способности.
Чтобы научить ребенка изготовлению той или иной поделки, мы должны обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом пошагового обучения. Чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах.
Работа с пуговицами начинается с простых заданий: сосчитай пуговицы, составь фигуру, разложи по размеру, подбери пару, сложи фигуру из заданного количества пуговиц, «нарисуй» солнце и т. д.
В процессе выполнения задания необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как легче сложить домик или солнце. Показ образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных предметов, загадками. Это необходимо для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности. Затем переходим к несложным силуэтным изображениям предмета (мишка, зайка, игрушкам из различных материалов (ткань, части которого скреплены и украшены с помощью пуговиц, различных по величине, цвету и способу скрепления: пуговицы на ножке, пуговицы с двумя – четырьмя отверстиями. «Коврик для куклы» - сделанный из кусочков ткани, украшенный цветными пуговицами и т. д.
Впоследствии дошкольникам можно предложить пуговицами «рисовать» сюжетные картины, натюрморты, героев сказок, реконструировать старые игрушки, вещи.
Мы считаем: система игр и упражнений с пуговицами является одним из эффективных средств в системе работы по развитию речи и подготовки руки к письму. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Все занятия с использованием пуговиц должны проходить под строгим контролем взрослых.
Примерный перечень упражнений и игр с пуговицами :
• «Угадай, что изменилось»;
• «Кто быстрее сложит фигуру»;
• «Нарисуй узор из пуговиц»;
• «Нарисуй букву, цифру»;
• «Напиши свое имя»;
• «Камни в аквариуме»;
• «Мишка с зайкой»;
• «Декоративный коврик»;
• «Нанизывание на нитку»;
• «Застегивание пуговиц на петли»;
• «Выложи дорожку, чередуя цвет и размер»;
• «Собери букет»;
• «Изготовление браслета»