Людмила Саитова
Презентация «Пособие «Волшебные кольца Луллия»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд:
Сегодня я хочу поделиться с Вами одним из самых продуктивных, но малоизвестных методов порождения идей, этот метод носит название – кольца Луллия. Метод этот не так нов, как может показаться. В XII веке французский монах Раймонд Луллий впервые создал логическую машину в виде бумажных кругов. Впоследствии эти круги были названы его именем.
Публикация «Презентация „Пособие „Волшебные кольца Луллия“» размещена в разделах
Данная методика – это игры на основе кругов Луллия и разнообразных картинок. Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг.
2 слайд:
Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона или фанеры круги разных диаметров, например, первый круг небольшого размера (диаметром см 10, второй побольше (15 см, третий еще больше и так далее, скрепить вместе со стрелкой с помощью гайки и шурупа так, чтобы они были подвижными. Разбивают круги на 4, 6, 8 секторов. В каждый сектор помещают картинку (рисунки, слова, изречения). Подходы к подбору изображений могут быть разными. Например, на одном кольце — разнообразные деревья, на другом — их листья или семена и т. д. Изображения можно крепить с помощью скотча, чтобы можно было в любой момент их поменять и придумать новую игру.
Принцип игры прост: ребенок крутит стрелку и соединяет правильные картинки. С помощью этой игры дети учатся логически мыслить, говорить и составлять законченные сложные предложения.
3 слайд:
Для изготовления такого пособия : необходимо взять два прямоугольных куска фанеры шириной, равной диаметру ваших колец, и длиной на 2—4 см меньше двух диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, укрепить штыри. По периметру соорудить небольшой бортик, а с нижней стороны прикрепить ножки. В верхнем прямоугольнике вырезать окошечко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка никак не укрепляется, а просто накладывается на бортики основания. Для свободного и удобного вращения колец предлагается использовать основу в виде старых грампластинок. Круги удобно вращать за выступы, которые образуются в результате того, что ширина пособия на 2—4 см меньше двух диаметров пластинок.
4 слайд:
Для этой игры потребуются: набор карточек-заданий и прищепки разного цвета. Карточка-задание — это круг, разделенный на 6–8 секторов. В каждом секторе — картинка. В центре круга находится основной символ, который определяет тему игры. Символ помогает детям понять задание без помощи взрослого. Например, если в центре изображена капелька, ребенок должен найти животных, для которых вода является «домом», местом обитания (блок занятий «Волшебница-вода»). Содержание нескольких картинок в секторах связано с темой игры, остальные картинки не имеют к ней отношения. Выполняя задания, ребенок отмечает нужные (то есть относящиеся к данной теме) сектора, к примеру, синими прищепками, а не относящиеся к ней — красными. Карточка с выполненным заданием благодаря прищепкам становится похожей на солнышко.
Игры с использованием прищепок стимулирует работу пальчиков. Задания на пересчет прищепок (сколько всего, сколько прищепок одного цвета, сколько прищепок другого цвета, на сколько прищепок одного цвета меньше (больше, чем другого и т. п.) позволяют «осложнить» игры элементами тренировки первоначальных арифметических навыков.
5 слайд:
С помощью Кругов Луллия можно закреплять и систематизировать знания детей о музыкальных инструментах и их частей, прослушанных музыкальных произведениях. Круг Луллия также можно использовать в разделе музыкально-ритмические движения: первое кольцо – сказочные герои, второе кольцо – движения в виде символов – раскрутив оба круга – выполнить движение в характере выпавшего героя. Круг Луллия – на исполнительское творчество: первый круг – четыре времени года, второй круг – музыкальные инструменты, в дальнейшем используются для сочинения мелодии или аккомпанемента, третий круг – пиктограммы с настроением. Раскрутив оба кольца и соединив время года, придумать и озвучить на выпавшем инструменте мелодию в характере выпавшей пиктограммы.
6 слайд:
Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Круги Луллия представляются детям дошкольного возраста как чудесные кольца или загадочные круги.
Для детей 4 года жизни (тренинги с двумя кругами)
На 1 круге - картинки с изображением представителей животного мира (собака, курица, лиса и т. д.,
на 2 круге – детенышей этих животных.
- Найди маму детенышу (Собака – щенок. Ребенок должен сопоставить изображения взрослого животного и его детеныша.
Фантастическое пересечение: Собака – цыпленок. Каким образом мама – собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т. д.)
Для детей 5 года жизни (тренинги с тремя кругами)
На 1 круге – изображения объектов окружающего мира (веточка вишни, портфель, автомобиль и т. д.,
на 2 круге – эталоны геометрических форм (треугольник, овал, круг и т. д., на 3 круге – цифры.
- Реальная ситуация
Выбери объект (веточка вишни, подбери геометрическую форму (круг,
которой он соответствует, и количество рассматриваемых объектов
(цифра 2).
- Фантастическая ситуация.
На веточке висят вишни треугольной формы в количестве 8 штук. Практическая значимость: такие плоды удобно укладывать в ящик, треугольник к треугольнику.
Для детей 6 - 7 лет (тренинги с четырьмя кругами)
1 круг - образцы материалов (металл, ткань, стекло и т. д.).
2 круг - изображения каких – либо рукотворных объектов (стул, телефон, пылесос и т. д.).
3 круг - изображения различного местонахождения объектов (квартира, улица, космических корабль).
4 круг - образцы цветов (малиновый, голубой и т. д.)
- Задание по реальным ситуациям: «Выбери какой-либо объект, подбери материал, из которого он изготовлен, уточни цвет и определи место его нахождения (телефон - пластмасса - квартира - фиолетовый)».
- Задание на развитие фантазии: «Наугад выбери по одному показателю с каждого круга и объясни практическую значимость данного объекта. Под стрелкой оказались следующие сектора: стекло, стул, космический корабль, малиновый цвет.» Обсуждается ситуация: на космическом корабле остро необходим стеклянный стул малинового цвета, потому что … (ответы детей).
Самостоятельное придумывание заданий как реального, так и фантастического плана, составление рассказов о практической значимости объекта с необычными признаками и их значениями обогащает и активизирует словарь ребенка, развивает их познавательные способности, учит различать признаки, сравнивать предметы, развивает воображение.
7 слайд:
Основная цель работы с кругами Луллия – освоение способа познания мира.
Игровые упражнения с детьми по кругам Луллия решают следующие задачи:
формируют понятия «признак», знакомят с именами признаков;
учат восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его
типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей между объектами;
развивают навыки фантастического преобразования объектов,
формируют чувствительность к проблемам.
Изобретение Раймонда Луллия взято за основу игровых упражнений. Оно позволяет формировать у детей понятия «объект – признак – проявления признака»; развивать воображение, гибкость мышления, а главное – чувствительность к проблемам. Игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
8 слайд
Игры с «Кольцами Луллия» можно условно разделить на четыре типа.
I. Игры на подбор пары или (найди реальное сочетание)
В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке 1-го кольца обязательно должна соответствовать одна картинка 2-го кольца. Составляются предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делаются выводы.
Игры экологического содержания.
«НАЙДИ, ГДЕ ЖИВЕТ»
«НАЗОВИ ДЕТЕНЫША»
«С ЧЬЕЙ ВЕТКИ ДЕТКИ?»
«КРЫЛЬЯ, НОГИ И КЛЮВЫ»
«ПОДБЕРИ МЕСТО ОБИТАНИЯ»
Игры для формирования фонематического слуха, грамматического строя речи и обучения грамоте:
«НАЙДИ ЗАДАННЫЙ ЗВУК В НАЧАЛЕ, СЕРЕДИНЕ И КОНЦЕ СЛОВА»
«ЧЕЙ ДОМ?» («Берлога чья? Медвежья».)
9 слайд:
II. Игры с элементом случайности в установке колец
В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца и наоборот. Ребенок должен как можно достовернее, объяснить необычность их взаимодействия.
Игры на формирование звуковой культуры речи, грамматического строя речи и обучение грамоте:
«ЧЕЙ НОС, ЧЕЙ ХВОСТ»
«НАЗОВИ, СКОЛЬКО»
«УМЕНЬШАЕМ, УВЕЛИЧИВАЕМ»
10 слайд:
III. Игры на развитие творческого воображения «Придумай фантастическую историю или сказку»
Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Задаем вопросы: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить. Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, нереальные, значит можно дать волю фантазии.
Комбинации:
Лиса в море. Может быть, лису везут пароходом в новый зоопарк?
Лиса в болоте — погналась за добычей, вот и завязла бедная.
Лиса в деревне — опять кур крадет.
Лиса в городе — в зоопарке и т. д.
Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.
4 тип «Реши проблему»
В фантастических сказках с героями происходят разные истории, необходимо учить формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
11 слайд:
Рассмотрим данные типы тренингов на конкретном примере.
Тренинг «Все состоит из частей»
Цель: формировать обобщенное понятие, о том, что:
- каждый объект состоит из частей;
- количество частей и сами части могут меняться в разных условиях.
- при изменении частей объекта и их количества, возникают проблемы, которые необходимо решать.
Оборудование – два круга разного диаметра и стрелка (выделенный сектор)
1 круг - объекты (чайник, вертолет, дерево, река, книга, шуба, телевизор, кошка).
2 круг - части этих объектов (крышка от чайника, колесо, ветка, рыба, пуговица, буква, хвост, антенна).
1. «Найди реальное сочетание - соедини правильно»
Под стрелкой необходимо соединить объект и его часть, рассказать, какую часть объекта показывает стрелка. Предложить ребенку назвать другие части объекта, не нарисованные на картинке (Котенок – хвост. У котенка есть хвост и это его часть. У него есть еще части: голова, туловище, ноги. Телевизор - антенна. Антенна – это часть телевизора. Частью телевизора являются кнопки, экран, ножки и т. д.). Вывод: у любого объекта есть часть.
2. «Объясни необычное сочетание»
После раскручивания кругов, рассмотреть полученное сочетание, предложить ребенку достоверно объяснить это объединение. (Река- крышка от чайника. Бывает такое, что люди бросают мусор в реку. Вот крышка от чайника и оказалась на дне реки. В этом случае – крышка от чайника - часть реки.)
При получении под стрелкой различных комбинаций, предлагать ребенку объяснять необычные соединения, которые получаются случайно.
3. «Придумай фантастическую историю или сказку»
После соединения под стрелкой объекта и частей от другого объекта ребенку предлагается составить фантастический рассказ или сказку.
(Река- крышка от чайника. «Однажды туристы захотели у реки поужинать. Один мальчик пошел к воде и нечаянно уронил крышку от чайника в реку. Лежит на дне крышка и «плачет». Рыбки плавают рядом и хотят ей помочь выбраться из воды»).
4. «Реши проблему»
В этом тренинге решаются реальные задачи: «Если крышка от чайника останется в воде, какие проблемы появятся у реки? - В воде крышка от чайника покроется ржавчиной. Вода будет портиться, плохо будет всем жителям. Как можно достать крышку из воды? - Все железное можно доставать магнитом из воды».
При решении задач в тренингах дети должны быть свободны в своих высказываниях, взрослые - приветствовать самые неожиданные предложения детей. Результаты в развитии ребенка Вы сможете заметить сразу. В его ответах вы увидите постепенное восхождение от односложных предложений к развернутым текстам, в которых ребенок сам произносит имена признаков, самостоятельно создает фантастические тексты, с удовольствием формулирует и решает проблемы - вот главный результат использования Кругов Луллия.
12 слайд:
С использованием кругов Луллия проводятся следующие серии игр.
(на слайде)
13 слайд:
(на слайде)
14 слайд:
В нашем сложном мире много проблем. Они окружают нас и наших детей. Не всегда легко и просто объяснить ребенку, почему происходят в мире те или иные ситуации и как из них выйти. Необходимо развивать в ребенке качества активного созидателя, формировать навыки, позволяющие самостоятельно решать проблемы, учить думать, воображать и, главное – решать свои проблемы. Путь познания мира сложный, но интересный!
Умело подобранные задания научат Вашего ребенка различать признаки, сравнивать предметы, развивать логическое мышление, внимание, навыки устной речи, воображения. А самое главное – дадут возможность почувствовать себя творцом, умеющим объяснять многие вещи, сочинять фантастические истории, решать, пусть пока сказочные, но проблемы. Ведь реальность и фантазия – два закадычных друга.
15 слайд:
Спасибо за внимание