Алевтина Муклаева- Самина
Конспект НОД «Волшебные бусинки» в старшей группе
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БЕШ-ОЗЕКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ДЕТСКИЙ САД «СОЛОНЫ»
НОД: ПОЗНАНИЕ
«Волшебные бусинки»
Муклаева-Самина Алевтина Исаковна
Воспитатель
с. Беш-Озек, 2018 г
Тема: «Волшебные бусинки».
Цель: Знакомство с техникой изготовления алтайского накосного украшения - шалтырак
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Волшебные бусинки“ в старшей группе» размещена в разделах
- вызвать интерес к накосному украшению шалтырак;
- познакомить с основными характеристиками бусинок;
- развивать воображение, мелкую моторику рук, познавательную активность, коммуникативные навыки;
- обогащать активный словарь детей;
- прививать эстетический вкус.
Методы и приемы:
Словесные – беседа, рассказ, художественное слово;
Наглядные – показ украшений, слайдов;
Практические – игровые упражнения, продуктивная деятельность, динамическая пауза;
Игровые – игровая мотивация, загадка;
Прием похвалы.
Оборудование:
Накосные украшения – шалтырак, аудиозапись, ИКТ, бусины различных форм и видов, заготовки для шалтырак, тканевые салфетки, фартуки, кукла в национальном костюме, волшебный сундучок.
Словарная работа: шалтырак, накосное украшение
Формы организации совместной деятельности: игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество».
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя («Подари улыбку другу»).
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (руки вперед)
Здравствуйте, гости дорогие! (руки к гостям)
Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)
2. Основная часть.
(слышится плачь)
- Ребята, а кто это плачет?
-Пойду, посмотрю. Дети, это девочка Алтынай. Она говорит, что потеряла шалтырак.
-А вы знаете, что такое шалтырак? (Высказывания детей).
- Давайте мы сядем, посадим девочку рядом с собой, и узнаем что такое шалтырак.
Показ слайдов
Шалтырак – это алтайское национальное накосное украшение для девочек. Им девочки украшают свою косу. Когда в семье рождается девочка: к счастью, к радости – гласит алтайская народная мудрость. В старину, по алтайскому обычаю, новорожденной преподносили подарки: яркие пуговицы, блестящие бусы. Когда девочка начинала ходить и у нее еще не было косы, на верхнюю одежду прикрепляли шалтырак. Это четырехугольная кожа, которую украшали бусами, монетами, пуговицами. По преданию шалтырак защищает и охраняет ребенка от всего плохого и злого. Девочки носят шалтырак до 8 лет.
- Давайте вместе произнесем слово шалтырак (произносят слово хором, затем каждый ребенок по отдельности).
- Дети, а вы знаете, что такое музей? (Ответы детей)
У нас в детском саду есть мини-музей накосных украшений. Посмотрите, какие красивые экспонаты есть у нас в музее. Они изготовлены детьми нашего детского сада при участии их родителей.
- Ребята, вы уже догадались, из чего делают шалтырак? (Из бусин)
- Ребята, а что вы знаете о бусинках?
- Из какого материала изготавливают бусинки сейчас?
- Для чего нужны бусинки?
- Представьте себе, если бы исчезли все бусинки, что бы стало?
- Какие украшения вы знаете из бусинок? (ожерелье, браслет, серьги и т. д.)
- У меня есть волшебная шкатулка, но она откроется, если вы отгадаете загадку.
Жемчужинки чудесные
На ниточке висят
На шею надевают
На солнышке блестят (бусы)
- В волшебной шкатулке бусины посмотрите, потрогайте, погладьте. Посмотрите, как они падают. Давайте помассажируем наши ладошки (массаж)
-а бусины из чего сделаны?
-какую форму имеют?
-какого цвета?
(Бусы делают из различных материалов дерева, стекла, природного материала, пластмассы. Они бывают различных форм и цветов.)
- Вы наверное устали. Давайте мы чуть – чуть отдохнем.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть
Ручками похлопаем
Ножками потопаем
Повертелись, покрутились
В бусинки мы превратились (рассыпаться как бусинки, собраться как ожерелье друг за другом, попрыгать как бусинки)
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть
Ручками похлопаем
Ножками потопаем
Повертелись, покрутились
И в детей мы превратились.
- Чем же мы можем помочь девочке?
- Сделаем нашей Алтынай шалтырак?
- Я мастер алтайских накосных украшений и у меня, как у мастера есть своя мастерская, по изготовлению накосных украшений.
- Вы готовы помочь девочке?
-А я научу вас делать накосное украшение шалтырак. Пойдемте в мою мастерскую. Алтынай тоже пойдет с нами. Давайте наденем фартуки и подойдем к моему столу.
Дети стоят вокруг стола. Воспитатель садится за стол.
- Посмотрите, я привезла вам из нашего детского сада украшения шалтырак. Какие они? Что вы еще заметили?
- А сейчас я вам покажу, как делают шалтырак, внимательно смотрим, как я нанизываю бусинки. Берем заготовку и берем бусину, вдеваем бусину в ниточку и так до конца. Вам понятно? Вы прошли обучение и теперь вы тоже мастера. Я предлагаю вам пройти к своим рабочим местам и начать свою работу по изготовлению накосного украшения шалтырак.
-Что нам нельзя делать с бусинками? (Брать в рот). И какие правила вы еще знаете?
-Смотрите, у Алтынай поднялось настроение, и она будет наблюдать за вашей работой.
- А перед тем как работать, давайте мы сделаем для наших пальчиков гимнастику.
Пальчиковая гимнастика:
Мы ладошки протянули и на солнышко взглянули (дети протягивают ладошки вперед и ритмично поворачивают их вверх-вниз)
Дай нам, солнышко, тепла
Чтобы силушка была (делают движение пальцами, словно маня к себе)
Наши пальчики малютки не хотят ждать ни минутки (ритмично сгибают и разгибают пальцы)
Дай нам, солнышко, тепла! (делают движение пальцами, словно маня к себе)
Продуктивная деятельность: Дети работают самостоятельно (тихо звучит музыка)
Воспитатель: У кого, что получилось? (комментарии детей). Разве это не чудо? Да, вы действительно настоящие народные умельцы- мастера. Ребята, вы сделали накосное украшение шалтырак. Пусть Алтынай посмотрит на вашу работу.
Рефлексия:
- Вам понравилось сегодняшнее занятие?
- Что нового вы узнали для себя?
-Мы смогли помочь девочке Алтынай?
- Мне сегодня очень понравилось с вами работать. Алтынай благодарит вас за помощь. Я своё украшение отдам Алтынай. Давайте попрощаемся с девочкой и пусть Алтынай не теряет больше шалтырак (дети прощаются с куклой.)