Марина Евтухова
Коммуникативные танцы-игры как средство социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд.
Обобщение опыта по теме : «Коммуникативные музыкальные игры как средство социализации дошкольников»
2 слайд
Музыкальная игра- самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, правильное восприятие содержания музыкальных произведений, пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере. В процессе игры дети не только приобретаю специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
Публикация «Коммуникативные танцы-игры как средство социализации дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
3 слайд
В настоящее время для педагогов актуальным является вопрос организации деятельности по созданию условий для позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Я поставила перед собой цель помочь детям справиться с этим процессом, осознать свою индивидуальность.
Универсальным средством приобщения ребенка к социальному миру являются коммуникативные танцы-игры.
4 слайд
Это игры с использование музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. Это синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребенка.
Происхождение коммуникативных танцев-игр связано с фольклором разных народов. К ним относится практически весь детский фольклор- частушки, потешки, прибаутки. Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, но с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников.
В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве) я эффективно реализую следующие направления воспитательной работы:
5 слайд
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
6 слайд
При помощи коммуникативных танцев- игр я формирую у детей следующие умения:
- согласовывать движения с музыкой,
- передавать в движении характер музыки,
- реагировать на смену частей музыки сменой движений,
- отмечать окончание звучания музыкальной пьесы,
- развиваю ритмический и динамический слух,
- совершенствую качества движений.
7 слайд
Коммуникативные танцы построены на мини-сюжете шуточно-игрового характера, объедененные разнообразной тематикой. Я стараюсь творчески подходить к музыкально-ритмической деятельности. И даже в построение обычных танцевальных композиций вношу элемент общения между партнерами. Фигуры танцев – это в основном естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное. открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт танцующих еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.
8 слайд
В практике работы я использую учебное пособие Бурениной А. И. - «Коммуникативные танцы-игры для детей». Автор обращает внимание на реализацию важнейших дидактических задач развития детей в процессе освоения и исполнения коммуникативных танцев-игр. Предлагаемый материал может найти широкое применение в практике работы различных образовательных учреждений: как массовых детских садов, школ, так и коррекционных учреждений. К пособию прилагается аудиоприложение с оригинальными аранжировками музыки к танцам-играм.
9 слайд
Большой музыкальный и методический материал по музыкальным играм, в том числе и коммуникативным, предлагают авторы программы «Ладушки» Каплунова И. и Новоскольцева И. Забавные игры и замечательные музыкальные аранжировки к ним, очень помогают мне в работе. Также мною используются предложения других авторов Суворовой Т., Роот З. Общаясь на форумах с музыкальными руководителями всей России,беру в свою работу интересные современны наработки.
10 слайд
К музыкально-коммуникативным играм относятся всем известные игры как «Плетень», «Ищи», «Замри». В играх с атрибутами стараюсь импровизировать, заменяя одни на другие. Например, в провидении игры «Будь ловким» использую вместо стульчиков зонтики, с которыми дети перед этим танцевали.
11 слайд
Для повышения детской самооценки играю с детьми в «Клубочек», «Комплименты», «Передай сигнал», «Скажи хорошее о друге», «Шляпа знакомств». И др. Эти игры побуждают их говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать комплименты, это повышает их настроение и придает чувство собственной значимости
12 слайд
Дети радостно откликаются на народные игры с пением, на песни, шутки-прибаутки с образным, ярким музыкальным и поэтическим содержанием. Это игры – «Ворон», «Дрема», «Шел Козел по лесу…» и многие другие. Эти игры способны растормошить даже тихоню.
Для формирования чувства ритма использую музыкальные инструменты в игровой деятельности.
13 слайд
Игровые моменты включаю и в танцы. Для более яркой выразительности использую предметы: обручи, цветы, зонты, шляпы, веночки, некрупные мячи и др.
14 слайд
Музыкально-ритмическая деятельность связана с театрализованным творчеством. Когда маленькие артисты не только декламируют, но еще и танцуют, поют в соответствии с характером своего драматического образа, достигается та цель, ради которой и существует театр- яркий всплеск эмоциональной изобразительности. Мне приходится выступать в роли режиссера-постановщика мини спектаклей и сказочных представлений, где взаимодействуют все виды музыкальной деятельности, не исключая,музыкально-коммуникативных танцев и игр. «Красная Шапочка» с необычным сюжетом, где волк оказался прекрасным помощником по дому, и вовсе не съел никого. Игры со сказочными персонажами: учим играть Бабу Ягу, играем с Кикиморой и Лешим, задабриваем злобного пирата и др.
15 слайд
Через инсценирование потешек, несложных по содержанию песен, стараюсь развить мимические мышцы лица. Ведь по выражению глаз, сияющей улыбки мы ощущаем дружелюбное отношение к себе. Поэтому театрализованную пантомимическую жестикуляцию вставляю и в танцевальные композиции (шептать на ушко; звать друг друга мягким движением руки; шутливо грозить пальцем; прятать лицо за «шторку» своих рук, после чего радостно улыбаться партнеру; поглаживание; хлопки;)
16 слайд
Использую перестроения из круга в шеренги, колонны, перестроения из одного круга в два-три ; использую такие игровые элементы, как «ручеек», «улитка», «паровозик».
Постоянное дружелюбное общение в танце, партнерская поддержка, одобрение друг друга в ситуации коллективного взаимодействия дают положительный психологический стимул.
17 слайд
Тесно сотрудничая с ближайшим социальным окружением, наши дети получают огромное удовольствие от вступлений или участия в совместных мероприятиях. Мы с ними активные участники концертов посвященных Дню воспитателя и всех дошкольных работников, Дню матери, 8 марта, проходящих в РДК им. Фурцевой.
18 слайд
На массовых мероприятиях, проводимых мною в стенах нашего детского сада (День знаний, День защиты детей и др.) широко использую массовые коммуникативные танцы, которые легки в исполнении по показу, не требуют предварительного разучивания, являются всегда новыми и интересными для всех возрастных категорий дошкольников. Веселые динамичные движения по тексту доступные всем участникам мероприятия, стирают все барьеры между детьми разного возраста и разных групп, делают их одним большим коллективом на празднике.
19 слайд
В результате применения коммуникативных танцев-игр в музыкальной деятельности отмечается положительная динамика в успешной социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста. Дети стали больше проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Выросла эмоциональная отзывчивость на произведения народного, музыкального и театрального искусства.
Уже в первый год применения коммуникативных танцев-игр стало заметно, что у детей улучшилась осанка, повысилась работоспособность, замкнутые дети стали более раскрепощенными. К моменту поступления в школу ребята овладели достаточным запасом двигательных умений и навыков. У детей сформировано положительное отношение к миру. К другим людям и самим себе. Дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх. Дети способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам товарищей, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, умеют подчиняться разным правилам т социальным нормам. Все это помогает детям быстрее адаптироваться в школе.
20 слайд
Углубленная работа по социализации и индивидуализации детей через использование коммуникативных танцев-игр в музыкальном воспитании привели к следующим показателям развития ребенка в игровой деятельности:
- интерес к музыкально-игровой деятельности возрос с 45до 70%
- уверенность во взаимодействии со сверстниками и взрослыми – с 53 % до75%
- самостоятельная передача игрового образа - с 39 до 75%
21 слайд
Эффективная работа по включению коммуникативных танцев-игр подтверждается еще мониторингом музыкального и психомоторного развития дошкольников по методике А. И. Бурениной:
- уровень овладения танцевальными движениями возрос до 89%
-ориентировка в пространстве – от72 до 94%
- уровень развития чувства ритма- с 69 до 87%
- творческое самовыражение – с 46 до65 %
22 слайд
Таким образом, ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми – и в непосредственно образовательной деятельности, и на праздниках, и на развлечениях. А так же с успехом можно использовать для совместных игр- танцев с родителями. А поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития, потому что у таких детей, как правило, нарушена эмоциональная сфера.
23 слайд
Анализируя результаты обобщения опыта, я наметила себе пути дальнейшей работы:
- в будущем продолжать работу по развитию социально-личностной уверенности у детей.
- продолжить научный поиск по изучению и внедрению эффективных технологий для развития детей в музыкальной деятельности.
- повысить эффективность образовательного процесса через использования ИКТ технологии.
- максимальное удовлетворение потребностей родителей, активное взаимодействие с ними и вовлечение их в образовательный процесс.
24 слайд
И в заключение своего выступления хочется процитировать педагога Б. М. Теплова, который сказал: «Все дети это звезды. Просто кто-то горит ярким светом, освещая и затмевая все вокруг, а кто-то светит внутри себя. Для педагога важно заметить этот свет в каждом ребенке». Именно это я считаю целью всей своей педагогической деятельности.
25 слайд
Спасибо за внимание!