Папки-передвижки

Вокальное воспитание в хоре детей среднего школьного возраста

Лариса Шевченко
Вокальное воспитание в хоре детей среднего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Вокальное воспитание в хоре детей

среднего школьного возраста

Преподавателя Шевченко Ларисы Александровны

п. Саперное

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление 3

I. Воспитание детского певческого голоса в хоре 4

Роль руководителя в хоровом коллективе 5

II. Особенности вокально-хоровой работы с детьми

среднего возраста 9

Публикация «Вокальное воспитание в хоре детей среднего школьного возраста» размещена в разделах

1. Развитие дыхания 10

2. Слово в пении 12

3. Вокальные упражнения 13

III. Подбор репертуара для детского хора 16

Заключение 18

Список рекомендуемой методической литературы 19

ВСТУПЛЕНИЕ

Цели и задачи работы

Проблематика работы с детским хоровым коллективом является в настоящее время одной из наиболее актуальных в современной хоровой методической литературе. Вопросы хорового воспитания детей среднего возраста часто затрагиваются в методических разработках. Так, например, большое внимание этой тематике уделяют такие авторы, как Е. Малинина, Г. Стулова, О. Апраксина, Н. Орлова и другие. Однако, круг вопросов, связанных с хоровым воспитанием учащихся среднего возраста, в трудах данных авторов совмещаются с комплексом других проблем. В настоящем исследовании основной задачей становится рассмотрение специфики хоровой работы с детьми именно среднего возраста (10 – 13 лет, а также создание соответствующих методических рекомендаций. Кроме того, затрагиваются вопросы развития эстетического чувства ребенка посредством выбора определенного репертуара.

Для того, чтобы эстетическое воспитание детей успешно осуществлялось с помощью вокально-хорового искусства, руководитель детского хора должен принимать во внимание особенности развития певческого голоса ребенка, знать те требования, которые можно к нему предъявлять в процессе обучения и, безусловно, соблюдать условия, необходимые для эффективного развития детского голоса.

Поэтому, первый раздел данной работы посвящается рассмотрению роли руководителя хорового коллектива в формировании индивидуальности качества певческого голоса каждого участника.

Во втором разделе настоящей методической разработки, наряду со способами работы над дыханием, также демонстрируется ряд упражнений, способствующих развитию других вокальных навыков.

В третьем разделе затрагивается проблематика выбора репертуара и обсуждается аспект его влияния на развитие эстетических представлений учащихся.

В окончании работы имеется приложения, в котором демонстрируются некоторые справочные сведения, касающиеся тесситурных условий различных возрастных групп.

I. ВОСПИТАНИЕ ДЕТСКОГО ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА В ХОРЕ

Общеизвестно, что музыка способна наиболее сильно влиять на эмоциональную сферу человека. Музыкальное искусство должно активно участвовать в формировании чувств, в воспитании эмоций, прежде всего у детей, с их особой эмоционально-возрастной организацией. Сила музыкального воздействия может быть огромной, поэтому важно учитывать воспитательное значение музыки. При таком подходе решающее значение в процессе музыкального обучения имеет репертуар, выбор которого, несомненно, играет значительную роль в развитии эстетического чувства детей. Кроме того, при разучивании и исполнении определенных произведений, закладывается фундамент музыкальной культуры детей. Этот процесс оказывает многостороннее воздействие на психику учащегося, развивает его внимание, память, формирует аналитические способности, вырабатывает «чувство формы», делает более тонким и восприимчивым его музыкальный слух. Дети постигают связь целого и частей, учатся использованию динамики, а также пониманию выразительного значения каждого из элементов, составляющих музыкальное произведение. Естественно, огромное значение имеет понимание и умение учащихся в ходе дальнейшего исполнения передать художественный образ в целом. Разучивание произведения в хоре – сложнейший процесс, в котором музыкальные и педагогические проблемы находятся в постоянном взаимодействии.

Особое место в хоровом воспитании и обучении занимает исполнительство. Хоровое пение – это коллективное творчество, которое приучает участвующих в нем, к слаженной, совместной работе. Специфика хоровой деятельности требует не только понимания исполняемого произведения, но и оптимальной реализации авторского замысла музыкантами.

Роль руководителя в формировании хорового коллектива

Роль личного примера руководителя особенно важна в условиях музыкально-педагогического процесса, для специфики которого характерна эмоциональная обостренность восприятия. Огромное значение имеет показ руководителем избранного для разучивания произведения, отдельных певческих приемов, поскольку он дает правильную или неправильную установку для восприятия детьми музыкального материала, а затем и соответствующее качество функционирования голосообразующего аппарата при воспроизведении. Необходимо всегда обращать внимание учащихся на эстетическую сторону исполнения – направлять внимание детей на поиск самого красивого звука в своем голосе, на звонкое, чистое звучание аккорда, на волнующую проникновенность музыкальной фразы. Важно, чтобы результатом подобной требовательности была радость детей, преодолевших вместе с руководителем ту, или иную исполнительскую трудность.

Детский голос хрупок и легко раним, организм ребенка постоянно растет; своеобразно, индивидуально и непропорционально изменяется и его голосообразующий комплекс. Поэтому, в условия, способствующих нормальному развитию певческого голоса каждого учащегося, обязательным компонентом входит осуществление принципа индивидуального подхода.

Известно, что этот принцип – один из ведущих в педагогике. Обычно музыкально-педагогические требования и задачи адресуются хору в целом. И этот подход совершенно обоснован, так как коллективность исполнения – составляет специфику этого вида музыкального искусства. Но детский хор – это не профессиональный взрослый коллектив, сформированный из специально обученных певцов; в детском хоре каждый из его участников проходит сложный путь развития, что требует постоянного индивидуального контроля преподавателя. Такие важные вопросы в работе с детским певческим голосом, как: формирование певческого звучания, сохранение его индивидуальности, борьба с недостатками и многие другие, могут быть решены только при индивидуальных проверках. Систематическое индивидуальное прослушивание детей – отличная школа для развития вокального слуха у самого педагога, а также путь расширения практических знаний о развивающемся детском голосе в процессе хоровых занятий.

Развитый вокальный слух - важнейшее условие для музыкальнопевческого воспитания детей, поэтому работа руководителя хора должна основываться на постоянном и всестороннем формировании музыкального слуха: мелодического, гармонического, вокального, ритмического, динамического. Процесс совершенствования всех видов слуха должен протекать в непрерывном взаимодействии.

Хотелось бы подчеркнуть необходимость серьезного внимания к развитию у детей вокального слуха с самых первых дней занятий. На собственном опыте я убедилась, что можно научиться определять по качеству звучания не только правильность развития голоса вообще, но и элементарные нарушения голосообразования, чаще всего встречающиеся у детей : несмыкание связок, сипоту или хрипоту, зависящие от мутации или связанные с заболеваниями.

Певческая установка — важнейшее условие, организующее деятельность голосового аппарата и, несомненно, нужно рассматривать ее, как часть эмоционально-эстетической настройки. Она должна обеспечить не только первоначальную готовность к действию, но и работоспособность поющих детей, как каждого в отдельности, так и хора в целом. Эту настройку должен обеспечить сам руководитель и поддерживать ее в течение всей репетиции.

Одним из способов звукообразования у детей, охраняющим голос от заболеваний и способствующим формированию правильного певческого звучания является «мягкая атака». Под этим термином понимается достаточно активное, но не «бьющее» связки и достаточно мягкое, но не вялое смыкание связок. Исходя из практических наблюдений по этому вопросу, выяснилось, что «твердую атаку» нельзя воспитывать у детей и применять в работе с детскими голосами, как постоянный прием звукообразования. «Твердая атака» допускается только как исполнительский прием, крайне редко используемый в работе с учащимися, имеющими певческий стаж не менее пяти лет.

Качество звучания голоса каждого певца, рассматриваемого как в индивидуальном развитии, так и одновременно хора в целом, может быть критерием правильности методики работы руководителя по воспитанию детского вокального аппарата. При этом следует иметь в виду, что на формирование певческого звука влияет не только качество и количество занятий. Звучание голоса зависит и от состояния нервной системы певца, от анатомо-морфологической структуры его голосообразующего аппарата в возрастном аспекте, от функционирования эндокринной системы и др. На качество звучания голоса отрицательно влияет систематическое переутомление всего организма и певческого аппарата, резкая перемена климатических условий и атмосферного давления. Но наиболее отрицательно на звучание голоса влияет форсированное пение.

Форсирование детского голоса, вредно во всех отношениях, во всех его видах. Если постоянное громкое, крикливое пение «гасит» звонкость, а следовательно, и «полетность» (основные качества певческого голоса, а также мешает появлению в голосе вибрато, то непосильные технические трудности, тормозят развитие дыхательной деятельности.

В процессе становления певческого голоса любого качества на хоровых занятиях детей постепенно проявляются следующие этапы: сначала появляется чистота, ясность звучания, затем звонкость, ещё позднее ровность, мягкость, плавность. Такая последовательность «накоплений» вокальных навыков учащимися нуждается в тщательной проверке преподавателем. Однако, несомненно, она зависит и от певческого стажа, и от возрастных изменений ребенка.

Сохранение индивидуальности звучания детского голоса в условиях хоровых занятий приобретает особое значение. Как известно, от профессионального хора требуется чистота звучания интонации, слаженность гармонического строю, а также ровность по силе и окраске звука.

В коллективе, состоящем из взрослых певцов-профессионалов, чьи голоса подбираются по тембру, такое требование является естественным. Механическое перенесение его на детский хор недопустимо. Голоса участников хора находятся в той или иной стадии формирования, и необходимо создать такие условия, которые способствовали бы их максимальному расцвету, а не нивелировке. Если певческое развитие ребенка идет нормально и дети поют нефорсированным звуком, в их голосах нет носового или горлового призвука, то индивидуальность звучания не только не нарушает общехорового звучания, но и обогащает его.

Работа детского голоса в удобной тесситуре, соответствующей возрасту и индивидуальности поющего — обязательное условие для его нормального вокального развития. Постоянный рост детского организма обусловливает и непрерывное изменение голоса ребенка. Поэтому необходимо переводить участников хора из одной партии в другую, для чего нужно, чтобы преподаватель представлял картину певческого. развития каждого из них. Благодаря систематическому прослушиванию детей, а также индивидуальной работе во время репетиций достигаются прекрасные результаты как отдельно взятой певческого голоса, так и всего хорового коллектива.

I. ОСОБЕННОСТИ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.

Наиболее трудоемкой работой в вокальном воспитании считается работа с подростками от 10 до 14 лет. Именно в эти годы формирование певческого голоса, находящееся в прямой зависимости от изменения структуры голосового механизма, входит в свои права. Это изменение заключается в том, что внутри голосовой складки (в ее соединительной ткани) начинают развиваться мышечные волокна различного направления: продольного, поперечного и косого, придавая голосу в этом возрасте новые качества звучности.

Этот период рассматривается как вторая стадия развития голоса. При постепенном и спокойном переходе голоса от чистого детского звучания к подростковому наблюдается следующая картина:

1. Голос, продолжая звучать спокойно, как бы «насыщается обертонами» и приобретает некоторые индивидуальные тембровые качества.

2. Диапазон голоса начинает расширяться не только вверх, но и вниз, и, если в младшем хоре он умещался в пределах одной октавы, то здесь он уже достигает С1 — Е2, F2 (объем голоса, также как и у младшей группы, в отдельных случаях может выходить за эти пределы).

3. Сила голоса постепенно увеличивается.

4. Дыхание углубляется.

1. Развитие дыхания.

Занятия с детьми переходного возраста протекают по уже «проторенным путям», но с постепенно усложняющимися программными задачами.

Если у детей младшего возраста дыхание воспитывалось непроизвольно и выражалось в основном в его регулировке в процессе мягкого и спокойного пения, то с этой группой для того для того, чтобы дыхание стало прочной основой голоса, работа над ним должна носить сознательный характер и занять очень ответственное место в учебном процессе. Воспитание дыхания у детей среднего возраста осуществляется с самого начала занятий в следующей последовательности:

устанавливается правильное положение тела: в меру активный, упругий корпус в пояснице, расправленные плечи;

— спокойный, медленный вдох через нос, не поспешный, не суетливый, без шума, с мягко сомкнутыми губами, выдох через рот, с губами, сохраняющими прежнюю мягкость и ненапряженность.

Работа над дыханием в младшем хоре ограничивается воспитанием навыков спокойного вдоха и выдоха (первый этап, а также привычкой не поднимать плечи. В среднем хоре при более развитых реберной и межреберной мускулатур, ощущение раздвигающихся ребер при вдохе следует считать как бы вторым этапом воспитания певческого дыхания.

Перед занятиями пением полезно провести несколько упражнений дыхательной гимнастики — на вдох и выдох, но долго заниматься изолированным дыханием не рекомендуется, так как оно должно развиваться и укрепляться в процессе речи и пения.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ТОМАСА КУРТА (перевод В. Минина)

исходное положение: челюсть, плечи, руки свисают от собственного веса;

«стряхнуть» физическую и духовную скованность.

1. а) Полный выдох, глубокий вдох через нос, остаться на несколько секунд в положении вдоха и пытаться еще добрать воздуха.

б) Вдох выпускаем пятью-шестью толчками, при этом струя воздуха несколько раз прерывается плотно сжатыми губами.

2. Воздух втягивается через букву «Ф» (грудная клетка, как «шарик») задержка, выдох через открытый рот.

3. Вдох, выдох через букву «Ф», короткие толчки диафрагмой (ф, П, Т, Д)

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Г. СТУЛОВОЙ,

1. Короткий вдох по руке, длинный, замедленный выдох со счетом.

2. Короткий вдох при раздвижении нижних ребер детей руки на ребрах) и каждый контролирует выдох.

Очень важно научить ребенка «предвидеть», какую вокальную фразу по длине ее строчки ему предстоит спеть:

А. Аренский «Спи, дитя мое, усни»

Выполнение приведенной вокальной фразы, либо фрагмента песни, представляющих по мысли единое целое, приучает учеников понимать, что дыхание в пении должно находиться под контролем их сознании. А также то, что для приобретения хорошего дыхания, как основы певческого мастерства, большую роль играют как их физические ощущения, так и сознание с целенаправленным вниманием, без которых устойчивость дыхания не может быть достигнута.

2. Слово в пении.

У детей младшего возраста подвижность языка еще недостаточно развита, что и приводит к основным недостаткам произношения в этом возрасте. В переходном возрасте язык становится достаточно активен, и недостатки произношения имеют несколько иные причины.

Одна из них заключается в опускании гортани у детей. Это нормальное физиологическое явление, обусловленное возрастными изменениями голосового аппарата, нередко приводит к тому, что слово начинает звучать несколько глубоко и теряет «полетность». Этот недостаток может быть компенсирован работой над четкостью артикуляции гласных и в особенности согласных, от которых зависит дикция.

Поэтому в среднем возрасте можно посоветовать работать над скороговорками, тренирующими четкую артикуляционную подвижность. Например:

При скороговорке «купи кипу пик», ученик должен мысленно себе представить последовательность трех «ключевых» согласных звуков

«К, К, П».

Для развития четкости согласного «Р» можно рекомендовать скороговорку: «Рапортовал, да недорапортовался, а стал дорапортовывать

— совсем зарапортовался» и др.

Если мы хотим, чтобы вокальная речь приобрела совершенную форму, то она должна быть выразительной.

Слово не имеет права быть «мертвым», а должно быть всегда «живым».

3. Вокальные упражнения.

Цель применяемых в этом возрасте вокальных упражнений — привитие детям в процессе здорового и мягкого звукообразования основных навыков певучести и чистоты интонации, тесно связанных с правильным дыханием и организованным музыкальным слухом. Ввиду того, что вокальное искусство сопровождается словом, четкость которого сильно влияет на правильную настройку голосового механизма и его резонаторных полостей, вокальные упражнения в этом возрасте поются не на изолированных гласных, а на слогах, словах и отдельных фразах.

Упражнения подкрепляются полевками. Хотя артикуляционная подвижность в этом возрасте значительно лучше, чем у маленьких детей, она требует неизменной работы над нею. Вокальные упражнения должны быть непосредственно связаны со слуховым воспитанием, задачи которого значительно расширяются. Усложнение данных упражнений выражается в следующем:

1. изучается и поется мажорная гамма с семиступенным диатоническим звукорядом.

2. ранее отработанные тонические трезвучия поются в окружении II, IV и VI ступеней с разнообразными вариантами, требующими целенаправленного внимания.

3. вводятся упражнения с интервалами и укрепляющими их полевками.

Урок необходимо начинать с «настроечных» упражнений (тонические трезвучия, устанавливающих координацию слуха с голосом. Так как придается большое значение ладовому воспитанию, пение гамм становится важным средством слухового развития певца. Пение гамм в интервальных и темповых усложнениях было основой вокального воспитания старых итальянских школ. Исполняющий гамму ученик должен научиться ощущать ее тесные интервалы и чисто интонировать малые секунды на III-IV и VII-VIII ступенях. Петь ее следует сверху вниз, так как это более способствует сохранению головного звука, чем пение гаммы в восходящем порядке.

При работе над звуком необходимо следить за легкостью и непринужденностью голоса. Это не значит, что голос ребенка не должен насыщаться, но его обогащение при естественных условиях звучания происходит за счет самой природы, то есть ее морфологического развития и углубляющегося дыхания. Плохо, если постепенность этого развития нарушается искусственной работой гортани, способной изменить свою непринужденность голосообразования.

Вокальные упражнения.

1. Сглаживание регистровой перестройки на нижних звуках.

2. Легкость движения, штрих legato, staccato

Мы коснулись вокальной работы с детьми, у которых развитие голоса протекает нормально. Но среди учащихся этого возраста есть и другие, голос которых требует особого внимания. К этой категории принадлежат не только подростки обоего пола, у которых появляются признаки мутации, но и также такие, которые искажают свой голос неправильным «крикливым» пением. Неправильное громкое пение вызывает перенапряжение голосового механизма, внешне выражающегося во вздутии мышц шеи и ее покраснении, что никогда не наблюдается при естественном, свободном пении.

Учащиеся, исказившие себе голос форсированным пением, но терпеливо подчинявшиеся требованиям мягкого и непринужденного пения, нередко перестраивались, тем самым спасая свой голос от неминуемого срыва. Задача по исправлению испорченных голосов усложняется особенно тогда, когда напряжение голоса совпадает с наступившей у мальчиков мутацией. В таких случаях может помочь лишь «режим молчания», а также длительное наблюдение педагога за голосом ученика.

II. ПОДБОР РЕПЕРТУАРА ДЛЯ ДЕТСКОГО ХОРА.

Один из наиболее важных вопросов в творческой жизни коллектива это

— выбор репертуара, так как от его качества в значительной мере зависит развитие музыкальной культуры учащихся. Как известно, в процессе освоения музыкального произведения, развивается музыкальная память, слух, приобретаются вокально-хоровые навыки и вместе с тем находит свое выражение понимание детьми содержания произведения, его художественного образа.

Поэтому при составлении репертуара необходимо рассматривать его со следующих позиций:

1. С воспитательной точки зрения — как данное произведение

может влиять на психику ребенка.

2. С педагогической — как песня может быть использована для индивидуального развития некоторых сторон музыкальности.

Что касается интересов детей, то их необходимо:

1. учитывать.

2. формировать.

3. направлять.

Учитывать - включать в работу произведения, которые нравятся детям, соответствующие их возрасту, понятные им.

Формировать — воспитывать интерес к народной музыке, к произведениям композиторов-классиков, к национальной музыке.

Направлять — через образную сферу, рассказы, яркие сравнения, игры, особые обработки.

Репертуар хора делится на методический и концертный.

1. Методический репертуар:

*попевки

*вокализы

* каноны

* небольшие музыкальные произведения, на которых осваиваются необходимые вокально-технические навыки.

* пальчиковые и развлекательные игры.

2. Концертный репертуар отличается высокой художественностью.

Концертная программа может формироваться по следующим параметрам:

1. эпоха

2. страна

3. жанры

4. тематика

5. циклические произведения

6. фольклор

7. «винегрет»

Основа успеха концертной программы во многом зависит от:

1. Правильного, посильного подбора произведений.

2. Правильно выстроенной программы.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА МЕТОДИЧЕСКОГО И

КОНЦЕРТНОГО РЕПЕРТУАРА

Методический репертуар нужен для закрепления навыков, полученных в младшем хоре.

I. Формирование навыков двухголосного пения:

-произведения с элементами контрастного двухголосия -трехголосие в ритме (ритмические партитуры) -каноны

II. Навыки пения a cappella

III. Расширение диапазона, овладение озвученным фальцетом, и спокойным нефорсированным грудным регистром

IV. Сложные размеры и ритмы.

Концертный репертуар:

I. Содержание, соответствующее возрасту детей.

II. Включение в репертуар произведений композиторов-классиков (Гречанинов, Кюи, Лядов, Моцарт, Шуберт, Григ).

III. Аккомпанемент не дублирующий мелодический голос.

IV. Двухголосие эпизодическое и развернутое.

V. Развернутый мелодизм. Избегать крайних нот диапазона1. Штрих legato и вокальный текст.

VI. Если концертная программа a cappella, то нужно выстраивать произведение по тональностям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хоровое пение – одно из мощных средств формирования личности учащегося, развития творческих способностей и музыкального вкуса – требует высокого художественного уровня исполнения. Реализация авторского замысла зависит от воспитания способности к осмыслению и переживанию музыкального образа, живого восприятия окружающей действительности, умелого использования средств музыкально-вокальной выразительности, для чего необходимы технические навыки.

Детское пение – сложный психофизический процесс. Выполнить художественные задачи на должном уровне каждый учащийся может лишь при правильном функционировании голосового аппарата. Поэтому, для педагога и руководителя хорового коллектива необходимо изучение отдельных сторон процесса голосообразования, знания законов развития детского голоса.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Варламов А. Е. Полная школа пения. - С-Пб: Планета музыки, 2008.

2. Вербов А. М. Техника постановки голоса. - М. : Музгиз, 1961.

3. Витт Ф. А. Практические советы обучающимся пению. - Л. : Музыка, 1968.

4. Дмитриев А. А. Основы вокальной методики. - М. : Музыка, 1968.

5. Емельянов В. Н. Развитие голоса. - С-Пб: Лань, 1997.

6. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению. С-Пб: Музыкальная палитра, 2008.

7. Ландовская В. О. О музыке. - М. : Радуга, 1991.

Публикации по теме:

Фотоотчет о тренировочном лагере для детей среднего и старшего школьного возраста в Ичалковском боруФотоотчет о тренировочном лагере для детей среднего и старшего школьного возраста в Ичалковском бору Ичалковский бор – уникальное место в Нижегородской области. Бор расположен на возвышенности на правом берегу Пьяны. Здесь, в мощных пластах.

Лэпбук «Транспорт» для детей младшего школьного возраста.Лэпбук «Транспорт» для детей младшего школьного возраста. Дидактическое пособие лэпбук «Транспорт» представляет собой картонную папку формата А4 и предназначен для взаимодействия педагога с детьми.

Мастер-класс для обучающихся среднего школьного возраста «Мозаика из природного материала «Замок»Мастер-класс для обучающихся среднего школьного возраста «Мозаика из природного материала «Замок» Мастер-класс мозаика из природного материала «Замок»[/i][/b] Мастер-класс на тему: Коллективная мозаика из деревянных бус «Замок» Подготовил:.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Подвижные игры для детей младшего школьного возрастаПодвижные игры для детей младшего школьного возраста Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас вспомнить своё детство и поиграть вместе с нами в подвижные игры! Ещё десять лет назад такие игры,.

Сценарий новогоднего представления для детей среднего школьного возраста «Новогодняя путаница» Сценарий: «Новогодняя путаница» 1-я картина Фанфары Сказочница 1: Старый год кончается, Хороший добрый год. Не будем мы печалиться,.

Сказка «О русском языке» для детей школьного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами сказкой собственного сочинения. Давным-давно это было. Так давно, что на свете.

Мастер-класс «Совместное творчество с детьми младшего и среднего школьного возраста «Пингвины»Мастер-класс «Совместное творчество с детьми младшего и среднего школьного возраста «Пингвины» Автор: Сибирцева Е. А. Соавтор: Котова И. В. Зима, середина декабря, а на улице дождливая, пасмурная погода. Настроение не очень радостное,.

Спортивно-оздоровительная программа «Гонка мячей» для детей среднего школьного возраста Сценарий спортивно-оздоровительного мероприятия «Гонка мячей» для детей среднего школьного возраста Цель: Пропаганда здорового образа жизни.

Театрализованное представление для учащихся среднего и старшего школьного возраста «Мы хотим жить!» «Мы хотим жить!» (театрализованное представление для учащихся среднего и старшего возраста) Ведущий 1. Уважаемые участники и гости! Отгадайте,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вокальное воспитание в хоре детей среднего школьного возраста
Опубликовано: 26 февраля 2020 в 21:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вокальное воспитание в хоре детей среднего школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Шевченко (УИ 2243629) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД