Анна Иванова
Консультация для родителей «Воображение важнее знания…»
▼ Скачать + Заказать документы
Альберт Эйнштейн когда-то сказал: «В своем воображении я свободен рисовать как художник. Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир. Когда понимаешь насколько далеко человечество продвинулось с пещерных времен, сила воображения ощущается в полном масштабе. То, что мы имеем сейчас, достигнуто с помощью воображения наших прадедов. То, что у нас будет в будущем, будет построено с помощью нашего воображения».
Публикация «Консультация для родителей „Воображение важнее знания…“» размещена в разделах
А мы? К чему стремимся мы, обучая и развивая своих детей? Какие уроки чаще всего в нашем «расписании» занятий с детьми? Те, которые развивают воображение? Или те, которые вынуждают детей накапливать знания?
Воображение! Фантазия! Образное мышление! Вот то, что нужно детям! С чего начать развивать воображение?
С игр, конечно!
Каких? Вот, например, несколько игр на развитие фантазии из книги «Энциклопедия развивающих игр» :
«На что это похоже?»
Возраст: от 3-4лет.
Показывайте ребенку и спрашивайте, на что похожи:
• Геометрические фигуры или тела;
• Кляксы (случайные или сделанные специально);
• «каляки-маляки» младшего брата, абстрактные картины настоящих художников;
• Камушки на пляже, палочки или коряги в парке, лесу;
• Облака;
• Лужи;
• Листики, шишки, семена разных растений;
• Другие предметы в вашем доме.
На кого из ваших знакомых или любимых персонажей может быть похож:
• Случайный прохожий: ваш сосед с третьего этажа;
• Герой того или иного фильма, мультфильма;
• Человек, изображенный на картине и т. д.
Что ребенку напоминают, на что похожи:
• Звуки услышанной мелодии;
• Звуки разных инструментов;
• Необычный сигнал автомобиля;
• Звуки компьютера;
• Дверного звонка;
• Шум вокзала, большого магазина, детской площадки;
• Скрип двери;
• Хлюпанье босоножек по луже;
• Хруст упавшего с ветки яблока;
• Шелест травы, деревьев;
• Раскат грома;
• Звуки, издаваемые разными животными.
Что напоминает, на что похожи:
• Запах шампуня, духов, крема;
• Запах конфеты, йогурта;
• Запах фруктов;
• Запахи разных блюд;
• Запах сгоревшей яичницы;
• Запах незнакомой пряности;
• Запахи разных цветов;
• Запах метро, большого магазина;
• Запах бензоколонки;
• Запах цветочного ларька;
• Запах булочной;
• Запах нового портфеля, новой книжки;
• Запах свежевыстиранной простыни;
• Запах воздуха после дождя в лесу, в городе;
• Другие запахи – приятные и неприятные.
Предложите ребенку закрыть глаза и потрогать разные предметы. На что похожи:
• Пушистое одеяло;
• Кусочек меха;
• Шелковый платочек;
• Кусочек наждачной бумаги;
• Толстая веревка;
• Подушечка для иголок (пустая);
• Пружина;
• Грецкий орех;
• Глянцевый журнал;
• Пульт от телевизора;
• Газета, свернутая в трубочку и тд.
Во время подобных игр старайтесь не спорить с ребенком, не говорить: «А вот и совсем не похоже!». Лучше расспросите ребенка, почему ему так показалось. Поделитесь своими впечатлениями.
Исключения составляют, только игры с геометрическими фигурами и телами. Если ребенок говорит, что квадрат похож на яблочко, он конечно, не совсем прав. Но в ответ на ваше недоумение малыш смело заявит, что «Это волшебное такое яблочко, ты, что ли не понимаешь!». Тогда договоритесь с ним, что лучше вы будете сравнивать с настоящими предметами, а волшебное яблочко вы нарисуете чуть позже или наоборот, если малыш уперся и не хочет продолжать, возможно есть какая-то потребность реализовать свое творчество.
«Волшебные предметы»
Возраст: от 4-5 лет.
С героями сказок, приключенческих книг и фильмов постоянно случаются всякие невероятные истории. Они попадают в очень сложные, порой безвыходные ситуации. Предложите ребенку придумать, какой волшебный предмет или удивительный прибор он бы хотел подарить герою книги или фильма, чтобы тому легче было справиться с неприятностями. Какими свойствами этот предмет должен обладать, как может выглядеть. Пусть малыш нарисует героя, а рядом с ним –волшебного «помощника». Спросите ребенка, а что бы он сделал, окажитесь у него в руках такой предмет или прибор.
«Рисуем впечатления».
Возраст: от 4-5 лет.
Когда ребенок достаточно хорошо овладеет карандашом и кисточкой, начнет рисовать не «просто человечков», а более сложные «жанровые сцены», предлагайте ему нарисовать по вашей просьбе:
• Персонажей любимой сказки (можете заранее обсудить, как выглядит тот или иной персонаж, во что он может быть одет, в какой именно момент сказочного действия ребенок хочет его изобразить);
• Впечатления от недавнего похода в зоопарк, цирк, в театр (вместе припомните, как вели себя животные, кто именно участвовал в представлении, как были одеты актеры и так далее);
• Себя и членов семьи во время поездки к морю, поход на лыжах, прогулка на санках и ватрушках и т. д.
Воображаем и рисуем
Возраст: от 5-6 лет.
Предложите ребенку представить себе и нарисовать: пантеон сказочных «Богов» - бога игры, бога веселья, бога плохого настроения, бога ветра, бога еды, бога сна и других.
• Разных фей и волшебников;
• Королей и королев, царей, царевичей, цариц, царевн из разных удивительных государств;
• Неведомых, несуществующих зверей: известных по сказкам –гипогриф, сплохвост, слонопотам, тяни-толкай, змей-горыныч, или выдуманных – геометрин, круглохвост, кроконос,антидил, котилопа,нотица и т. д.
• Жителей других планет (можно придумать вместе с ребенком название этих существ или названия планет) : несуществующие виды транспорта (как земные, так и космические, инопланетные, заранее обсудив, какими свойствами они будут обладать;
• Сказочные предметы – волшебные палочки, шапки невидимки, ковры-самолеты, скатерти-самобранки и многое другое;
• Разные города – инопланетные, сказочные (из той или иной сказки или «просто так», настоящие (находящиеся в разных уголках земного шара);
• Известных людей, портретов которых ребенок никогда не видел.
Что и как можно сделать
Возраст: от 4-5 лет.
Обсудите с ребенком, что можно сделать из:
• Пластмассовой бутылки от лимонада: целой, с одной, двумя, тремя отверстиями, разрезанной вдоль или поперек, на равные или неравные части, не одной, а двух-трех одновременно, с использованием не менее двух, но не более четырех других дополнительных коробки от конфет (с соблюдением одного или нескольких дополнительных требований)
• Круглой коробки от плавленого сыра;
• Жестяной банки от кофе;
• Крышек от бутылок или банок;
• Спичечных коробков (одного, двух, десяти);
• Проволоки, веревочек, палочек;
• Деревянной ложки,
• Шишек,
• Разноцветных кусочков ткани, кожи,
• Разноцветных ватных шариков,
• Старой варежки, перчатки;
• Пуговиц, не нужных «малышовых» кубиков, из которых ваш ребенок вырос,
• Остатков обоев и др.
Давая задание, уточните должен ли результат труда приносить какую-либо практическую пользу или это будет что-то «для красоты». Когда ребенок высказывает какое-либо предложение, спросите, какие еще материалы или инструменты могут понадобиться для воплощения идеи.
В эту игру можно играть как устно, так и зарисовывая проект изделия или изготавливая его в реальном виде.
Можно играть «наоборот» :
Из чего можно сделать:
• Вазочку для цветов, фруктов или сахара,
• Рамочку для фотографии,
• Копилку,
• Поддон или кашпо (подставку) для комнатного растения;
• Подсвечник;
• Ящичек для мелких разнообразных предметов;
• Куклу би-ба-бо или куклу на палец;
• Коллаж;
• Витраж;
• Бусы, брошку, браслетик;
• Обложку для книги;
• Закладку;
• Полку для мелких предметов;
• Одежду для кукол и т. д.
Этот вариант можно проводить устно, так как под руками как правило нет нужного материала, но, если бы он был вещь может получиться. Если ребенок загорелся создать можно подготовить материал и через определённое время, когда собран материал, осуществить идею.
Сочиняем чепуху
Возраст: от 5 лет.
Начните рассказывать какое-нибудь хорошо известное ребенку стихотворение. В конце второй или четвертой строчки сделайте паузу, а затем произнесите не то слово, которое должно быть, а совсем другое, желательно в рифму (если это возможно, да еще так, чтобы было смешно.
Начните читать другое четверостишие, сделайте паузу и подождите, пока ребенок сам добавит какое-либо слово. Если ребенок не откликается, добавьте что-нибудь сами. На третий-четвертый раз ребенок подхватит игру, и будет придумывать очень смешные концовки.
Представь, что ты…
Возраст: от 5 лет.
Предложите ребенку представить себе, что он вдруг превратился в кого-нибудь или во что-нибудь. Что он будет слышать, видеть вокруг себя, что он будет чувствовать, в каком окружении окажется.
«Превратиться» ребенок может:
• во взрослого человека,
• в ребенка другого возраста, своего или противоположного пола,
• в героя сказки, песни или даже знаменитой картины,
• во всего известного человека (актера, президента, банкира и т. д. ,
• в любое животное,
• в любой предмет.
Потом поменяйтесь ролями — вы превращаетесь и рассказываете ребенку все, что «видите, чувствуете» и так далее. Можно «превратиться» вместе и разговаривать друг с другом от имени своих «героев».
Можно придумывать своим героям различные события. Получится целая сказка или рассказ.
Если ребенку понравятся подобные игры, обязательно почитайте (или перечитайте) сказки, в которых действую предметы (таких сказок немало у Андерсена) или животные.
Как бы ты назвал?
Возраст: от 5 лет.
Рассмотрите с ребенком альбом с репродукциями картин разных художников, прочитывая название каждой картины.
Предложите ребенку еще раз просмотреть изображения и придумать свое название к каждой картине.
За одно занятие рассматривайте не больше 20 картин, иначе ребенку надоест.
Кроме этого, можете попросить ребенка придумать новые названия к известным сказкам, стихам, фильмам и мультикам.
Сочиняем сказки
Возраст: от 5-6 лет.
Попробуйте вместе с ребенком придумать продолжение всем известной сказки. Или дочитав сказку до середины придумайте конец. А потом сравните с тем, что придумал автор сказки.
Попробуйте перемешать героев нескольких сказок и придумать для них новое приключение.
Наиболее удачные варианты записывайте, но не в процессе сочинения, так как это будет отвлекать и вас и ребенка. А потом, еще раз проговорив все подробности.
«Свою» сказку издайте тиражом в два-пять экземпляров и подарите бабушкам и дедушкам. Естественно, с иллюстрациями юного художника.
Придумываем правила игры
Возраст: от 5-6 лет.
Если ребенок любит играть в разные настольные игры, сделайте вместе с ним свою игру.
Сначала обсудите, какая это будет игра — просто «ходилка» с дополнительными стрелками, указывающими куда идти фишкам. Или игра, где есть задания, написанные на карточках. Игра, в которой надо что-то собирать, или, наоборот, раскладывать по полю в процессе продвижения. Игра, где надо отвечать на вопросы и т. д.
Затем можете придумать вместе сюжет — о ком или, о чем в игре пойдет речь. И дополнительные условия — что делать при прохождении тех или иных клеток, что нужно собирать или раскладывать, что может быть написано на карточках. Чем больше инициативы и фантазии проявит ребенок, тем лучше. Ваша задача проследить за тем, чтобы правила игры были не слишком сложными, запутанными и помочь ребенку изменить их, чтобы игра была и понятной, и интересной.
Когда все условия обговорены и записаны, приступайте к изготовлению самой игры. Помогите ребенку в разметке игрового поля (ребенок еще не может хорошо пользоваться линейкой). Кружочки для продвижения фишек можно сделать по трафарету. Рисунки ребенок пусть делает сам или вырежет из старых журналов и наклеит.
Если игра с карточками, нарежьте их и помогите ребенку писать задания. Фишки можно и кубик взять от любой покупной игры или сделать самостоятельно из подручных материалов.
И в заключение и хочется пожелать взрослым — мамам, папам, бабушкам и дедушкам, педагогам подавать своим малышам пример — фантазируйте, сделайте свою жизнь, свой быт необычными, интересными!