СВЕТЛАНА МАКСИМОВА
Воображение умственно отсталых детей
Воображением называется деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые, не имевшиеся у него ранее представления, мысленные ситуации, идеи, опираясь на образы, которые сохранились в его памяти от прошлого чувственного опыта, преобразуя и изменяя их.
Воображение, или фантазия (от греч. фантасия, фантадза-май —
воображаю) есть всегда процесс построения нового на основе переработки,
мысленной реконструкции оставшихся в сознании человека от прошлого
опыта представлений, т. е. процесс преобразующего отражения
действительности.
В своем воображении человек отходит от непосредственно
Публикация «Воображение умственно отсталых детей» размещена в разделах
воспринимаемой действительности, строит мысленные образы предметов,
которые не наблюдались им в действительности, или наделяет их новыми,
невиданными еще свойствами. В этом отходе от действительности человек
может представлять себе окружающий мир ошибочно и даже искаженно,
например наделяя его различными мифическими существами, создавая и
развивая различные религиозные верования и т. п. Такое искаженное
представление мира нередко приобретает черты твердых понятий и
убеждений, которые с трудом поддаются исправлению. Но в целом и
основном, при правильной опоре на данные прошлого опыта, воображение
является для человека могучим средством познания мира и его перестройки.
Воображение развилось у человека в процессе трудовой деятельности.
Даже самый простой, элементарный процесс труда не может осуществиться
без воображения, без мысленного представления цели труда и средств,
приемов ее достижения.
В связи с особенностями и причинами возникновения различают:
1) непроизвольное
2) произвольное воображение;
В связи с характерными особенностями воображаемых представлений,
а также задач, которые ставятся перед произвольным воображением,
различают:
1) воссоздающее,
2) творческое воображение
3) мечты человека.
Непроизвольное, или пассивное, воображение. Оно является самым
простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании
представлений и их элементов в новые представления без определенного
намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с
его стороны за течением своих представлений. Непроизвольное воображение
часто наблюдается у детей младшего возраста. Наиболее ярко оно выступает
в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления
возникают самопроизвольно (персеверация, текут, сменяются, соединяются
и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.
Непреднамеренное воображение имеет место и в состоянии
бодрствования. Не следует думать, что те или иные новые образы всегда
возникают в результате сознательной целеустремленной деятельности
человека. Отличительной особенностью представлений является их
изменчивость вследствие неустойчивости следовых возбуждений в клетках
мозга и того, что они легко вступают в связь с остаточными процессами
возбуждения в соседних центрах. Траектория этого возбуждения не является,
как говорил Павлов, твердо зафиксированной ни в своей величине, ни в своей
форме. Отсюда легкость воображения, наблюдаемая, например, у детей
дошкольного возраста, которые часто отличаются чрезмерным
фантазированием и отсутствием критического отношения к создаваемым
образам. Лишь жизненная проверка практикой постепенно упорядочивает эту
широкую и непреднамеренную деятельность воображения у детей и
подчиняет ее руководству сознания, в результате чего воображение
приобретает преднамеренный активный характер.
Произвольное, или активное, воображение. Оно представляет собой
преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной
задачей в том или другом виде деятельности. Такое активное воображение
развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие
роли (летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.). Необходимость отобразить
наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе
воображения.
Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе
труда, особенно когда он требует самостоятельных, инициативных действий
и творческих усилий: труд требует деятельности воображения, отчетливых
представлений того предмета, который должен быть сделан, и тех операций,
которые при этом должны быть выполнены.
Произвольное воображение, хотя и в несколько иной форме, имеет
место в творческой деятельности. Здесь человек также ставит перед собой
задачу, которая является исходным моментом для деятельности его
воображения, но, поскольку продуктом этой деятельности являются
предметы того или другого искусства, воображение подчиняется
требованиям, вытекающим из характера и особенностей данного вида
искусства.
Воссоздающее воображение. Оно имеет место в тех случаях, когда
человек по одному описанию должен представить себе предмет, который
никогда им раньше не воспринимался. По своей психологической структуре
воссоздающее воображение есть перевод второсигнальных раздражителей в
первосигнальные образы. Например, данный человек никогда не видел моря,
но, прочтя описание его в книге, он может себе представить море в более или
менее ярких и полных образах. Или физкультурнику еще не было показано
новое гимнастическое упражнение, он еще никогда не видел данной
гимнастической комбинации вольных упражнений, однако более или менее
полное описание этой комбинации позволит ему представить себе это
упражнение с достаточной полнотой и правильностью. Воссоздающее
воображение создает то, что есть, что существует, и так, как оно существует.
В нем не должно быть отлета от действительности, иначе оно не будет
служить тем целям познания, которые перед ним стоят — расширять (на
основе перевода описаний в наглядные образы) круг знаний человека об
окружающем мире.
Благодаря воссоздающему воображению человек может только по
одному описанию представить себе и далекие страны, в которых он никогда
не был, и давно прошедшие исторические события, и многие предметы, с
которыми он не имел случая сталкиваться в действительности. Громадный
источник для воссоздающего воображения представляют произведения
художественной литературы, позволяющие нам создавать живые конкретные
образы многих важных явлений жизни, с которыми мы не имели
возможности познакомиться непосредственно.
Творческое воображение. Характерной особенностью этого вида
воображения является создание новых образов в процессе творческой
деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая
деятельность.
Писатели, живописцы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах
своего искусства, прибегают к творческому воображению. Они не просто
фотографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в
которых эта жизнь правдиво отражается в своих наиболее ярких чертах, в
обобщенных образах действительности. Вместе с тем в этих образах
отражается и личность писателя, художника, его понимание окружающей
жизни, особенности присущего ему художественного стиля.
Научную деятельность также нельзя представить себе как
механическое познание тех или других явлений окружающего мира. Научное
исследование всегда связано с построением гипотез, оно немыслимо без
творческого воображения. Правда, эти гипотезы превращаются в
положительные знания и становятся достоянием науки лишь после проверки
практикой, но они должны быть, иначе наука не будет двигаться вперед.
Физики сначала построили ряд гипотез о строении атома, прежде чем смогли
в действительности открыть важнейшие законы этого строения.
Творческое воображение имеет большое значение и в деятельности
конструктора. Создание новой машины всегда является творческим
процессом, в котором обязательно участвует воображение. Например, при
создании танка конструкторы в своем воображении не случайно,
механически соединили в новом образе (наряду со многими другими)
принципы гусеничного и колесного движений, представление о которых
было почерпнуто ими из наблюдения движений в действительном мире, а
творчески, в результате длительной работы и сознательных поисков,
руководствуясь при этом идеей танка и знанием законов движения.
У умственно отсталых детей, страдающих тяжелыми нарушениями
интеллекта, существенно изменена эмоционально-волевая сфера. Типичным
для личности этих детей является отсутствие инициативы и
самостоятельности. Им свойственны непосредственные, импульсивные
реакции на внешние впечатления, необдуманные действия. Большинство из
них легко поддаются внушению и в то же время упорно сопровождаются
всему новому и неизвестному. Такие дети – рутенеры во всем: прогулку
любят совершать по определенным, знакомым местам, учебные вещи в
классе стараются расположить в строго определенном порядке. Они любят
заниматься старым, хорошо известным,- так как косность и стереотипность
поведения – отличительная черта детей с тяжелой умственной отсталостью.
Эмоции у детей обнаруживают относительную сохранность. Многие из
них чувствительны к оценке своей личности другими людьми. Когда их
хвалят, они бурно проявляют свою радость, при порицании часто обижаются,
могут быть вспыльчивыми, агрессивными.
Эмоциональные реакции детей проявляются по-разному. Так для одних
характерны вялые, заторможенные, стереотипные эмоциональные реакции.
Дети как бы безразличны к воздействующим на них раздражителям. У
других - реакции чрезмерно бурные, по своей силе не соответствующие
вызвавшим их причинам, в ряде случаев неадекватные. Вместе с тем у всех
детей эмоции не отличаются многообразием и дифференцированностью им
им свойственно «тугоподвижность» эмоциональных проявлений.
Для обеспечения эффективной психотерапевтической работы с
ребенком с выраженными отклонениями в интеллектуальном развитии,
особенно важно понимание атмосферы, которая царит в семье. Наиболее
типичным стилем воспитания является гиперопека, которая может возникать
в связи с тем, что родители считают, что их ребенок не может общаться и
играть с другими детьми. Отрицая возможности и право своего ребенка на
самостоятельность и общение с другими детьми, родители лишь сильнее
подчеркивают его умственные и физические недостатки препятствуют
развитию ребенка. Поскольку все дети с недостатками в развитии учатся,
наблюдая за действиями других людей, очень важно, чтобы ребенок имел
возможность не только наблюдать за другими детьми, но и играть с ними.
Иногда другие дети начинают командовать детьми с недостатками развития,
поскольку те не способны себя защищать. Это может вызвать у детей
вспышку агрессии, ребенок начинает драться и кусаться. Но возможно также,
что ребенок стукнул другого, не умея сообщить ему о своем желании и
пытаясь это сделать таким способом.
Как правило, ребенку с недостатками в развитии требуется больше
времени больше времени, чтобы научиться пользоваться игрушками, вот
почему ему лучше играть с игрушками, вот почему ему лучше играть с
игрушками того же типа, с которыми играют более младшие дети.