Юлия Костромина
Формирование начал экологической культуры детей младшего дошкольного возраста через развитие эмоциональной отзывчивости
▼ Скачать + Заказать документы
"Формирование начал экологической культуры детей младшего дошкольного возраста через развитие эмоциональной отзывчивости".
Введение
Современное общество предъявляет высокие требования к результату работы системы образования. Что способствует удовлетворению социального заказа? Педагоги очень часто ставят перед собой этот вопрос. Я считаю, что качество образования ребенка зависит от эффективности его воспитания в раннем дошкольном возрасте, когда закладываются основы личности.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одним из важных направлений воспитания ребенка я выделяю экологическое, которое позволяет воспитать ребенка добрым, отзывчивым, вежливым, трудолюбивым. Показывая ребенку бережное отношение к растениям и животным, включая механизмы раннего запечатления, мы формируем возможность использовать приобретенные ценности в своей взрослой жизни. Ребенок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм, а для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, тепле. Очень важно донести до понимания ребенка, что растениям больно, когда их ломают и рвут, что птицы и звери страдают.
Наблюдения за детьми показали, что не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам и объектам природы. Не сформированы знания о природном мире. В ходе бесед с родителями своих воспитанников я поняла, что молодые родители недостаточно компетентны в вопросах экологического воспитания. Многие молодые мамы предпочитают живое общение с ребенком заменить на просмотре телепередач, гаджеты. Необходимо понимать, что только голос родной матери, который ребенок слышал 9 месяцев во внутриутробном периоде развития, может дать малышу чувство защищенности, счастья и любви. Вот поэтому мамы должны сами разговаривать с детьми, а не включать видеозаписи профессиональных чтецов. Причина также кроется в том, что часть родителей не знает конкретные эффективные приемы развития и воспитания детей, проверенные веками: потешки, песенки, стишки, игры.
Актуальность решения данной проблемы заключается в необходимости разработки эффективных форм развития экологического воспитания детей младшего возраста, способствующих развитию наблюдательности, интереса и бережного отношения к растениям, животным. В данной работе отражу одно из направлений экологического воспитания, определив цель: создание условий для воспитания бережного отношения к природе детей младшего дошкольного возраста через развитие эмоциональной отзывчивости
Реализация цели идет через решение следующих задач:
- Знакомить детей с доступными явлениями природы.
- Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, подкармливать птиц.
- показать детям как нужно бережно относиться ко всему живому: не рвать цветы, не ходить по - газонам, не обижать животных, ласково обращаться с ними, защищать их.
- Учить детей поливать растения, кормить животных и птиц.
- Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
- Побуждать к сочувствию и отзывчивости.
Объектом исследования является процесс экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования – возможность использования различных форм работы с детьми и родителями по воспитанию бережного отношения к природе.
В начале работы по данной теме возникли сложности в мотивации детей на восприятие объектов природы. Современные малыши охотнее интересуются компьютерными играми, яркими мультфильмами и, к сожалению, детей сложно заинтересовать животными и растениями. Благодаря обновлению развивающей предметно-пространственной среды, обогащению её яркими, привлекающими внимания игрушками, книжками, картинками, а также благодаря эмоциональности воспитателя и сюрпризным моментам привлекаем внимание детишек.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке картотеки дидактических игр, потешек, стихов, систематизированных по сезонам, что удобно в практическом использовании воспитателями, работающими с детьми от 2 до 3 лет.
Основная часть
Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый дол жен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.
Методика формирования экологического воспитания младших дошкольников. В процессе экологического воспитания детей в детском саду используют различные методы:
наглядные (наблюдение, демонстрация);
практические (игра, труд);
словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы)
экспериментальные (опыт).
В методике экологического воспитания дошкольников все методы классифицируются на две группы в зависимости от того, знакомятся дети с природой через непосредственный контакт с ней, то есть через общение с реальными объектами природы, или — через ознакомление опосредованным путем (через картину и т. п.).
К методам, которые обеспечивают непосредственный контакт с природой, относятся:
наблюдения
несложные опыты
труд в природе
и игры с природными материалами.
Методы косвенного ознакомления с природой — рассказы,стихи,потешки, чтение художественных произведений, беседы.
В работе по экологическому воспитанию детей применяю разнообразные методы и приемы.
Я привлекаю внимание детей с помощью сказок, потешек, песенок (Приложение №1, №2, №3). Они дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животными и растительным миром. Помогают открыть способность тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены к бережному отношению к природе.
Наблюдения во время прогулки
Знакомлю детей с деревьями и кустарниками на участке детского сада, провожу экскурсии по экологической тропе, наблюдения за объектами неживой и живой природы. Ежедневно наблюдаем за погодой, за ее явлениями сезонными изменениями.
Осенью – учимся любоваться красотой осенних деревьев и цветов, необыкновенной раскраской листьев, великолепием осеннего ковра, листопадом, первые заморозки, постепенное похолодание, моросящие дождь.
Зимой наслаждались первым снегом, любовались красотой снежинок, познакомились с такими природными явлениями как мороз, лед, сосульки, обратили внимание на то, что солнце совсем не греет.
Весна – время пробуждения природы и здесь раздолье для наблюдений и открытий – это и первая капель, таяние снега, ручейки. Набухание почек и появление листочков, первая травка и цветы, появление насекомых, звонкий гомон птиц приводит в восторг детей; лето – самый благоприятный и удивительный период для познания природы, окружающего мира и экспериментов.
Зимой вокруг здания детского сада воспитатели совместно с дошкольниками развешивают кормушки. Детям предлагают наблюдать, как птички клюют корм. Так дети учатся заботиться о птицах в то время, когда им трудно найти корм.
Игра
Экологическая игра способствует развитию познавательных способностей, получению новых знаний; в процессе игры многие сложные явления расчленяются на простые и наоборот.
В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных.
В работе с младшими дошкольниками большое значение имеют дидактические игры (используя натуральные предметы природы, карточки с изображением растений и животных, творческие игры с использованием природных материалов, игры-эксперименты (с водой, песком) :
* "Наливаем – выливаем",
*"Тонущие и плавающие предметы",
*"В гости к лесным зверям",
*"Козлик",
*"Солнышко и дождик",
*"Времена года,
*"Кот и мыши",
*"Зайка",
*"Курица и цыплята".
Беседа
Беседа с детьми – одна из важных форм привлечения внимания младших дошкольников к проблемам экологии. Беседа – диалог воспитателя и детей. Беседа разъясняет нормы и правила поведения, формирует представления о важных жизненных ценностях. Беседу можно проводить в любое время деятельности: на занятиях, в свободное время, на прогулке, во время рассматривания картин о природе. Представления об окружающей природе помогают открыть способность тонко чувствовать окружающий мир. Поэтому я использую иллюстративный материал книжек-малышек.
Очень важно давать возможность высказаться всем желающим детям при рассматривании картин.
Чтение художественной литературы
Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе. Наши поэты и писатели очень интересно, живо, нежно описывают и муху, и комара, и паучка. Если малыша с ранних лет окружают добро и ласка, то у него возникает желание беречь и любоваться всем живым.
Дети очень любят слушать сказки, а особенно – бытовые сказки о животных («Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.). Малыши активно переживают драматические события, разворачивающиеся в сказках, сочувствуют героям, попавшим в беду. Эмоциональные переживания детей формируют у них собственные оценки, первые нравственные представления, также получают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животными.
Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки. После чтения произведений организую беседы, задаю вопросы, разыгрываем сценки.
Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации, я отбираю литературный материал для каждого времени года: рассказы писателей о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки, особое внимание обращая на народные приметы.
Все это способствует формированию у детей экологических представлений.
Работа с родителями по экологическому воспитанию является одной из составных частей совместной работы детского сада и семьи, потому что основы нравственности личности закладываются в раннем возрасте и в большей степени родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Поэтому я стараюсь довести до сознания родителей, что воспитание экологической культуры младших дошкольников крайне необходимо.
Для этого я провела родительское собрание по теме «Формирование начал экологической культуры у младших дошкольников». Провела консультации для повышения знаний родителей о воспитании экологической культуры в семье.
В помощь родителям оформила «Экологическую папку-раскладушку», где помещаю статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий детьми дома. Эмоциональный контакт родителей с детьми имеет большое значение для воспитания, поэтому оформила папку-раскладушку с колыбельными «Баю-баю» (Приложение №4).
Из бесед с родителями я делаю вывод, что 89% родителей начали уделять внимание воспитанию бережного отношения к природе (на начало года этот показатель составлял 61%). 56 % семей к концу учебного года стали чаще читать детям сказки, стишки, петь колыбельные, беседовать о растениях и животных. Значит данная работа принесла положительный результат.
Я уверена, что многое зависит от взрослых. Детей с первых шагов нужно учить любить и беречь природу. Только тогда дети будут чувствовать свое единство с ней, ответственность за нее.
Заключение
Понимая насколько, важна педагогическая деятельность, направленная на формирование основы экологической культуры дошкольников, привлекаю детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые. Создаю условия для активного развития у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты закладываются в раннем возрасте, они прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
Большую роль по воспитанию бережного отношения к природе играют родители. Поэтому необходимо сделать их союзниками и активными участниками образовательного процесса.
В результате целенаправленной работы с детьми также получен положительный результат. К концу 2016-2017 учебного года все дети ознакомлены с доступными явлениями природы, включены в наблюдения за птицами и насекомыми на участке.
У 89% достаточно сформированы умения бережно относиться ко всему живому: не рвать цветы, не ходить по газонам, не обижать животных, ласково обращаться с ними.
100% детей восхищаются красотой природы, сочувствуют, проявляют отзывчивость.
Список литературы:
1. Базарный В. Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. — М., 2009.
2. Игры с детьми раннего возраста :Методические рекомендации/Сост. М. А. Аралова. -2-е изд. ,испр. -М. :ТЦ Сфера,2011.-128с. (От рождения до трёх).
3. Л. Павлова. Раннее детство: воспитание любознательности. Дошкольное воспитание № 12, 2006
4. от рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015
Введение
Современное общество предъявляет высокие требования к результату работы системы образования. Что способствует удовлетворению социального заказа? Педагоги очень часто ставят перед собой этот вопрос. Я считаю, что качество образования ребенка зависит от эффективности его воспитания в раннем дошкольном возрасте, когда закладываются основы личности.
Одним из важных направлений воспитания ребенка я выделяю экологическое, которое позволяет воспитать ребенка добрым, отзывчивым, вежливым, трудолюбивым. Показывая ребенку бережное отношение к растениям и животным, включая механизмы раннего запечатления, мы формируем возможность использовать приобретенные ценности в своей взрослой жизни. Ребенок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм, а для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, тепле. Очень важно донести до понимания ребенка, что растениям больно, когда их ломают и рвут, что птицы и звери страдают.
Наблюдения за детьми показали, что не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам и объектам природы. Не сформированы знания о природном мире. В ходе бесед с родителями своих воспитанников я поняла, что молодые родители недостаточно компетентны в вопросах экологического воспитания. Многие молодые мамы предпочитают живое общение с ребенком заменить на просмотре телепередач, гаджеты. Необходимо понимать, что только голос родной матери, который ребенок слышал 9 месяцев во внутриутробном периоде развития, может дать малышу чувство защищенности, счастья и любви. Вот поэтому мамы должны сами разговаривать с детьми, а не включать видеозаписи профессиональных чтецов. Причина также кроется в том, что часть родителей не знает конкретные эффективные приемы развития и воспитания детей, проверенные веками: потешки, песенки, стишки, игры.
Актуальность решения данной проблемы заключается в необходимости разработки эффективных форм развития экологического воспитания детей младшего возраста, способствующих развитию наблюдательности, интереса и бережного отношения к растениям, животным. В данной работе отражу одно из направлений экологического воспитания, определив цель: создание условий для воспитания бережного отношения к природе детей младшего дошкольного возраста через развитие эмоциональной отзывчивости
Реализация цели идет через решение следующих задач:
- Знакомить детей с доступными явлениями природы.
- Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, подкармливать птиц.
- показать детям как нужно бережно относиться ко всему живому: не рвать цветы, не ходить по - газонам, не обижать животных, ласково обращаться с ними, защищать их.
- Учить детей поливать растения, кормить животных и птиц.
- Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
- Побуждать к сочувствию и отзывчивости.
Объектом исследования является процесс экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования – возможность использования различных форм работы с детьми и родителями по воспитанию бережного отношения к природе.
В начале работы по данной теме возникли сложности в мотивации детей на восприятие объектов природы. Современные малыши охотнее интересуются компьютерными играми, яркими мультфильмами и, к сожалению, детей сложно заинтересовать животными и растениями. Благодаря обновлению развивающей предметно-пространственной среды, обогащению её яркими, привлекающими внимания игрушками, книжками, картинками, а также благодаря эмоциональности воспитателя и сюрпризным моментам привлекаем внимание детишек.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке картотеки дидактических игр, потешек, стихов, систематизированных по сезонам, что удобно в практическом использовании воспитателями, работающими с детьми от 2 до 3 лет.
Основная часть
Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый дол жен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.
Методика формирования экологического воспитания младших дошкольников. В процессе экологического воспитания детей в детском саду используют различные методы:
наглядные (наблюдение, демонстрация);
практические (игра, труд);
словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы)
экспериментальные (опыт).
В методике экологического воспитания дошкольников все методы классифицируются на две группы в зависимости от того, знакомятся дети с природой через непосредственный контакт с ней, то есть через общение с реальными объектами природы, или — через ознакомление опосредованным путем (через картину и т. п.).
К методам, которые обеспечивают непосредственный контакт с природой, относятся:
наблюдения
несложные опыты
труд в природе
и игры с природными материалами.
Методы косвенного ознакомления с природой — рассказы,стихи,потешки, чтение художественных произведений, беседы.
В работе по экологическому воспитанию детей применяю разнообразные методы и приемы.
Я привлекаю внимание детей с помощью сказок, потешек, песенок (Приложение №1, №2, №3). Они дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животными и растительным миром. Помогают открыть способность тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены к бережному отношению к природе.
Наблюдения во время прогулки
Знакомлю детей с деревьями и кустарниками на участке детского сада, провожу экскурсии по экологической тропе, наблюдения за объектами неживой и живой природы. Ежедневно наблюдаем за погодой, за ее явлениями сезонными изменениями.
Осенью – учимся любоваться красотой осенних деревьев и цветов, необыкновенной раскраской листьев, великолепием осеннего ковра, листопадом, первые заморозки, постепенное похолодание, моросящие дождь.
Зимой наслаждались первым снегом, любовались красотой снежинок, познакомились с такими природными явлениями как мороз, лед, сосульки, обратили внимание на то, что солнце совсем не греет.
Весна – время пробуждения природы и здесь раздолье для наблюдений и открытий – это и первая капель, таяние снега, ручейки. Набухание почек и появление листочков, первая травка и цветы, появление насекомых, звонкий гомон птиц приводит в восторг детей; лето – самый благоприятный и удивительный период для познания природы, окружающего мира и экспериментов.
Зимой вокруг здания детского сада воспитатели совместно с дошкольниками развешивают кормушки. Детям предлагают наблюдать, как птички клюют корм. Так дети учатся заботиться о птицах в то время, когда им трудно найти корм.
Игра
Экологическая игра способствует развитию познавательных способностей, получению новых знаний; в процессе игры многие сложные явления расчленяются на простые и наоборот.
В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных.
В работе с младшими дошкольниками большое значение имеют дидактические игры (используя натуральные предметы природы, карточки с изображением растений и животных, творческие игры с использованием природных материалов, игры-эксперименты (с водой, песком) :
* "Наливаем – выливаем",
*"Тонущие и плавающие предметы",
*"В гости к лесным зверям",
*"Козлик",
*"Солнышко и дождик",
*"Времена года,
*"Кот и мыши",
*"Зайка",
*"Курица и цыплята".
Беседа
Беседа с детьми – одна из важных форм привлечения внимания младших дошкольников к проблемам экологии. Беседа – диалог воспитателя и детей. Беседа разъясняет нормы и правила поведения, формирует представления о важных жизненных ценностях. Беседу можно проводить в любое время деятельности: на занятиях, в свободное время, на прогулке, во время рассматривания картин о природе. Представления об окружающей природе помогают открыть способность тонко чувствовать окружающий мир. Поэтому я использую иллюстративный материал книжек-малышек.
Очень важно давать возможность высказаться всем желающим детям при рассматривании картин.
Чтение художественной литературы
Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе. Наши поэты и писатели очень интересно, живо, нежно описывают и муху, и комара, и паучка. Если малыша с ранних лет окружают добро и ласка, то у него возникает желание беречь и любоваться всем живым.
Дети очень любят слушать сказки, а особенно – бытовые сказки о животных («Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.). Малыши активно переживают драматические события, разворачивающиеся в сказках, сочувствуют героям, попавшим в беду. Эмоциональные переживания детей формируют у них собственные оценки, первые нравственные представления, также получают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животными.
Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки. После чтения произведений организую беседы, задаю вопросы, разыгрываем сценки.
Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации, я отбираю литературный материал для каждого времени года: рассказы писателей о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки, особое внимание обращая на народные приметы.
Все это способствует формированию у детей экологических представлений.
Работа с родителями по экологическому воспитанию является одной из составных частей совместной работы детского сада и семьи, потому что основы нравственности личности закладываются в раннем возрасте и в большей степени родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Поэтому я стараюсь довести до сознания родителей, что воспитание экологической культуры младших дошкольников крайне необходимо.
Для этого я провела родительское собрание по теме «Формирование начал экологической культуры у младших дошкольников». Провела консультации для повышения знаний родителей о воспитании экологической культуры в семье.
В помощь родителям оформила «Экологическую папку-раскладушку», где помещаю статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий детьми дома. Эмоциональный контакт родителей с детьми имеет большое значение для воспитания, поэтому оформила папку-раскладушку с колыбельными «Баю-баю» (Приложение №4).
Из бесед с родителями я делаю вывод, что 89% родителей начали уделять внимание воспитанию бережного отношения к природе (на начало года этот показатель составлял 61%). 56 % семей к концу учебного года стали чаще читать детям сказки, стишки, петь колыбельные, беседовать о растениях и животных. Значит данная работа принесла положительный результат.
Я уверена, что многое зависит от взрослых. Детей с первых шагов нужно учить любить и беречь природу. Только тогда дети будут чувствовать свое единство с ней, ответственность за нее.
Заключение
Понимая насколько, важна педагогическая деятельность, направленная на формирование основы экологической культуры дошкольников, привлекаю детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые. Создаю условия для активного развития у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты закладываются в раннем возрасте, они прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
Большую роль по воспитанию бережного отношения к природе играют родители. Поэтому необходимо сделать их союзниками и активными участниками образовательного процесса.
В результате целенаправленной работы с детьми также получен положительный результат. К концу 2016-2017 учебного года все дети ознакомлены с доступными явлениями природы, включены в наблюдения за птицами и насекомыми на участке.
У 89% достаточно сформированы умения бережно относиться ко всему живому: не рвать цветы, не ходить по газонам, не обижать животных, ласково обращаться с ними.
100% детей восхищаются красотой природы, сочувствуют, проявляют отзывчивость.
Список литературы:
1. Базарный В. Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. — М., 2009.
2. Игры с детьми раннего возраста :Методические рекомендации/Сост. М. А. Аралова. -2-е изд. ,испр. -М. :ТЦ Сфера,2011.-128с. (От рождения до трёх).
3. Л. Павлова. Раннее детство: воспитание любознательности. Дошкольное воспитание № 12, 2006
4. от рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015