Соловьева Светлана
Внутренний потенциал ученика, находящегося в стационаре
▼ Скачать + Заказать документы
Внутренний потенциал ученика, находящегося в стационаре
Аннотация: Раскрыть особенности работы госпитального педагога с длительно болеющими детьми, находящимися в условиях стационара Детской клинической больницы на отделении травматологии. Рассмотреть условия для «очеловечивания» процесса обучения и воспитания.
Современных подростков не устраивает роль пассивных слушателей. Им наскучит записывать под диктовку готовые решения. Поддерживать мотивацию к обучению призваны уроки с компьютерной поддержкой.
Публикация «Внутренний потенциал ученика, находящегося в стационаре» размещена в разделах
Приведё м пример: на отделении травматологии обучающийся Даниил с переломом ключицы правой руки находится на длительном лечении. Обучается в 7 классе, успевает в своей общеобразовательной школе по месту жительства. Посещая уроки и участвуя в классных часах «Разговоры о важном», поделился семейным архивом документов и фотографий своего прапрадедушки – участника Сталинградской битвы. После осторожного и тщательно продуманного разговора учителя с воспитанником о важности семейных ценностей как главной опоре в жизни человека мы достигли главной цели – подготовили презентацию к знаменательной дате – 80-летию победы в Сталинградской битве. И слова Даниила в заключительной части презентации: «Я горжусь своей большой и дружной семьёй» прозвучали перед собравшимися ребятами разных возрастов, они с интересом просмотрели слайды с использованием фотографий военных лет. Разве нужно отдельно говорить о патриотическом воспитании, когда содержание встречи проникновенно дошло до каждого участника.
В больнице особые условия работы с воспитанниками. Госпитальный педагог призван «убрать» из жизни больного ребёнка «уныние». Как бы хорошо ни было прописано ценностное содержание воспитания, чтобы оно «работало», нужен вдохновенный учитель, важны наши взгляды на мир, отношение к людям. Конечно, совсем не просто увлечь ребят совместной деятельностью. Ребёнку, особенно уязвимому больничными стенами, важно испытывать психологический комфорт на уроке. «Дети не всегда тянутся к знаниям. Но всегда тянутся к личности». [Воспитательная система В. А. Караковского] Устанавливаем в первую очередь уважительное отношение друг с другом: ищем общую тему, а не навязываем собеседнику силой свою волю. Для примера такого доверительного контакта вспоминаю подготовку к акции «Минута чтения - 2023», приуроченной к году педагога и наставника. Чтобы привлечь старшеклассников не формально, задействуем максимально большое разнообразие средств коммуникации: слова, жесты, мимику, книги… Проникновенно прочитываю своё эссе «Наставникам, хранившим юность нашу». Это студенческая работа, посвящённая школьному учителю. Так получилось, что живые воспоминания наполнили душу щемящим чувством. Голос задрожал при упоминании имени учителя, глаза выдали волнение. Всё было без фальши, искренне. Такая подача материала не оставила слушателей равнодушными. Несколько ребят решились на участие в акции. Начали подбор текстов, нашли стихотворение Вероники Тушновой:
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Некоторые Америки
Остались неоткрытыми…
Увлечённо выбирали произведения писателей о школе, о наставниках для озвучивания. Нашли такой объём для чтения, чтобы уложить запись в одну минуту. Правы психологи, которые утверждают, что на развитие личности ребёнка в большей мере влияют те люди, с которыми он чувствует свою общность.
Заключение. Свободное время учащихся, пребывающих в больничной палате значительную часть суток, обращено к разным социальным группам, реальным или виртуальным. Все вместе они образуют своеобразную социальную сеть, которую социологи иногда называют «эго-сетью» конкретного человека[ Анализ социальных сетей в интернете. Учителю необходимо быть не рядом, а «вместе» со своим воспитанником, «держать руку на пульсе», чтобы поддерживать разговор, придать общению не только познавательную, но и нравственную направленность, приобрести совместные для обоих значимые отношения, знания и опыт.
Создать условия для «очеловечивания» процесса обучения, вовлечь в творческую деятельность, переключить воспитанника с больничных стен и ноющей боли после травмы на внутренний потенциал жизнерадостного, доброго и созидающего. Американский писатель-фантаст, философ Ричард Дэвис Бах написал: «Твой учитель не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты». Уверена, что эти слова разделяют все госпитальные педагоги.
Использованная литература:
1. Степанов П. В., др. Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие /П. В. Степанов, В. В. Круглов, И. В. Степанова; под ред. П. В. Степанова. — М. : ФГБНУ ИСРО РАО, 2021.— 94 с
2. Силкина В. А. Воспитательный ресурс современного урока: материал для учителей.