Светлана Онищенко
Внеурочная деятельность «Школа Гнома»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа учителя-логопеда в школе это не только коррекция звукопроизношения, устной и письменной речи, но и коррекция психологического дискомфорта, и адаптация детей к повседневной жизни. Одно из важнейших направлений в моей коррекционной работе является внеурочная деятельность детей.
Публикация «Внеурочная деятельность „Школа Гнома“» размещена в разделах
Большинство школьников, не посещающих логопедические занятия, имеют отклонения в речевом развитии различной структуры и степени выраженности. Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению тяжёлого характера.
Таким детям необходима помощь логопеда, поэтому логопедическая работа в общеобразовательной школе занимает важное место в процессе предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Процесс подачи материала как на логопедических и коррекционных занятиях, так и во внеурочное время должен быть несколько другой, более индивидуализированный, чем на уроке в классе.
Классический урок нацелен на формирование компетенций учащегося, определенных государственным образовательным стандартом. Коррекция в его рамках может носить фрагментарный характер. Работа логопеда, проходящая во внеурочное время это показатель его работы, как обучающиеся самостоятельно контролируют свою речевую, эмоциональную и поведенческую деятельность.
Посещая занятия «Школы Гнома» обучающиеся становятся раскрепощенными, более свободно выражают свои мысли и действия, у них присутствует статус старших перед младшими, где они могут продемонстрировать возможность «превосходства» с положительной точки зрения. Сформированные качества, навыки – помогут ощутить собственную состоятельность; дети умеют своими руками делать интересные вещи и могут этому научить других, младших детей. Отсутствие формализованной оценки деятельности школьника, позитивное оценивание дополнительная предварительная подготовка, все это способствует достижению положительных результатов, уверенности в себе и в своих силах. Это способствует формированию позитивного отношения к учёбе, учебному коллективу и является одной из причин мотивации к успеху.
Большая проблема вовлечения детей во внеурочные мероприятия. Именно поэтому возникла идея комплексного сопровождения таких детей на протяжении обучения в начальной школе : в рамках внеурочной деятельности был организован клуб «Школа Гнома», где дети, пройдя испытания мудрого дедушки Гнома и получив красные колпаки как символ мудрости, стали полноправными членами «Школы Гнома».
При организации школы были поставлены следующие задачи:
1. Создание для обучающихся ситуации успеха во внеурочной деятельности, а в последствии и в учебной деятельности.
2. Формирование и развитие навыков коммуникативного общения. Приобретение жизненно значимого опыта (выступлений, взаимоподдержки, принятия новых ролей, т. е. применение полученных знаний и умений самостоятельно в коллективной деятельности повседневной жизни.
3. Развитие творческих способностей (памяти, внимания, мышления и мелкой моторики рук). Формирование когнитивных, речевых, моторных, специальных способностей, позволяющих повысить специальную адаптацию обучающихся специального (коррекционного) класса.
4. Развитие ораторских способностей в публичных выступлениях.
5. Формирование и развитие поведенческих и культурных манер поведения (этикет).
Все дети занимаются внеурочной деятельностью, поэтому работа проводилась во II половине дня 1 раз в неделю. На первом заседании клуба «Школа Гнома» каждый ученик выбрал для себя посильную роль, которая у него лучше всего получается, и у него есть желание этим заниматься, а может просто он хочет этому научиться: быть председателем клуба, участвовать в редколлегии. Совместно с руководителем клуба (учителем-логопедом) детьми был составлен план работы клуба на учебный год с учетом мероприятий школы и календарных дат.
В течение месяца проходит подготовка к запланированному мероприятию, где дети являются активными соучастниками: учат стихи, подбирают информационный материал, готовят атрибуты, наглядность. Педагогом совместно с детьми готовится мультимедийная презентация. С подготовленным мероприятием дети выходили в группу по предшкольной подготовки, где были ведущими и активными участниками проводимого мероприятия. Именно на таких мероприятиях у детей раскрывается скрытый потенциал, где им необходима смекалка, реакция, память, ловкость рук, умение общаться и быстро оказать помощь малышам, т. к. они являются членами команды. В соревнованиях есть победители, но нет побежденных, все дети получали заряд бодрости, слова благодарности, похвалы, а иногда призы (раскраски, игры, инвентарь для ручной работы).
«Мастерская Деда Мороза», праздник «День Матери»– специальные занятия клуба «Школа Гнома». Под руководством учителя – логопеда вместе они готовили подарки – поделки для украшения елки, класса, подарки дорогим мамам. Именно на таких мероприятиях дети в полной мере могут проявить заботу о ближних, почувствовать себя щедрыми, внимательными, оцененными, реализованными.
Важная форма работы в «Школе Гнома» – редколлегия. Дети вели летопись Добрых дел: фотографировали ход своих занятий, подготовку к выступлениям и проведение праздников. По каждому событию детьми готовился фото отчет: они отбирали наилучшие снимки, оформляли их, придумывали интересные названия. В конце учебного года детьми совместно с педагогом планируется оформление стенда с фотографиями, где будет подведен итог проделанной работы «Школа Гнома» за год, а редколлегия покажет свои оформительские способности.
При реализации программы «Школы Гнома» образовательный процесс рассматривается с позиции системного подхода, использую современные методы, средства и технологии для обучающихся коррекционного класса.
Для достижения поставленной цели в своей работе использовала следующие методы и приемы: словесные, наглядные, игровые, метод проектов.
Словесные методы: рассказ, беседы, советы, поощрения, художественное слово, вопросы (уточняющие, наводящие, поисковые, выступления.
Наглядные методы: выпуск стенгазет, изготовление и подбор атрибутов, мультимедийные презентации,
Наглядные методы очень важны для обучаемых, имеющих визуальное восприятие действительности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а так же развивающего эффекта.
Игровые методы: конкурсы, викторины, путешествия, инсценировки. На клубных заседаниях участники имитируют реальные ситуации, обыгрывают придуманный или восстановленный сказочный сюжет или мини-историю.
Игра является отражением поведения, нормативной и равноправной деятельностью школьников и сферой общения детей, в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей. Игра это самораскрытие, самоконтроль с опорой на подсознание, разум и творчество.
Метод проектов: совместное проектирования и планирование мероприятий. Этот метод способствует реализации интересов школьников, их возможностей, фиксирует достижение результата деятельности и оценки со стороны сверстников и взрослых
Все эти методы обучения понятны и приемлемы для ученика, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
Работа клуба «Школа Гнома» развивается поэтапно:
1. Обучающий этап. На первом этапе дети под детальным руководством педагога-логопеда: показывается последовательность выполнения действий, проводятся обучающие мастер-классы для детей.
2. Работа с готовым материалом: дети вовлекаются в деятельность, наполненную содержанием и полностью регламентированную педагогом (конкурсы, викторины, инсценировки)
3. Совместный этап. Совместная подготовка сценариев, выступлений и презентаций: по заданию педагога-логопеда дети самостоятельно готовят отдельные фрагменты предстоящих выступлений, подбирают иллюстрации, стихи, поделки.
4. Завершающий этап. На этом этапе дети самостоятельно генерирую идею, определяют ход мероприятия, педагог только консультант.
Ресурсы необходимые для успешной деятельности клуба «Школа Гнома»
Педагогические – классные руководители и узкие специалисты (психолог, библиотекарь, учитель музыки, сотрудники МБОУ «СОШ № 2»
Временные – внеурочное время в течение учебного года – 1 раз в неделю, со 2 по 4 класс;
Организационные – помещения школы (спортивный зал, стадион, актовый зал, рекреации)
Материально-техническя база – канцелярия, мебель, мультимедийная установка, компьютер, принтер
Финансовые - родительская помощь (костюмы, атрибуты, канцелярия)
Для успешной работы педагог- психолог в начале и в конце учебного года проводила ряд диагностик направленных на:
• Развитие познавательной сферы;
• Коммуникативной сферы;
• Эмоционально- личностной сферы:
Полученные результаты помогли в работе, для достижения поставленных задач и выбора направлений в работе.
Таким образом, можно сделать вывод, внеурочная деятельность «Школы Гнома» дает детям творческий потенциал, уверенность, применение полученных знаний как в повседневной деятельность, так и на уроках.