Меретукова Сулета Касимовна
Внеклассное занятие «Люби, цени и знай русский язык»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила учитель Меретукова Сулета Касимовна, государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея «Школа- интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Цели:
- расширить и закрепить знания о русском языке;
- развивать мышление, воображение, интерес, внимание;
- воспитывать любовь к языку.
Публикация «Внеклассное занятие „Люби, цени и знай русский язык“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оформление: выставка рисунков детей; на доске: стихотворение о русском языке, высказывание о языке «Русский язык – один из самых сильных и богатых живых языков мира».
Вступительное слово учителя:
- Язык имеет огромное значение в жизни человека. Роль языка, как средства общения людей, замечательно определяется в русском народном творчестве. Издавна в народе бытуют пословицы о русском языке : «Язык –стяг, дружину водит», «Без языка, как без рук», «Язык до Киева доведет». На протяжении всей истории русского народа могучее русское слово верно служило для народа в общении с другими народами.
Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга, после весеннего ливня, меткий как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…». Именно на русском языке общаются между собой все граждане многонациональной нашей страны. Русский язык красочен, разнообразен и необычайно богат по своему словарному составу, но это богатство было бы мертвым капиталом, если бы не грамматика, которая из отдельных кирпичиков – слов строит величественное здание - язык целого народа. А сейчас послушайте стихотворение-шутку:
Дело было в январе,
Не зимой, а летом.
Шел высокий человек
Маленького роста,
Весь курчавый, без волос,
Тоненький, как бочка.
- То, о чем говорится в стихотворении, никогда не бывает. Но все же понимаем как-то и воспринимаем эти противоречивые по смыслу фразы. И только потому, что эти предложения построены по общим правилам, законам русского языка.
Наша речь состоит из слов. Слова бывают разные: добрые и злые, ласковые и грубые, хорошие и плохие. Какие бы слова не существовали на свете, все- таки они нас окружают, и мы используем их в речи. А какие слова будем употреблять, зависит от нас самих. Прекрасные речевые задания ждут вас сегодня.
1. Конкурс «Красна речь пословицей». (Вспомнить и составить по данным словам пословицы) :
Наука – рука /(Без наук – как без рук);
Дело – смело /(Кончил дело – гуляй смело);
Свет – тьма /(Ученье – свет, неученье - тьма);
Учиться – пригодиться/(Грамоте учиться – всегда пригодится).
2. Конкурс «Прогулка вдоль алфавита». ( Условие: выигрывает тот, кто быстрее напишет по 5 имен собственных по данным буквам алфавита) :
А – Андрей, Анна, Ася, Александр, Афанасий;
В – Владимир, Василий, Виктор, Василиса, Вероника;
С – Савелий, Станислав, Светлана, Сирафима, Степан;
Г- Галина, Георгий, Геннадий, Григорий, Глафира;
Д – Данила, Дмитрий, Дарья, Демьян, Денис;
М – Михаил, Мария, Маргарита, Марфа, Макар;
П – Петр, Прокоп, Павел, Просковья, Прохор.
Т - Тихон, Тимофей, Таисия,Тамара,Трофим.
3. Игра «Обиженная буква» (Придумать 10 слов, состоящих из трех букв)
Дым, сыр, пыж, бык, мыс, быт, сын, сыч, пыл, тыл, рык.
Учитель: - А вы знаете, почему букву Ы называют обиженной буквой? Потому, что она не может стоять в начале слова
.
4. Конкурс «В гости к согласным». (Замените в словах одну согласную так, чтобы вместо данных слов получились новые слова) :
Пот-рот, свет-цвет, игра-икра, пара-фара, икра-игра, пол-кол, почка-бочка, кошка-мошка, укол-укор, касса-масса, вата-хата.
5. Конкурс «В гости к гласным».
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ…
Но когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд –
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
Учитель. - На доске 10 шаров с буквами. Здесь гласные и согласные. Составьте из этих букв слова, в которых должно быть не менее двух гласных букв. А Л Р О П Т С Н М Е
(Масло, сало, метро, мел, порт, перо, лето, тело, мост, трос, лента, лес, нота, смена, сера, пора, роса, нора, рота, сено, село, море и так далее.)
6. Задание: разгадать ребусы. (Демонстрация ребусов и разгадка)
Закат, вода, накат, дрова, трава.
5. Конкурс «Собери слово»
Под ольхой среди ветвей
Серый еж созвал гостей.
Но внезапно за бугром
Громкий, громкий грянул гром.
Гости все свалились с кочки,
Раз, два, три, четыре, пять
Помогите их собрать!
Необходимо составить слова из слогов: ко, бел, ведь, сук, ка, мед, за, яц, бар, ли,нор.
Коза, лиса, заяц, белка, барсук, медведь, норка.
8. Игра «Пройди по лесенке».
Чтобы пройти по лесенке, надо вписать в клеточки имена существительные в именительном падеже:
К (КОТ, КИТ)
К… (КЕПКА, КЕФИР)
К… (КУСТ, КУРИЦА)
К… (КОЛПАК, КОВШ)
К… (КНИГА, КИНО)
К… (КИСТЬ, КРОВЬ)
9. Игра «Заменить одним словом» :
Веселый человек – (весельчак).Болтливый человек – (болтун).
Ленивый человек – (лентяй).Храбрый человек – (храбрец). Богатый человек – (богач).Мудрый человек – (мудрец).
Грубый человек – (грубиян).Сильный человек – (силач).
10. Отгадать загадки-шутки.
* Что можно видеть закрытыми глазами? (Сон)
* Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой. (Тень)
* Какой месяц короче всех? (Май)
* Кто говорит на всех языках? (Эхо)
* Без чего не испечешь хлеба? (Без корки)
Учитель: Наше занятие подошло к концу. Благодарю вас за ваши знания, творчество. Но впереди у вас много интересных открытий, увлекательных путешествий на уроках русского языка. Надо многое знать и уметь, а главное любить русский язык, чтобы в совершенстве изучить строгую, трудную, умную и замечательную науку ГРАММАТИКУ