Татьяна Лобова
Открытое итоговое занятие «Люби и знай природу своего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Люби и знай природу своего края
Аннотация : этот материал воспитывает у детей нравственные качества, чувство ответственности, любви и интереса к природе своей Родины, трудолюбие, ощущение принадлежности своей земле, своему народу, осознание собственной востребованности в своей стране. Способствовать становлению позиции художника-творца, под-держивать проявления самостоятельности, инициативности, инди-видуальности, активизировать творческие проявления детей.
Основное направление патриотического воспитания: культурно- историческое
Публикация «Открытое итоговое занятие „Люби и знай природу своего края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Группа общеразвивающей направленности детей 5-6 лет
Введение
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию : это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств.
Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Ценностно - ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней.
В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния.
Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
В роли содержательных источников патриотического воспитания в образовательном процессе выступает взаимосвязанная целостность чувств, эмоций и отношений.
Особый упор делается мною на «сотрудническую миссию» воспитания, обучения и развития детей, взаимоподдержку и взаимопонимание в образовательном процессе.
Цель мероприятия: формировать представление детей об особенностях растений своего края.
Учить составлять цветок из двух-трех форм, умело сочетать по цвету; показать приемы оформления цветка: край надрезать бахромой, поворачивая круг в руке; меньшую форму наклеивать на большую, нанося на середину цветка-основы.
Задачи:
- развивать способность чувствовать красоту природы своей малой Родины и эмоционально откликаться на неё
- расширять представления о природных богатствах земли Тамбовской, в особенности города: растительном и животном мире
- воспитывать любовь к природе родного края, чувства сопричастности к её сбережению
- формировать чувства национальной гордости, национального самосознания
Аудитория: воспитанники 5-6 лет
Оборудование: картинки луговых растений, кустарников, засушенные растения в фабричных коробках с картинками и аннотация, схема пользы растений, квадратные листы бумаги 10х10 см, квадратный лист бумаги зелёного цвета, двух цветов: белый и жёлтый, ножницы, клей, кисточки.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, загадки:
1. Белым шариком пушистым,
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек
(одуванчик).
2. Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит
(колокольчик).
3. Стоит в поле кудряшка –
Белая рубашка, сердечко золотое
(ромашка).
– Ребята, как одни словом можно назвать это? (луговые цветы).
– Правильно, это луговые цветы!
Внести корзину с цветами.
– Ребята, посмотрите какие красивые цветы в корзине. Рассмотрите внимательно.
– Какого цвета цветы? (красного, синего, желтого, белого и т. д.)
– А какого размера? (большие и маленькие)
– Значит цветы разные или одинаковые? (разные)
– А как называются эти цветы? (ромашки, колокольчики и т. д.)
– Ребята, мы говорили, что все цветы разные, а что же у них одинаково? (листья и стебли зеленого цвета)
– Ребята, как Вы думаете, чем цветы похожи на людей? (ночью цветы засыпают, и лепестки закрываются, как наши глаза, а утром открываются)
– Давайте встанем в круг и соберем из цветов большой букет. А цветы – это Вы. Красивый у нас получился букет? (да)
– Ребята, а кто знает стихи про луговые цветы?
1. Мчался ветер стороной,
Тронул запах луговой.
Колокольчик вдруг запел
Мак с гвоздикой заалел.
2. Клевер шапочкой махнул,
Зверобой легко вздохнул!
Подсинили васильки
Свои глазки-огоньки
3. А ромашки полевые
А ромашки луговые
Желтым лютиком кивают,
Улыбаться напевают.
Дыхательная гимнастика: а сейчас, ребята, давайте понюхаем, как пахнут цветы (имитация).
Воспитатель: Вот и мы, сегодня, с вами будем делать воображаемый луг, на котором растут одуванчики.
Показать создание пышного цветка: две-три вырезанные формы наклеивают друг на друга, чтобы самый большой был внизу, а самый маленький – наверху; склеивать цветы надо лишь серединками, приподнимая лепестки, чтобы получилась объемная форма.
Цветы надо оформить бахромой, небольшими надрезами, будто много- много лепестков. Для этого нужно взять бумажный круг. Держа его в свободной руке и плавно поворачивая, сделать ножницами неглубокие надрезы по всей окружности от края к середине, словно лучи солнышка.
ОБЖ: нельзя ножницами размахивать по сторонам, ставить пальцы между лезвиями ножниц; правильно держать кисточку.
– А сейчас пройдите не свои места.
Прежде чем Вы начнете работать; давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга нам нельзя.
Самостоятельная работа детей.
По ходу работы оказывается индивидуальная помощь, поощряется хорошо выполненная работа, самостоятельность.
Готовые цветы дети собирают на воображаемый луг (ватман зеленого цветы).
– Ребята, мы с вами дружно поработали, целый луг цветов посадили. Молодцы!
А сейчас немножко поиграем.
Игра «Одуванчики».
Цель: развивать координацию движений, внимание, память.
«одуванчик, одуванчик (приседают, медленно поднимаются).
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый (разбегаются в разные стороны) на поляну налетит.
Все вокруг шелестит (дети покачиваются и произносят зв. [ш].
Одуванчика тычинки разлетятся хороводом
(берутся за руки и идут по кругу) и сольются небосводом».
Ребята, на зеленой траве одуванчики очень красивы, как и другие луговые цветы. Хоть их и много, но не стоит их срывать. Они поникнут, букет завянет, венок их одуванчиков потеряет свою красоту. Пусть лучше цветы останутся и будут долго радовать нас своей красотой.
Используемые источники и литература:
1. Аджи А. В. Конспекты интегрированных занятий в старшей группе детского сада Издательство: ИП Лакоценина 2009 г.
2. Малышева А. Н. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в старшей группе, Академия Развития; 2010 г.
3. www.nspportal/ru
4. www.festival.lseptember/ru