Белканова Татьяна Владимировна
Внеклассное чтение басни И. А. Крылова «Кукушка и петух»
▼ Скачать + Заказать документы
Внеклассное чтение на тему :
Басня И. А. Крылова «Кукушка и петух».
Цель:
- прививать детям любовь к чтению, познакомить учащихся с биографией
И. А. Крылова и его творческой деятельностью, научить понимать творчество писателя; - познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова;
- вспомнить другие, изученные ранее
- создавать на занятии благоприятный психологический микроклимат, способствующий раскрытию личностных качеств каждого учащегося.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Внеклассное чтение басни И, А, Крылова „Кукушка и петух“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Крылов И. А. Конспекты уроков для 1-10 классов
- Литературное чтение
- Перелетные птицы
- Петух, петушок. Все материалы с петухами
- Петух, петушок. Конспекты занятий по развитию речи
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
- познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова; вспомнить другие, изученные ранее;
- продолжать формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении, делать выводы для себя; - углубить познания детей в творчестве И. А. Крылова, расширять представление учащихся о баснях Крылова;
- учить "видеть" и чувствовать за строками произведений глубокий смысл басни.
Коррекционно – развивающие:
- развивать мыслительную деятельность и речь на основе объяснения басен;
- развивать умение выражать свои мысли посредством выразительного чтения; - развивать навык ориентирования в тексте.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональное восприятие литературного произведения;
- воспитание культурного и эстетически грамотного гражданина.
Оборудование: портрет И. А. Крылова, портрет Н. В. Гоголя, выставка рисунков, наглядно – дидактический материал, картинка солнышко, словарные слова, толковый словарь С. И. Ожегова, мультимедийная презентация.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
(слайд 1)
Воспитатель:
- Здравствуйте ребята. Улыбнитесь, подарите друг другу свои улыбки. Ведь, улыбка располагает к приятному общению.
- Мне сегодня хочется всем вам подарить «Солнышко». Пусть оно вас согреет, создаст хорошее настроение и настроит вас на плодотворную работу. - Давайте будем передавать это солнышко со словами: «Я дарю тебе это солнышко и желаю…»
(воспитанники передают друг другу солнышко с хорошими пожеланиями, когда оно дойдет до воспитателя, его вывешивают на доску).
- Давайте все вместе проговорим приветствие и настроимся на работу.
2. Психологический настрой.
Артикуляционная пауза: Глазки смотрят и видят. Ушки слушают и слышат. Сначала думаю, а потом говорю. Помню, что в группе я не один. Умею слушать мнения других.
Воспитатель:
- Ребята, запомните, кто много читает, тот многое знает.
3. Сообщение темы и целей занятия.
- Вы учитесь в школе для того, чтобы стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Сегодня нам в этом поможет один дедушка.
(слайд 2)
- В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит вдаль, а вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные.
- Догадались кто этот человек? Посмотрите на этот памятник.
(это И. А. Крылов и герои его произведений).
Воспитатель:
- Верно, дедушка Крылов, как его часто называли.
- А как вы думаете, почему животные являются основой этого памятника? (потому что животные подняли Крылова на высоту славы)
(слайд 3)
- Посмотрите на портрет И. А. Крылова. Каким он представляется вам по характеру?
(открытое лицо, проницательные глаза, доброго, трудолюбивого и очень мудрого человека).
(слайд 4)
- Верно, мудрый и образованный человек. Знаменитый русский писатель
Н. В. Гоголь писал: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа».
(слайд 5)
- И. А. Крылов родился 2 февраля 1769 года в столице нашей Родины - Москве.
А 9 ноября 1844 года И. А. Крылов скончался. Был похоронен в Петербурге. - Ребята, посмотрите на годы его жизни и скажите, сколько лет прожил писатель? (И. А. Крылов прожил 75 лет.).
- В каком веке жил писатель?
(в восемнадцатом и до середины девятнадцатого века)
(слайд 6, 7)
- Верно, а сейчас один из вас прочитает нам вслух краткую биографию писателя. (чтение биографии писателя)
- И. А. Крылов родился 2 февраля в Москве в семье бедного армейского капитана. Жизнь Крылова в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе.
С раннего детства ему пришлось зарабатывать себе на жизнь. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. В 17 лет он уже написал несколько комедий, а в 19 лет публикует первые свои басни. Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 1843 году создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки).
Воспитатель: (закрепление) - Дедушка Крылов, был добрым человеком. Читая его произведения, так и кажется, что они написаны не почти два века назад, а сегодня. В них осуждаются человеческие пороки: невежество, хвастовство, глупость, тщеславие. Крылов считал, что дружба помогает избавиться от житейских невзгод и потрясений. Превыше всего он ценил честность, верность, правду и выступал против предательства, угодничества. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учат жить по справедливости.
- Ребята, а скажите, какие виды жанров вы знаете?
(сказка, фольклор, рассказ, комедия, былина, басня)
4. Работа с толковым словарем С. И. Ожегова.
(слайд 8)
- Что же такое басня? (ответы детей)
- Найдите в толковом словаре, какое определение дает С. И. Ожегов слову -басня.
Басня (по Ожегову) - краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.
- Ребята, а давайте скажем своими словами, что же такое басня? Дадим свое определение басни.
(басня – это небольшое произведение, написанное стихами, в котором высмеиваются недостатки людей: хитрость, ложь, жадность, глупость).
- Вы совершенно правы, басня — это короткий нравоучительный рассказ в прозе или стихах, с иносказательным смыслом.)
- Что же такое иносказание? Это новое слово, давайте познакомимся с ним.
(слово вывешивается на доске)
(Иносказание – так называется приём, когда изображают животных, а имеют в виду людей).
- Кто действующие лица басни?
(в басне главные лица это – животные).
– В чем заключен главный смысл басни?
(в морали.)
– Что же такое мораль?
(мораль – нравоучение в баснях.) - Мы уже с вами изучали некоторые басни, вот эти предметы помогут вам вспомнить их.
(слайд 9)
Бюро находок.
– В баснях потерялись предметы. Посмотрите и скажите, из какой они басни?
Сыр – “Ворона и лисица”.
- Назовите персонажей. Что осуждается в басне?
Зеркало – “Зеркало и обезьяна”
- Назовите персонажей. Что осуждается в басне?
Очки – “Мартышка и очки”
- Назовите персонажей. Что осуждается в басне?
(высказывание детей)
- Какие еще басни И. А. Крылова вы знаете? Назовите их.
(слайд 10)
5. Сообщение темы занятия.
- Для того чтобы узнать, какую басню мы сегодня с вами будем читать на нашем внеклассном чтении, вы должны отгадать загадки.
Кто на еле на суку
Счет ведет «Куку… Куку?» (кукушка).
Хвост с узором
Сапоги со шпорами
Песни распевает
Время считает (петух).
- Догадались, как называется эта басня?
(басня называется «Кукушка и Петух»).
(слайд 11)
- Правильно ребята. Басня И. А. Крылова «Кукушка и Петух» была напечатана впервые в 1834 году. Впервые опубликована в издании
«Сто русских литераторов».
- Посчитайте и скажите сколько лет этой басни?
(Этой басне 182 года).
6. Знакомство с басней.
- Послушайте басню И. А. Крылова «Кукушка и Петух».
(дети слушают басню в записи и следят по тексту).
7. Первичное восприятие прочитанного текста под фонограмму.
- Назовите всех персонажей басни?
(главные персонажи этой басни - Кукушка, петух и воробей)
- Назовите главных героев басни?
(Кукушка и Петух – главные герои басни).
- Расскажите, как Кукушка и Петух хвалят друг друга?
(они делают друг другу комплементы, как хорошо они поют и как хорошо они выглядят).
8. Дыхательная гимнастика.
- Ребята, у каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особые «инструменты», помогающие ему радовать слушателей своим чтением. Это дыхание, голос и дикция. Давайте, подготовимся с вами к выразительному чтению басни по ролям.
- Представим себе, что на наши ладошки упали листочки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить их на волю. Наберите, пожалуйста, воздух в лёгкие. И сдуньте листочки с руки. Ребята, повторите это упражнение три раза.
- А теперь, ребята, давайте представим цветные шарики надуем их и украсим класс. Вдыхаем носом - выдыхаем ртом, пока шарик не надулся.
(имитация надувания)
- Подуйте на маленькую свечку
- Подуйте на большую свечку. Закончили.
9. Выразительное чтение басни учащимися по ролям. - Подумайте и скажите, с какой интонацией нужно читать слова автора? (спокойно).
- Петуха и Кукушки?
(льстиво).
- Воробья?
(насмешливо).
- Передайте при чтении восхищение и Кукушки друг другом и конечно же насмешку в словах воробья.
10. Работа с текстом басни.
- В этой басне так же, как и в других есть устаревшие или непонятные слова. - Давайте найдем в тексте эти слова прочитаем их, и попробуем заменить более понятными, т. е. подберём к ним синонимы.
(ребята находят слова в тексте, зачитывают и проговаривают слова вслух, цепочкой).
- А что же такое синонимы? Новое слово для вас. Дадим ему определение.
Синонимы - это слова различные по звучанию, но одинаковые или близкие по смыслу и значению.
Словарная работа:
(работа у доски, подобрать к словам, слова близкие по смыслу (синонимы) (ребята поочередно встают и выполняют это задание)
Кум - крёстный отец.
Отколь – откуда.
Невелички – маленькие.
Ссылаюсь,сослаться - указать на кого-либо.
Протяжно – длительно.
Божусь – клянусь. Промолвил – сказал.
- Молодцы, ребята задание выполнили правильно.
- Как Петух обращается к Кукушке?
- Найдите слова в тексте и прочитайте. - А как Кукушка обращается к Петуху?
- Найдите и прочитайте, как персонажи отзываются о голосе и пении друг друга, как хвалят друг друга?
- Рассмотрите, как выглядит Кукушка в действительности?
- Опишите ее по внешнему виду.
(Дети описывают кукушку по рисунку) - Можно ли Кукушку назвать самой красивой птицей леса?
- Как Петух обращается к Кукушке? Найдите слова и прочитайте.
(“Во всём лесу такой певицы нет. Поёт как соловей”. (Нет. Она только кукует).
– А кто из вас когда – нибудь слышал голос кукушки? (прослушивание записи с голосом кукушки).
- А как Кукушка обращается к Петуху?
- А Петух, он действительно поёт громко, важно, лучше райской птички?
(он только кукарекает).
(запись с голосом петуха)
- Что сказал об их пении воробей? Прочитайте.
(Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -
Всё ваша музыка плоха!”)
- Какими качествами вы наделите Кукушку и Петуха?
(хитрые, льстивые, склонные к лести, неискренние, лживые).
- В каких строчках заключена главная мысль басни? В чём её мораль?
(За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку)
- Скажите, какие плохие качества людей осуждаются в этой басне?
(лесть).
- А что такое лесть? Найдите и прочитайте это слово в толковом словаре. («Лесть» - лицемерное, угодливое восхваление.)
- Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?
(кукушку).
- Мы прочитали басню, и сделаем для себя ВЫВОД, какой, что И. А. Крылов даёт возможность читателям понять, что верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна …гнусна и вредна.).
11. Мультипликационный фильм.
- А сейчас, мы посмотрим мультфильм «Кукушка и петух», и после просмотра сделаем вывод.
- Так, что же высмеивает И. А. Крылов в басне «Кукушка и Петух»?
(кумовство, лесть, изворотливость, лукавство).
– Нужно ли изучать басни?
- Считаете ли вы, что басни И. А. Крылова устарели?
- Язык басен легкий, простой, запоминаются они хорошо, особенно начало или конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль. Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. И несут люди по жизни то, что узнали из таких, казалось бы, простеньких крыловских басен.
- Стали ли вы мудрее?
- Молодцы, ребята. Всем, спасибо.