Ольга Мазур
Урок по предмету «Альтернативное чтение» для учащихся с УУО «Чтение слогов и слов с буквой Ц, ц». 8 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Урок «Альтернативное чтение»
Тема: Чтение слогов и слов с буквой Ц,ц.
Цель: формировать навыки правильного чтения слогов и слов.
Задачи:
Образовательные:
1) Учить читать слоги, слова с буквой Ц, ц.
2) Учить определять место звука в слове.
3) Формировать умение участвовать в учебной беседе, понимать обращенную речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
Публикация «Урок по предмету „Альтернативное чтение“ для учащихся с УУО „Чтение слогов и слов с буквой Ц, ц“, 8 класс» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Слог. Слоговая структура речи
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Коррекционно-развивающие:
1) Развивать артикуляционный аппарат учащихся путем выполнения артикуляционных упражнений.
2) Коррегировать концентрацию внимания средствами работы с картинным материалом.
3) Развивать фонематическое восприятие путем определения местоположения звука в слове.
Воспитательные:
Воспитывать положительную мотивацию в учебной деятельности.
Тип урока : комбинированный.
Оборудование: картинный материал (цыпленок, цапля, цепь, заяц, курица, гусеница, индивидуальные конверты с набором карточек, карточки для индивидуальной работы, синие и простые карандаши, изображение солнца.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Приветствие.
- К какому уроку мы приготовились? (К уроку чтения).
- Какой у нас по счету урок? (Второй)
- Чему мы с вами учимся на уроках чтения? (Изучаем звуки, буквы, учимся читать слоги, слова, предложения).
- Прежде чем мы начнем наш урок, обратите внимание, пожалуйста, вот на это солнце (в углу доски вывешено изображение солнца без лучей). Что с ним не так? Да, у него нет лучиков. А лучи для солнца мы будем с вами зарабатывать.
II. Введение в тему урока.
- Ребята, я прошу вас обратить внимание на картинки, которые расположены на доске. Назовите мне, что изображено на них (дети называют картинки, учитель вывешивает под изображениями названия).
- Итак, картинки мы назвали, а слова мы про (читаем). Для чего нам под картинками слова? Значит, на уроке мы будем читать слова с буквой… С какой же буквой слова мы будем читать, кто-то уже догадался?
- Итак, тема сегодняшнего урока – чтение слогов и слов с буквой Ц, ц. Мы будем читать слоги и слова с буквой Ц, ц.
- Первый лучик мы уже заработали?
III. Работа по теме урока.
- А для того, чтобы читать красиво и правильно, мы сделаем зарядку для языка ( Упражнения: «Месим тесто», «Качели», «Парус») :
Упражнение «Месим тесто».
Тесто мнем, мнем (кусаем язычок,
Тесто жмем, жмем (хлопаем губами по язычку,
Тесто тонко раскатаем (вытягиваем язычок сквозь щелочку между зубами,
Выпекать пирог поставим (выложить «ленивый» язык на нижнюю губу).
Раз, два, три, четыре, пять – не пора ли вынимать?
- Aм (язык убрали).
Далее ученики выполняют упражнения «Качели» и «Парус».
- Давайте произнесем вместе [Ц]. (затем несколько человек произносят звук поочередно)
- А сейчас вернемся к нашим словам на доске : прочитаем и поделим на слоги (хлопки в ладоши).
- Назовите первый слог в этих словах. У меня есть таблица, в которой есть эти слоги, давайте мы эти слоги найдем. А сейчас попробуйте прочитать остальные слоги в таблице (демонстрация и чтение слогов).
- Ребята, как вы думаете всегда ли [Ц] находится в начале слова, может она быть в середине слова, в конце? Подумайте и назовите мне эти слова.
Прослушать варианты и продемонстрировать картинки: солнце, яйцо, курица, заяц.
- Назовите мне картинки. Правильно, слышим [Ц] в этих словах?
- А в каком месте стоит [Ц] в словах солнце, яйцо, курица, заяц? Давайте проверим и выложим слова на своих партах. Возьмите конвертики на столах и разложите картинки из конвертов точно так, как у меня на доске. Вы должны подобрать подходящую надпись к каждой картинке. Проверим, что у вас получилось? Кто готов выйти к доске?
- Вы заметили, что под каждым словом есть еще клеточки? Что с ними делать? А вот что, вы должны найти в каждом слове место Ц, ц (первое, середина, конец). Затем закрасить синим карандашом ту клеточку, где находится Ц, ц в слове. Например, в слове «цапля» где находится Ц, ц?
- Да, в начале слова. Я беру синий карандаш и закрашиваю первую клеточку, потому что Ц, ц находится в начале слова. Вы должны точно так же найти место Ц, ц в каждом слове и закрасить нужную клеточку.
- Давайте проверим, что у вас получилось. Кто готов выйти к доске? (Поощрение лучиком за работу)
Физминутка
IV. Закрепление пройденного
1. Чтение текста педагогом вслух.
- Сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ. Но сначала отгадайте слово со слогом –ЦЫ, которое я задумала. Вы называете, а соглашаюсь или нет. Подсказка: это слово уже называли сегодня на уроке. Это цыпленок. А какой цыпленок бывает? Что он делает? А теперь послушайте.
- Ответы на вопросы по прочитанному, определение в тексте слова со звуком [Ц]
(если дети на слух на могут справиться с заданием, им предлагается печатный текст).
2. Индивидуальная работа по карточкам:
- 1 группа – чтение небольшого текста, выбрать правильные ответы на вопросы по тексту;
- 2 группа – чтение простых предложений, дополнение слов со слогом –ЦО;
- 3 группа – выделение из заданных букв букву Ц, выделение слога –ЦА в словах;
- 4 группа – собрать слова по образцу.
3. Фронтальный опрос. (Поощрение лучиками)
VIII. Итоги урока, оценивание учащихся
- Какой у нас сейчас был урок? (Чтение)
- Какую букву продолжали изучать? (Букву ц).
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Какое задание было наиболее трудным?
- Посмотрите на наше солнце, какое оно получилось (лучистое, яркое? Это значит, мы очень хорошо поработали на уроке. Все молодцы. Какую же оценку каждый из вас заслужил на этом уроке?
- Кто из вас выполнил задания без ошибок, быстро и без моей помощи, тот заслужил «5»;
У кого были ошибки, кому нужна была моя помощь, тот заслужил «4». Думаю, сегодня «3» нет. Спасибо за работу.
ЦЫПЛЯТА И КАПУСТА
В огороде напали на капусту гусеницы. Мама стала собирать вредителей-гусениц в банку. Вдруг она видит: идёт Виталик и несёт корзину. А в корзине были цыплята. Выпустил их мальчик на грядки. Цыплята начали клевать гусениц. Они быстро очистили капусту от гусениц.
1. Кто напал на капусту?
Курицы, вороны, гусеницы.
2. Кто очистил капусту от гусениц?
Виталик, мама, цыплята.
ЦЫПЛЯТА И КАПУСТА
В огороде гусеницы. Гусеницы напали на капусту. Цыплята начали клевать гусениц.
Коль_
Ли- ЦО
Яй-
А О Л Ц К М В О Ц Ш Т К Ц Р С Ы Ч Ц Д
ЦА
КУРИЦА, ЦАПЛЯ, ГУСЕНИЦА
(Под словами три клеточки для выделения звука [Ц] (в начале, в середине, в конце)
ЗАЯЦ
КУРИЦА
СОЛНЦЕ