Бронникова Ольга Леонидовна
Внедрение психолингвистического подхода к формированию речи и мышления в логопедическую практику у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В последние десятилетия отмечается тенденция к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья, со сложными комплексными тяжёлыми нарушениями развития. У значительной части дошкольников с первичным диагнозом общее недоразвитие речи выявляются вторичные нарушения психических функций, следовательно, мы видим проблему в необходимости проведения психологической работы в ходе коррекции речи. Эта проблема не нова, но недостаток новых подходов и практических рекомендаций требует дальнейшей их разработки и получения знаний других наук. При изучении и устранении системных речевых нарушений в современной логопедии широко используются данные психолингвистики, основывающиеся на учении Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания. Поэтому психолингвистический подход к формированию речи и мышления у дошкольников логопедической группы является актуальным, инновационным, и требует дальнейшего исследования его применения в коррекционной работе.
Публикация «Внедрение психолингвистического подхода к формированию речи и мышления в логопедическую практику у дошкольников» размещена в разделах
За полувековой период своего существования, психолингвистика накопила огромный теоретический и экспериментальный материал о закономерностях и специфических особенностях формирования и осуществления речевой деятельности и её тесной связи с мыслительными процессами. Изучение формирования речи и мышления у старших дошкольников логопедической группы с психолингвистических позиций позволяет глубже раскрыть механизм речевого нарушения, определить это нарушение, как языковое расстройство, уточнить структуру дефекта, тем самым достичь наибольшей эффективности коррекционного воздействия. Связь практической логопедии с психолингвистикой способствует реализации принципов анализа речевых нарушений, теоретически обоснованных Р. Е. Левиной:
-принципа системного подхода, который основывается на взаимодействии между различными компонентами языка, а также предполагает необходимость определения ведущего нарушения и соотношения первичных и вторичных симптомов;
-принципа рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка.
В целях реализации психолингвистического подхода для логопедии также важны следующие положения психолингвистики :
-наличие органической связи между речевой деятельностью и неречевой;
-сложная функциональная организация речевой деятельности, т. е. целеобусловленная, направленная на достижение результата;
-целостность речевой деятельности, т. е. сочетание всех форм речи, взаимодействие составляющих её компонентов (фонетико-фонологических, лексико-семантических, синтаксических, этапов и уровней речевого процесса;
-определяющее значение «семантики речи», т. е. обусловленность компонентов речевой деятельности значению и смыслу её продуктов и результатов;
-неразрывная связь речевой деятельности с личностью, т. е. процесс порождения и восприятия речи может состояться только при психической и интеллектуальной активности личности.
В логопедической практике мы имеем дело с различными нарушениями речи. Исходя из потребностей коррекционного воздействия, выделяют критерии для отграничения одного речевого нарушения от другого с психолингвистических позиций, находящих своё отражение в существующих классификациях, по признаку:
-нарушения формы речи (устной или письменной);
-нарушения вида речевой деятельности (нарушение говорения или слушания);
-нарушения этапа порождения или восприятия речи : фонационного оформления высказывания (внешнего, структурно-семантического оформления высказывания (внутреннего);
-нарушенных операций и средств, осуществляющих оформление
Психологическая, психолингвистическая и методическая раскованность специалиста — залог успеха в коррекционном воздействии по преодолению речевых нарушений у детей.
Традиционные формы коррекционного обучения могут быть рационально насыщены и дополнены специальными дидактическими средствами, обеспечивающими выраженный позитивный эффект в развитии психических процессов и преодолении речевых нарушений.
Каждый учитель-логопед вырабатывает свою позицию на основе научных данных, программ, педагогического опыта, используя свой личностный потенциал, благодаря которому традиционные логопедические занятия приобретают новизну.
Литература:
1. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.
2. Ковшиков, В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Текст] : учебник для вузов/ В. А. Ковшиков, В. П. Петухов. - Астрель, 2007.- 318 с.
3. Логопедия [Текст] : учебник для педвузов / под редакцией Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : Владос, 1999. – 680 с.
4. Микляева Н. В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Микляева. – М. : АЙРИС- ПРЕСС, 2007. – 96.