Приложение МААМ

Внедрение психолингвистического подхода к формированию речи и мышления в логопедическую практику у дошкольников

Бронникова Ольга Леонидовна
Внедрение психолингвистического подхода к формированию речи и мышления в логопедическую практику у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В последние десятилетия отмечается тенденция к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья, со сложными комплексными тяжёлыми нарушениями развития. У значительной части дошкольников с первичным диагнозом общее недоразвитие речи выявляются вторичные нарушения психических функций, следовательно, мы видим проблему в необходимости проведения психологической работы в ходе коррекции речи. Эта проблема не нова, но недостаток новых подходов и практических рекомендаций требует дальнейшей их разработки и получения знаний других наук. При изучении и устранении системных речевых нарушений в современной логопедии широко используются данные психолингвистики, основывающиеся на учении Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания. Поэтому психолингвистический подход к формированию речи и мышления у дошкольников логопедической группы является актуальным, инновационным, и требует дальнейшего исследования его применения в коррекционной работе.

Публикация «Внедрение психолингвистического подхода к формированию речи и мышления в логопедическую практику у дошкольников» размещена в разделах

За полувековой период своего существования, психолингвистика накопила огромный теоретический и экспериментальный материал о закономерностях и специфических особенностях формирования и осуществления речевой деятельности и её тесной связи с мыслительными процессами. Изучение формирования речи и мышления у старших дошкольников логопедической группы с психолингвистических позиций позволяет глубже раскрыть механизм речевого нарушения, определить это нарушение, как языковое расстройство, уточнить структуру дефекта, тем самым достичь наибольшей эффективности коррекционного воздействия. Связь практической логопедии с психолингвистикой способствует реализации принципов анализа речевых нарушений, теоретически обоснованных Р. Е. Левиной:

-принципа системного подхода, который основывается на взаимодействии между различными компонентами языка, а также предполагает необходимость определения ведущего нарушения и соотношения первичных и вторичных симптомов;

-принципа рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка.

В целях реализации психолингвистического подхода для логопедии также важны следующие положения психолингвистики :

-наличие органической связи между речевой деятельностью и неречевой;

-сложная функциональная организация речевой деятельности, т. е. целеобусловленная, направленная на достижение результата;

-целостность речевой деятельности, т. е. сочетание всех форм речи, взаимодействие составляющих её компонентов (фонетико-фонологических, лексико-семантических, синтаксических, этапов и уровней речевого процесса;

-определяющее значение «семантики речи», т. е. обусловленность компонентов речевой деятельности значению и смыслу её продуктов и результатов;

-неразрывная связь речевой деятельности с личностью, т. е. процесс порождения и восприятия речи может состояться только при психической и интеллектуальной активности личности.

В логопедической практике мы имеем дело с различными нарушениями речи. Исходя из потребностей коррекционного воздействия, выделяют критерии для отграничения одного речевого нарушения от другого с психолингвистических позиций, находящих своё отражение в существующих классификациях, по признаку:

-нарушения формы речи (устной или письменной);

-нарушения вида речевой деятельности (нарушение говорения или слушания);

-нарушения этапа порождения или восприятия речи : фонационного оформления высказывания (внешнего, структурно-семантического оформления высказывания (внутреннего);

-нарушенных операций и средств, осуществляющих оформление

Психологическая, психолингвистическая и методическая раскованность специалиста — залог успеха в коррекционном воздействии по преодолению речевых нарушений у детей.

Традиционные формы коррекционного обучения могут быть рационально насыщены и дополнены специальными дидактическими средствами, обеспечивающими выраженный позитивный эффект в развитии психических процессов и преодолении речевых нарушений.

Каждый учитель-логопед вырабатывает свою позицию на основе научных данных, программ, педагогического опыта, используя свой личностный потенциал, благодаря которому традиционные логопедические занятия приобретают новизну.

Литература:

1. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.

2. Ковшиков, В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Текст] : учебник для вузов/ В. А. Ковшиков, В. П. Петухов. - Астрель, 2007.- 318 с.

3. Логопедия [Текст] : учебник для педвузов / под редакцией Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : Владос, 1999. – 680 с.

4. Микляева Н. В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Микляева. – М. : АЙРИС- ПРЕСС, 2007. – 96.

Публикации по теме:

Внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольниковВнедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников Педагогический совет №2 Тема: «Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых.

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Консультация для родителей «Развивающие игры для речи, логики, мышления»Консультация для родителей «Развивающие игры для речи, логики, мышления» Давно известно,что чем лучше ребенок управляет своими пальчиками,тем быстрее он начинает говорить. Здесь нет особого секрета,ведь нервные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внедрение психолингвистического подхода к формированию речи и мышления в логопедическую практику у дошкольников
Опубликовано: 17 декабря 2024 в 12:55
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Внедрение психолингвистического подхода к формированию речи и мышления в логопедическую практику у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Бронникова Ольга Леонидовна (УИ 2774342) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД